Пересматривая или просто вспоминая эти фильмы, с удовольствием осознаёшь, что наш Штирлиц, наш учитель Мельников в своём амплуа — совершенство: он не только тонок и убедителен в каждом воплощённом образе, но и дополняет его задушевностью собственного песенного исполнения.
Первую популярность Тихонову принесла роль простого деревенского парня Матвея Морозова из фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1957), где актёр сыграл тихого романтика повседневной обыденщины. И молодецкая свежесть Вячеслава Васильевича, и глубина его переживаний на экране сделали эту роль всенародно любимой.
«Тем, кто держит свой камень за пазухой, ох и трудно в деревне у нас», — эти строки непроизвольно запоминаются. Остаётся ощущение, что поётся не только о деревне Пеньково. Появляется желание заглянуть и в себя.
Художественный фильм «ЧП – Чрезвычайное происшествие» (1958) рассказывает о случае с кораблём «Полтава», захваченным в плен китайскими военными режима Чан-Кайши. Китайцы, пытаясь завербовать моряков, проводят их через разные испытания.
Весёлый и остроумный в начале фильма моторист Райский к финалу эволюционирует перед зрителями, раскрывая свои скрытые резервы: умение торговаться, вести двойную игру, если это необходимо для спасения жизней товарищей.
«Через весь океан, сквозь любой ураган возвратятся домой корабли» — эти строки из песни Виктора Райского стали лейтмотивом всего фильма. Они дарят надежду, вселяют уверенность, что испытания будут выдержаны и каждый найдёт свою родину.
В фильме 1959 года «Майские звёзды» Вячеслав Васильевич сыграл лейтенанта Андрея Рукавичкина. События в картине разворачиваются в мае 1945 года.
Послевоенная Прага встречают своих освободителей. В первые дни мира кто-то вспоминает довоенную жизнь, кто-то находит свою любовь, кто-то мечтает о будущем… Всех объединяет жажда простого человеческого счастья. Но память недавнего военного прошлого ещё не отпускает.
В военной драме «На семи ветрах» (1962), в истории любви и простого героизма, Тихонов исполнил роль красивого человека — капитана Суздалева.
Его партнёрша по фильму Лариса Лужина утверждала, что основными качествами капитана — высоким пониманием понятий чести и долга, человеческим достоинством, глубокой совестью — обладал и сам актёр. Вальс в исполнении Вячеслава Васильевича дополнил его мужественно-благородный образ, придал лиризма военной картине.
В «Оптимистической трагедии» (1963), поставленной по пьесе Всеволода Вишневского, Вячеслав Тихонов выступает в несвойственном ему амплуа — играет разухабистого матроса-анархиста, причём шикарно играет! И песня под стать его образу.
Образ учителя Мельникова в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» (1968) исполнен психологизма. Этот герой Тихонова просто идеален: он прошёл войну, познал цену мира и добра.
Он мудр и ощущает свою возрастную зрелость. Чувствует боль от невозможности ответить взаимностью на чувства влюблённой в него коллеги… И звучащая из его уст песня на стихи Николая Заболоцкого не только подчёркивает душевную глубину героя, но и располагает зрителя к размышлениям о собственной жизни.
И, наконец, в культовой киноленте Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973) Вячеслав Тихонов тоже поёт! Отмечая День Красной армии, он исполняет для себя, для души, внутренним голосом, всем существом — ведь вслух нельзя! — старинную русскую народную песню «Ой ты, степь». И она звучит в каждой чёрточке его лица, в глубине взгляда, обращённого внутрь себя, подчёркивая истинную суть героя.
Больше десяти лет мы живём без него. Но с нами живут его честные и чистые герои. Звучит его тёплый, искренний голос. Голос красивого душой человека.