«Может, заведем ребенка?»,- спросила она. Он ответил: «Я в неволе не размножаюсь»: поздняя любовь и семейная драма Михаила Кононова

— После знакомства с Леной у него словно выросли крылья, — рассказывала журналистам близкая подруга семьи Кононовых Галина Романова. — Его позднюю любовь осуждали друзья и родные.

И только Наталья, зная об увлечении мужа, делала вид, что все в порядке.

САМООТВЕРЖЕННАЯ ЛЮБОВЬ

Михаил Кононов родился весной 1940 года в Москве. Его мать, Мария Владимировна, работала поваром в столовой. Отец, Иван Михайлович — швейцаром в гостинице «Пекин».

Семья жила в стесненных условиях коммунальной квартиры, где Мише отводился лишь небольшой чуланчик без окна. Но, несмотря на трудности, он рос жизнерадостным и любознательным ребенком.

С началом ВОВ родители отправили сына к родственникам под Тулу, посчитав, что там ему будет безопаснее. Однако война добралась и сюда: село оккупировали фашисты.

Все это время Мария Владимировна не находила себе места, представляя самые страшные сценарии. И, узнав, что село освободили, рванула туда. Несколько недель бедная мать добиралась до места назначения на перекладных. Два раза чудом выжила под бомбежками и схватила воспаление легких.

А когда, наконец, доехала, в разгар лютой зимы одна на санках вывезла сына в безопасное место. Этот самоотверженный поступок стал олицетворением ее глубокой заботы и любви к единственному ребенку, несмотря на то, что женщиной она была строгой, бескомпромиссной, а порой и жестокой.

Мария Владимировна редко проявляла чувства. Мало того, всячески старалась подавить любые порывы со стороны сына. Миша с детства помнил ее суровый тон и холодный взгляд.

— Трудно тебе будет в жизни. Ты предан, как собака, ласков, как щенок,- отталкивала она сына, когда тот бросался к ней навстречу с распростертыми объятиями.

А ведь он так жаждал ее признания, тепла и гордости за него. Именно ради мамочки он стал актером, надеясь, что успех на сцене и экране заставит ее пересмотреть отношение к нему.

ОТ ШКОЛЬНОЙ СТУДИИ ДО БОЛЬШОГО КИНО

Желание выступать перед публикой появилась у Михаила еще в школе. Мальчишка с большой охотой посещал театральную студию и участвовал во всех детских спектаклях. Там же познакомился с будущим режиссером Андреем Смирновым, на долгие годы ставшим его близким другом.

Еще подростками они вместе писали сценарии, ставили по ним спектакли на школьной сцене. Эта дружба оставила в сердце Кононова светлый след, ведь впоследствии настолько близких отношений у него так и не случилось. Завести новых друзей мешал его сложный характер.

После школы Михаил без труда поступил в Щепкинское училище, в то время как его друг Андрей выбрал ВГИК. Еще студентом начал сниматься в кино, в том числе получил свою первую большую роль в фильме «До свидания, мальчики».

Далее были роли в картинах «Начальник Чукотки», «На войне как на войне», незабываемые образы в «Здравствуй и прощай» и «Большой перемене». Однако сам актер выделял лишь одну свою сравнительно небольшую роль — монаха Фомы в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Она стала для него вершиной творчества, воплощением мечты о высоком искусстве.

— Высокое искусство — это как молитва, — говорил он. — Оно очищает душу. А «Большая перемена» просто комедия.

НЕУДОБНЫЙ КОЛЛЕГА

Несмотря на оглушительный успех «Большой перемены» Михаил Иванович не любил этот фильм. Сценарий он называл глупым, а режиссера Алексея Коренева — бездарным. На съемках часто конфликтовал, доводил коллег до слез и спорил с режиссером. Тем не менее фильм стал культовым, а Нестор Петрович — народным любимцем.

Все, кто знал Кононова, единодушно обращали внимание на противоречивость его характера. На экране он выглядел бесхитростным, простоватым, порой даже недалеким, с легким налетом трагикомичности. Однако в жизни был абсолютно другим.

— Он славился своей прямотой,- рассказывала про Кононова Инна Чурикова. — Говорил всем, что думал и ни секунды не сомневался в этом. Иногда мог подойти к актеру и прямо сказать: «Да у тебя талант кот наплакал».

Конечно, многим это не понравилось. Он общался только с теми, кого уважал. В этом смысле Миша был неудобным человеком. Но я всегда ценила это в нем черту. И еще он был очень умным и достаточно закрытым.

Из-за своего нрава Кононов продержался всего 5 лет в труппе Малого театра, куда попал сразу после окончания «Щепки». Он подавал надежды, но в этом устоявшемся консервативном коллективе независимому молодому актеру с творческими комплексами попросту было тесно.

Еще он хотел всегда быть «начальником Чукотки», первой скрипкой в любом ансамбле. Другая расстановка сил вызывала в нем упрямство и раздражение.

— Коллеги считали его правдолюбцем, этаким гвоздем в диване, поэтому его сторонились, — вспоминала о близком друге Галина Романова.

МАТЕРИНСКАЯ ОПЕКА

Да, он был человеком с невыносимым характером. И своими колкими высказываниями мог заставить разрыдаться любого. А вот его настоящих слез не видел никто. Хотя в жизни трагедий хватало…

Фронтовик Иван Михайлович Кононов после возвращения домой прожил совсем недолго, сказались последствия тяжелых ранений. Мария Владимировна воспитывала сына одна. Жили бедно. И ласковый Миша старался, как мог, чтобы скрасить мамину жизнь. Казалось, они так и проживут вдвоем в доме, где не было места для других людей.

Мария Владимировна считала, что все происходящее вокруг не заслуживает их внимания. И только ее гениальный и умный мальчик имеет право выбирать для себя все самое лучшее.

Она старалась ограждать сына от всего того, что могло быть для него неважным или опасным. И с каждым годом ее контроль только усиливался. Сценарии режиссеров они читали вместе, а потом она принимала решение, соглашаться или нет. Товарищей и коллег не пускала на порог. Категорически не нравились ей и девушки, с которыми Михаил иногда знакомился.

В каждой из них она находила изъяны: одна была слишком разговорчива, другая слишком молчалива, третья не подходила по статусу, у четвертой был большой нос.

— Она не для тебя,- каждый раз слышал Михаил, понимая, что разговор с мамой окончен.

ЛЮБОВЬ ВОПРЕКИ

Но любовь зла! В 29-летнем возрасте Кононов познакомился с манекенщицей, спортсменкой-лыжницей Натальей, которая была на девять лет его младше. Правда, когда Михаил привел новую знакомую домой, Мария Владимировна по обыкновению воспротивилась, а вечером учинила настоящий скандал.

Ко всеобщему удивлению, сын слова матери во внимание не взял. А может, и Наташа, девушка с сильным характером, смогла повлиять на любимого. Как бы там ни было, вскоре они поженились. И поначалу все вроде бы складывалось неплохо.

Михаил смотрел на супругу, как на богиню. Для него все в ней было прекрасным: красивая, умная, заводная. Он верил, что их союз будет крепким и безоблачным. Наташа тоже не сомневалась в муже. И только Марии Владимировне становилось тесно с невесткой на одной кухне, о чем она неоднократно заявляла.

Бесконечные ссоры, скандалы стали обычным делом в семье Кононовых. Веселая, общительная Наташа старалась сохранить мир: пыталась задобрить свекровь, пореже выходить из своей комнаты, не реагировать на ее выпады. Однако обстановка в доме становилась все напряженней.

ТРАГЕДИЯ

В день своего 30-летия Михаил зашел к Марии Владимировне помириться. А нашел ее лежащей на полу с бутылкой отравы для тараканов в руке.

Этот удар актер переживал до конца жизни и бледнел, когда его спрашивали о матери. После трагедии он очень изменился, стал замкнутым и жестким. Заставил жену оставить спорт и работу модели. А самое страшное — запретил той даже думать о детях.

— Может заведем ребенка,- спросила его как-то Наташа.

— Я в неволе не размножаюсь,- ответил он.

Однако, несмотря на все трудности, супруги прожили вместе почти 40 лет.

— Он был сложным человеком, — вспоминала Наталья после его смерти. — Но я его любила. И никогда бы не бросила бы, что бы ни случилось.

Сам же Кононов позволял себе увлечения на стороне. Одной из его последних страстей стала 18-летняя Елена, связь с которой вылилась в еще одну драматическую историю.

ЕЩЕ ОДНО ИСПЫТАНИЕ СУДЬБЫ

В 1994 году Михаил Иванович решил организовать театр-студию при Доме Культуры. На прослушивание к нему пришла 18-летняя москвичка с глубокими печальными глазами. С собой она принесла рассказ — историю девушки, попавшей в криминальную среду. Эта работа настолько зацепила артиста, что он тут же предложил той сотрудничество — она пишет сценарий, он снимает фильм.

Лена, мечтавшая стать актрисой, буквально молилась на своего кумира. Он же, в свою очередь, познакомил ее со своей женой. И Наталья Павловна даже была не против их общения.

— Я Лену очень тепло приняла,- рассказывала после супруга Кононова. — Мы к тому времени уже жили в деревне, она часто к нам приезжала. Помогала по хозяйству. Миша давал ей уроки актерского мастерства. Я видела, что у мужа горят глаза, он будто переживал вторую молодость. Ну, а когда ему хорошо, то и мне тоже…

Когда сценарий фильма был готов, Михаил Иванович приступил к поиску финансирования. Но выделять средства на проект никто не спешил. Напрасно он ходил по всем инстанциям, его не хотели даже слушать. Все это время рядом с ним находилась Лена. К тому времени Кононов устроил ее менеджером в одну из московских компаний и поселил в свою городскую квартиру.

— В какой-то момент муж задумался о том, чтобы прописать ее в нашей «двушке»,- вспоминала Наталья Павловна. — Мы оформили ей опеку над Мишей. Заключили с ней официальный договор.

И в этот раз официальная жена не увидела в этом ничего плохого. Наоборот, посчитала, что это будет даже разумным: пусть Леночка ухаживает за мужем, когда он в Москве!

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Шли годы. Лена успела окончить Архивно-исторический институт, продвинулась по карьерной лестнице, у нее появились состоятельные ухажеры. А стареющий актер все еще видел в своей пассии успешную артистку. Вот только та больше не разделяла его энтузиазма.

— Миша в ней души не чаял, -горестно вздыхая, продолжала Наталья Павловна. — А она пока была неустроенной, мы были ей нужны. А потом решила квартиру нашу отнять…

Далее история и вовсе приняла криминальный оборот. По словам Михаила Ивановича, он дважды чудом остался жив в результате нападений. А когда вышел из больницы, узнал, что вместо договора опеки с Леной, оказывается, подписал договор ренты, передававший ей право на жилье. И снова угодил на больничную койку. На этот раз с инфарктом.

На новые испытания у народного артиста больше не оставалось сил. Зато их с лихвой хватило у супруги. Более года Наталья Павловна боролась за свои права на квартиру и добилась отмены договора. После этого Кононовы смогли ее продать. А вот сама женщина так измоталась, что попала в больницу с депрессией.

Михаил Иванович тоже тяжело перенес предательство: постоянно болел, кочевал из больницы в больницу и наотрез отказывался от общения с кем бы то ни было. Единственным утешением стало творчество. Народный артист занялся написанием мемуаров под рабочим названием «Прости, жизнь, и прощай!». Увлекся фотографией.

К сожалению, череда трагических событий привела к печальному финалу. Простудившись, актер оказался прикован к постели и утром 16 июля 2007 года скончался на 68-м году жизни.

Больно об этом писать, но проститься с любимым всей страной актером не пришел почти никто из его коллег…

Оцените статью
«Может, заведем ребенка?»,- спросила она. Он ответил: «Я в неволе не размножаюсь»: поздняя любовь и семейная драма Михаила Кононова
Николай Фоменко: он никогда не упоминает о второй жене, с которой развелся после 10 лет брака