Она из поколения тех талантливых людей, которые не выставляли на всеобщее обозрение личную жизнь, как это принято сейчас. Майя Менглет просто жила и работала. Хотя «выставлять» было что, начиная от знаменитого отца – Георгия Менглета – до долгой и счастливой судьбы с любимым человеком.
Она не жаловалась на недостаток работы в кино. Так и прошла по жизни красивая и гордая женщина, не уронив себя.
Дочь кумира и выдающегося актёра
Трёхмесячную малютку в 1935 году отправили в корзине к бабушке и дедушке в Воронеж, ведь постоянный плач ребёнка мешал полноценно и фанатично трудиться родителям на благо искусства.
Отношения с отцом у Майи были сложные. Она боготворила его, вспоминала, что он был справедлив к ней, обходился без нравоучений. Но его уход из семьи и второй брак она восприняла как предательство. Майя возобновила общение с отцом лишь спустя много лет.
С бабушкой и дедушкой она была по-настоящему счастлива. Майя с ностальгией вспоминала милый сердцу Воронеж, их уютный и открытый для всех дом, трёх собак и кота.
И, конечно, «мадам Менглет», так почему-то звали люди бабушку, совершенно простую внешне и вечно кому-то помогающую.
В период войны семья воссоединилась в Сталинабаде (Душанбе, Таджикистан). Папа и в местном театре был на главных ролях. Даже в трудные военные времена детство, по словам актрисы, было счастливым. Жизнь не останавливалась – дети ходили в школу, играли в войну, а родители уехали с театром на фронт. Майя опять осталась с бабушкой и дедушкой.
Послевоенная юность
По окончании войны все вернулись в Москву, куда Георгия Менглета пригласили в Театр сатиры. Повзрослевшая девочка, которая выросла на спектаклях воронежского театра, любила этот вид искусства, но быть актрисой не хотела.
Она признавалась, что боялась сцены. Да и по поводу собственной внешности у Майи были сильные сомнения.
После окончания школы она отправилась вместе с Игорем Квашой и Светланой Мизер на просмотр в Щукинское училище. Но решила не поступать. И только в 1953 году стала студенткой школы-студии МХАТ. Поступление скрыла от семьи, заявив, что подала документы в иняз. Правду узнали после зачисления Майи на курс Топоркова.
«Дело было в Пенькове»
Это была та самая роль, после которой артист просыпается знаменитым. Менглет мгновенно попала в список лучших актрис советского кино. На пробы её пригласили на последнем курсе института. Претенденток на роль было много, в том числе – известные актрисы. Поэтому Менглет чувствовала себя очень скованно.
Она наблюдала в студии за Вячеславом Тихоновым и Светланой Дружининой, смотрела на них во все глаза, и даже не представляла себя рядом с этими мастерами. Но Ростоцкий выбрал именно её, хотя многие сомневались или были откровенно против.
Майя вспоминала, что ей, действительно, было сложно войти в образ Тони, но Станислав Иосифович поверил в неё. И не зря.
Величие Ростоцкого проявлялось даже в организации съёмок. Артисты жили в этой же деревне, носили одежду своих героев повседневно. Местные жители вообще забывали, что рядом с ними столичные актёры — воспринимали их своими, деревенскими. Шедевры, наверное, так и создаются.
А что же Майя Менглет? Роль Тони осталась единственной культовой в её биографии, хотя фильмов впоследствии было не так уж и мало. Слава не вскружила актрисе голову, она не соглашалась на заманчивые предложения с сомнительными условиями. Сыгранная роль помогла ей объездить полмира, и это в советские времена.
Её окрестили «русской Софи Лорен», появилась отметка в учётной записи актрисы на Мосфильме «Актриса несоветская. Для фильмов советской тематики не может быть востребована». Вот и весь секрет.
Хотя, ходили слухи, что она отказала во внимании одному из высокопоставленных чиновников, дав тому понять, что шансов у него нет. После этого ролей предлагали немного.
Любовь длиной в 60 лет
Первый брак со Станиславом Кореневым распался быстро. Наверное, это случается с молодыми людьми, которые дружат с детства и решают, что это «навсегда». У Майи эти отношения закончились появлением сына Алексея и разводом.
Вскоре она встретила своего, единственного. С Леонидом Сатановским они всегда находились вместе: и на работе, и дома. Вместе воспитали двоих сыновей.
Свою фамилию Майя не меняла по просьбе дедушки, он очень переживал, что род Менглет прервётся по женской линии. По той же причине с этой фамилией остались дети с внуками.
Леонид с Майей прожили почти 60 лет как один день. Актриса была с ним до последней секунды.
Театр
Приоритетом для Майи всегда была сцена, которой она так боялась в детстве. В театре им. Станиславского она «задержалась» на 43 года. По воспоминаниям актрисы, это были счастливые времена. Спектаклей и ролей у Менглет было много.
Начались 90-е, после смерти Виталия Ланского, главного режиссёра, театр превратился в «место зарабатывания денег». Не все актёры выдержали перемены. Среди них были и Менглет с Сатановским, написав заявления об уходе.
Эмиграция
Оказавшись без театра, они не знали, что делать. Тут на помощь пришли сыновья, проживающие в то время в Австралии. Старший Алексей, окончив ГИТИС, женился на немке и уехал на родину жены, откуда они спустя время переехали в Мельбурн.
Младший Дмитрий, химик, доктор наук, вскоре тоже уехал туда по приглашению брата. И вот настала очередь родителей.
Об эмиграции они не мечтали, и не думали, что окончат свой жизненный путь вдали от родины. Но была радость, что рядом дети.
Вскоре они уже летали по всему миру: гастроли по Канаде и США в составе труппы монреальского Русского драматического театра, а Майя ещё играла у Михаила Козакова (Израиль) в русской антрепризе.
Годы брали своё – стало резко ухудшаться состояние здоровья Леонида Моисеевича. Несколько операций не принесли облегчения. Он умер в 83 года. У любимой женщины на руках.
С уходом мужа Майя Георгиевна изменилась. Она прожила без него восемь лет, благодаря детям, внукам и правнукам. До последнего дня верила, что скоро встретится со своим любимым. Ведь он так красиво исполнял для неё романсы…