«Напрасно вы так, а ведь была двойня…» Неблагодарные мужья, бездетная жизнь и одинокая старость Татьяны Дорониной

— У вас был мальчик и девочка… — слова доктора хлестали по щекам как холодный ветер. – Но не это самое важное. Детей вы больше иметь не сможете…

Таня лишь поглубже зарылась в одеяло…

«Это все сон, дурной сон. Вот я сейчас проснусь и все будет как прежде…»

Великая актриса и неподражаемый в своей властности и железной воле художественный руководитель МХАТа – Татьяна Васильевна Доронина родилась в совершенно обычной семье в Ленинграде. Сама Доронина всегда называла свою семью пролетарской…

У Тани с детства обнаружилась «аристократическая» и явно безумная страсть к театру… В снег и дождь, вопреки, и несмотря ни на что Таня бежала на премьеру очередного спектакля.

Девочке с трудом давались точные науки, зато литература была ее стихией. Весь класс замирал, когда девочка читала стихи. Их она знала в большом количестве.

Вам бы школу сперва окончить

В старших классах Таня с подружкой отправилась покорять МХАТ. Она блестяще прошла все вступительные экзамены, прочтя отрывок из «Мертвых душ». Комиссия была готова принять ее с распростертыми объятиями, как вдруг выяснилось, что у девочки еще нет школьного аттестата…

Посовещавшись, педагоги все же отправили Таню доучиваться в школу, что она и сделала. Все это время Таня репетировала дома. Однажды она перед зеркалом изобразила выражение «значительность». С этим выражением на лице она и встретила родителей после работы.

Родители молча прошли к себе в комнату, посовещались, а после отец ушел. Через полчаса вернулся с велосипедом. Через день Таня случайно услышала монолог матери. Та жаловалась соседке.

Мол, совсем они замучили дочь учебой и кружками. Вчера вернулись с работы, а у той лицо перекошено, одна бровь вверх, другая – вниз, рот на бок… Решили купить велосипед…

Через два года уже с аттестатом довольная Таня вернулась снова. Теперь уже ничто не мешало стать ей студенткой.

С первым мужем – Олегом Басилашвили, Доронина познакомилась ещё в студенчестве. Женились скромно, без белого платья, без колец.

С детьми пара не торопилась, хотели выстроить хоть какую-то карьеру.

Таня неслась к мужу на крыльях любви. Хотела сообщить радостную новость, она беременна. Уже два месяца.

Олег уехал на съемки фильма «Невеста». Без стука вбежав в гримерку Таня застала милую сцену. Ее благоверный воседал на диванчике, а рядом Танечка Пилецкая. Парочка употребляла шампанское.

Олег попытался что-то объяснить, но разгоряченная с дороги жена и слушать не хотела. Она развернулась и уехала обратно. Позже Пилецкая уверяла, что между ней и Басилашвили ничего не было. Но Доронина на тот момент решила иначе и за всю жизнь мнения своего не изменила.

Вернувшись домой Таня отправилась в больницу. Она сразу решила, что прервет эту беременность. Рожать человеку, который ее предал, она точно не собиралась.

…Последствия этого аборта будут аукаться всю жизнь. Во-первых, она ждала не одного, а сразу двух малышей: мальчика и девочку. А во-вторых, детей она больше иметь не сможет. Вот она, кара за грехи…

В одном театре с бывшим мужем Татьяна работать не захотела. Ушла.

В БДТ Доронина была несомненной примой, а это не могло не вызвать зависть у других актрис, которые постоянно плели всякого рода интриги. На новом месте актрисе необходима была внутренняя поддержка: иначе она бы просто не вынесла резких перемен.

Её избранником стал театральный критик Анатолий Юфит, с которым они прожили три года в гражданском браке. Натура Дорониной требовала некоего «рыцарского» почитания и отношения, Анатолий ей этого дать не смог…

На «внутренней сцене» Дорониной, тем временем, возник новый персонаж. Драматург Эдвард Радзинский.

«Ниже тебя ростом? Ну и что теперь? Зато какой неподражаемый слог… Он безмерно талантлив… Как же хочется играть его пьесы, проживать жизни его героев и быть рядом…»

Татьяна Доронина приняла решение, о котором потом всю жизнь высказывалась с сожалением – перебралась в Москву, в главный театр страны – в МХАТ. Не принявший её первый раз, он не «воспылал» к ней и во второй…

В те МХАТовские годы только ленивый не приписывал Дорониной роман с Олегом Ефремовым. Ещё бы… Они вместе снимались в кино, а в кадре выглядели настолько монолитно и органично, что невозможно было поверить, что это просто великолепная игра актёров.

 Да и вскоре «вставший у руля» театра Ефремов первую же свою пьесу поставил как будто для себя и Дорониной. Это была знаменитая «Дульсинея Тобосская».

Тем временем, Татьяну пригласили в другой театр – Театр им. Маяковского. Режиссёр Гончаров охотно отдал Дорониной роль «вечной королевы», ведь это был единственный способ заполучить себе столь искреннюю и завораживающую актрису. Только с короной на голове Доронина раскрывалась полностью…

Наступили и очередные перемены в личной жизни. Радзинский и Доронина мирно разошлись, видимо исчерпав творческий потенциал друг друга и перестав черпать вдохновение в своих отношениях.

Утро в гостиничном номере Новосибирска выдалось недобрым.

– Борис, Борис, просыпайся…

Химичев с трудом продрал глаза и увидел перед собой лицо Татьяны, разгневанное и решительное…

– Так. Слушай меня внимательно. Либо ты даёшь мне слово, что немедленно женишься на мне, либо – собирай вещи и вон из номера…

Таким бескомпромиссным способом Татьяна Доронина заполучила себе очередного по счёту мужа. Нет, это только выглядело вынужденным решением. Они были давно знакомы, и это была настоящая любовь, продлившаяся целых пять лет. Просто на этот раз с самого начала отношения «вела» Татьяна.

Борис оказался великолепным «хозяйственником». На него легли все домашние заботы, такие как готовка и стирка. Не очень любившая погружаться в домашние хлопоты Доронина была рада обрести в лице супруга и хозяина в доме, и любящего человека.

Но… в конце концов, Борису стала надоедать подобная жизнь, пошли ссоры, а затем отношения и вовсе сошли на нет.

Татьяна любила быть главной везде и во всём. Даже в таких вопросах как садовое товарищество. Там Доронину выбрали председателем, что и понятно, там же она познакомилась со своим последним мужем – Робертом Тохненко.

Роберт работал в главном управлении ЦК комсомола. Две властные натуры нашли друг друга ровно на три года, а потом разошлись ввиду отсутствия реальных совместных интересов.

Театральная же жизнь развивалась по своему сценарию. Как раз между разладом с Химичевым и знакомством с Робертом Тохненко, актриса

Точно как и мужей Доронина меняла театры

Казалось, в театре имени Маяковского она задержится надолго. Только вот подрастающая прима театра Наталья Гундарева вскоре решила бороться за право быть первой.

Во время одной из репетиций между ними вспыхнула сначала словесная перепалка – к ним давно привыкли. Но после случилось невообразимое, актрисы подрались. Эту стычку еще долго обсуждали в актерской среде.

Доронина со скандалом вернулась в МХАТ. Правда, здесь её ждал «сюрприз». Ролей она не получала, а достаточно скоро началась знаменитая история с «разделом» театра.

Приказом министерства труппа театра была разделена на две части. Одна часть перешла в отреставрированное здание. Её возглавил Ефремов, забрав и весь основной репертуар. Другая часть осталась без работы, но именно её возглавила Татьяна Доронина.

Эти «революционные» события может и не имели бы особого значения, но они оказались важны для понимания творческого и личного выбора Татьяны Дорониной.

«Все эти авангардные спектакли… Какое это имеет отношение к художественному театру… я правда не могу понять…»

Свою часть МХАТа Доронина возглавила на тридцать с хвостиком лет, окончательно совместив с ним и свою личную жизнь. Он стал для неё подлинным «детищем», в которое она вложила и всю свою любовь к нерожденным детям.

Времена стремительно менялись. В 2018 году Доронина покинула пост художественного руководителя театра, оставшись его почётным президентом. Ей на смену пришёл Эдуард Бояков, превративший в театр в «эстрадно-цирковой балаган». 

Сами актёры обвиняли Боякова в некомпетентности и просили вернуть Доронину, но всё осталось как есть.

Последней каплей для самой Татьяны Васильевны стало привлечение в качестве актрисы театра Ольги Бузовой. Доронина ушла, после увольнения она замкнулась в себе…

«Срочно изгнать из театра торгашей» так и не получилось. Не помогли и письма президенту, и даже личная беседа с ним. С уходом Дорониной с поста руководителя МХАТа, ушёл в прошлое и художественный театр…

А она осталась одинокой. Одинокой в своей борьбе за «чистое искусство», актрисой и женщиной, отдавшей профессии всю жизнь…

Оцените статью
«Напрасно вы так, а ведь была двойня…» Неблагодарные мужья, бездетная жизнь и одинокая старость Татьяны Дорониной
«Я плакала все девять часов в самолёте до Нью-Йорка». Как сложилась жизнь Елены Соловей и её детей в США