«Начальник Чукотки», «Старший сын» и другие фильмы Виталия Мельникова: курьезы и забавные истории на съемках

«Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Старший сын», «Выйти замуж за капитана» — режиссером всех этих замечательных советских фильмов является Виталий Вячеславович Мельников, ушедший из жизни 21 марта 2022 года.

О его биографии и творчестве у меня есть отдельный пост, так что подписывайтесь на канал «В ЖИЗНИ И В КИНО». Здесь будет рассказ о курьезах и просто интересных историях, происходивших на съемках некоторых его фильмов. Вся информация взята из книги воспоминаний мастера:

Виталий Мельников. Жизнь, кино. Санкт-Петербург, Издательский дом «Сад искусств», 2005.

НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ (1966)

Сам фильм снимался на Кольском полуострове Мурманской области и, как ни странно, в Крыму. Но для того, чтобы прочувствовать, как живут на самой отдаленной советской территории, Виталий Мельников и члены съемочной группы специально посетили самую настоящую Чукотку, до которой добирались с пересадками на 5 самолетах.

 своих мемуарах режиссер много обращает внимание на то, как и сколько пьют жители тех мест. Как коренные чукчи, так и понаехавшие. Вот лишь один фрагмент:

«В чистой маленькой гостинице нам устроили пышный прием при участии всей местной интеллигенции, числом семь человек. Они продемонстрировали, как нужно пить в Арктике. Оказывается, пить нужно только чистый спирт, а запивать экзотическим для отдаленного Заполярья кефиром. Это был высший шик!»

СЕМЬ НЕВЕСТ ЕФРЕЙТОРА ЗБРУЕВА (1970)

На женские роли, режиссер пригласил звездную Наталью Варлей и опытных Марианну Вертинскую и Елену Соловей. На роли остальных «невест» устроил просмотр вчерашних выпускниц актерских факультетов.

Сама процедура проходила в гостинице. В номер к Виталию Мельникову, с интервалом в полчаса поднимались молодые девушки, одна краше и наряднее другой. Они проходили не только через дежурного администратора, но и мимо комсомольского патруля с красными повязками, дежурившего в гостинице и пресекавшего пьянство и распутство среди постояльцев. Один мужчина и столько девиц естественно привлекли внимание блюстителей нравственности:

«Однажды, когда ко мне явились сразу три девушки, в номер без стука ввалилась толпа. Все были с красными повязками, а из коридора еще тянули шеи два милиционера и лично директор гостиницы. Ничего интересного они не увидели – мы беседовали и пили чай!»

КСЕНИЯ, ЛЮБИМАЯ ЖЕНА ФЕДОРА (1974)

Часть съемок картины проходила в Армении. Съемочную группу поселили в Ереване. Вот, что сам режиссер рассказывал в мемуарах:

«Я жил в интуристской гостинице «Ани». Во время очередного землетрясения обои в номере треснули, и из щели высунулся здоровенный, с кулак, микрофон. Пришел армянский гэбэшник с извинениями. Он просил не обижаться, потому что микрофон «обслуживает» не меня, а иностранцев. «А ты наш и можешь болтать, что хочешь», – разрешил гэбэшник».

СТАРШИЙ СЫН (1975)

Фильм Виталия Мельникова открыл для отечественного кино сразу трех будущих Народных артистов – Николая Караченцова, Михаила Боярского и Наталью Егорову. Именно после выхода экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын» их стали узнавать на улице.

А, кроме того, режиссер нашел еще один талант у молодых актеров. Опять же обратимся к мемуарам:

«В сцене ночного хулиганского пения Караченцова и Боярского мы обнаружили, что оба они очень даже неплохие певцы. Так на этой картине мы нечаянно запустили на эстрадный небосклон теперь всенародно известных, звездных исполнителей».

На съемках «Старшего сына» произошло важное событие в жизни еще одной отечественной кинозвезды. Исполнительница роли соседки Натальи актриса Светлана Крючкова познакомилась с постоянным оператором Виталия Мельникова Юрием Векслером. В 1975 году они расписались, в 1981 у них появился единственный сын, а в 1988 развелись.

Светлан Крючкова стала одной из любимых актриса Виталия Мельникова. Она сыграет в 6 фильмах мастера, больше чем кто-либо другой.

ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА КАПИТАНА (1985)

Фильм понравился не только рядовым зрителям (в кинотеатрах его посмотрели 12 млн. человек), но и высокопоставленным военным. В капитане-пограничнике, в исполнении Виктора Проскурина, генералы увидели идеального советского офицера, только вот… Но снова обратимся к мемуарам Виталия Мельникова:

«Когда мы завершили картину, я был приглашен в политуправление погранвойск. Многозвездный генерал долго благодарил меня за «образ типичного боевого капитана», но попросил, чтобы капитан еще и не пил, и не курил. «Исправьте это дело, — важно сказал генерал, — с помощью комбинированных съемок». Я сказал ему, что это глупость. Генерал замолчал, грубость стерпел и больше не командовал».

Это далеко не все истории из мемуаров Виталия Мельникова. Особое место в них занимают воспоминания о своем тяжелом детстве, о том, как приходилось выживать родственникам «врагов народа». Отца и деда режиссера расстреляли в 30-е годы.

Обязательно прочтите его книгу, если интересуетесь историей отечественного кино. Узнаете не только как снимались фильмы самого режиссера, но и как вообще работало закулисье советского кинематографа. В новом свете раскроются многие наши кинозвезды. И обязательно захочется пересмотреть любимые старые фильмы…

Оцените статью
«Начальник Чукотки», «Старший сын» и другие фильмы Виталия Мельникова: курьезы и забавные истории на съемках
Матлюба Алимова: почему закатилась звезда актрисы из фильмов «Цыган» и «Возвращение Будулая», в которую был влюблён Высоцкий