Лия Ахеджакова. Не длинноногая красавица, но невероятная кокетка

1976 год. Режиссер Эльдар Рязанов снимает свой новый фильм. Экранизацию пьесы “Сослуживцы”, комедию “Служебный роман”. Исполнительница одной из главных ролей Лия Ахеджакова вновь в слезах. Причина: -Я плохо выгляжу на экране.

Рязанов за ней: -Лиечка, ты будешь звездой после этого фильма. Тебя будет вся страна любить! Разве можно так плакать?

-Нет-нет-нет. Я такая ужасная.

-Ой, какая ты ужасная? Ты прелесть.

Эльдар Рязанов оказался прав. После премьеры “Служебного романа” вся страна влюбилась в Лию Ахеджакову. И это несмотря на то, что Верочка в ее исполнении была мало похожа на привычный образ секретарши.

Лия Меджидовна с детства не боялась проявлять свою индивидуальность. Так было и с выбором профессии. Девочка росла в театральной семье и все детство провела за кулисами. Папа был художественным руководителем и главным режиссером Адыгейского театра в Майкопе, а мама была актрисой этого театра.

И, наверное, поэтому сразу после окончания школы Лия пошла поступать не в педагогический, как хотела, а в театральный. Но потерпела там полное фиаско.

Корифей театральной педагогики Мария Иосифовна Кнебель очень скептически отнеслась и к внешним данным, и к актерским возможностям абитуриентки. И фактически отказала в праве на актерскую профессию.

После этого, как рассказывала сама Ахеджакова, она с горя пошла в первый вуз, который ей попался на глаза. И это был Институт цветных металлов. Конечно, надолго в этом учебном заведении Лия не задержалась. Спустя год с небольшим девушка решила еще раз испытать судьбу и все-таки попробовать покорить театральные институты Москвы.

Все, чем она жила в Институте цветных металлов — это был кружок самодеятельности. А учеба ее совершенно не занимала. Дальше было поступление в ГИТИС.

Уже на последних курсах института молодую артистку приняли в труппу Московского театра юного зрителя. Невысокая, смешная, с очень выразительной мимикой — Лия оказалась идеальна для образа травести.

Она шутливо аттестовала свой опыт в ТЮЗе, что кульминацией ее актерской деятельности была роль Иа-Иа в постановке “Винни-Пух”.

-Я ведь играла в театре, в ТЮЗе, зайцев, поросят. Какое-то дерево высохшее по имени Федор играла. Это было существование актрисы в таком качестве, которое и актрисой-то назвать нельзя. Хотя для детей это была радость.

Инночка Чурикова вместе со мной начинала. Она играла Бабу-Ягу, а я, значит, высохшее дерево по имени Федор, которое там, значит, превратилось в дерево, потому что маму не любило оно, Федор вот этот”.

Лия Ахеджакова.

Кинодебют Лии Ахеджаковой тоже состоялся в мужском образе. В 1968 году она снялась в драме Виктора Рыжкова “Возвращение”. Картина рассказывала о непростом пути, который проходит вернувшийся домой после войны солдат. Актриса исполнила роль Пети, сына старшины. И сделала это очень убедительно.

Громко заявила о себе Лия в следующей работе — драме “Ищу человека”. Картина рассказывала про судьбы людей, потерявших друг друга во время войны.

Но для широкого зрителя актрису открыл Эльдар Рязанов. Режиссер заметил актрису в одном из спектаклей ТЮЗа. “Мой брат играет на кларнете”. Лия играла роль совсем юной девочки. Но роль, по словам Рязанова, производила очень сильное впечатление и заставило говорить об Ахеджаковой театральную Москву.

Эльдар Александрович пригласил Ахеджакову на роль учительницы, коллеги и подруги главной героини Нади в свою новую картину “Ирония судьбы, или С легким паром!” Такие актрисы своим появлением несут зрелищный аттракцион, и на них интересно смотреть. В этом фильме Лия появляется всего в паре эпизодов.

Но даже за несколько минут на экране она смогла создать яркий и запоминающийся образ. Рязанов впоследствии описывал ситуацию первой работы с ней. Ему казалось, что он делает одолжение невостребованной актрисе, приглашая ее в большую картину. Но быстро понял, что это было снисхождение со стороны актрисы, что она дала свое согласие на такую роль и своим появлением украсила всю картину.

Этой ролью Ахеджакова доказала, что она яркая артистка. В нее сразу же влюбилась вся страна. Эльдар Рязанов понял, что не готов расстаться с Ахеджаковой.

Когда через пару лет после съемок картины “Ирония судьбы…” Рязанов приступил к работе над экранизацией пьесы “Сослуживцы”, он сразу знал, кто исполнит в его фильме роль самоуверенной, пробивной сплетницы Верочки.

То, что секретарша в исполнении Ахеджаковой была не длинноногой красавицей, но при этом невероятной кокеткой, усиливало комический эффект.

Простушка, которая мнит из себя светскую львицу. Кстати, такие секретарши бывают. У Верочки должна была быть еще одна сюжетная линия в фильме — любовная. Мужа Верочки играл Александр Фатюшин.

Даже были сняты красивые проезды. Он приезжал за ней на мотоцикле. К сожалению, во время съемок в театре один актер случайно попал Фатюшину копьем в глаз и пробил роговую оболочку. Александра положили в больницу.

А съемки шли своим чередом. Рязанов позвонил ему и сказал, что из-за финансовых вопросов приходится ломать декорации и ждать времени просто нет.

Но даже за оставшееся экранное время Верочка стала одним из самых колоритных персонажей. Ее реплики ушли в народ.

Лия Ахеджакова снялась в семи картинах Эльдара Рязанова. Некоторые свои картины режиссер просто не мыслил без любимой актрисы. Так получилось и с “Гаражом”. Рязанов был уверен, что только Ахеджакова должна воплотить на экране младшего научного сотрудника.

Но к тому моменту Лия Ахеджакова уже служила в театре “Современник” и стала там одной из основных артисток. Роль писалась изначально под Ахеджакову. Надо сказать, что в этом фильме была очень сложная ситуация с актерами.

Такое количество звезд первой величины нужно было на достаточно продолжительный срок вырвать из театров. К тому же они постоянно должны были находиться на съемочной площадке. Рязанов говорил, что каких-то актеров он готов был поменять. Например, если Ширвиндта пришлось менять на Гафта, то Ахеджакова была абсолютная константа для этой истории.

Он говорил, что если бы Ахеджакова не могла, то он либо ждал бы, пока она даст согласие, либо просто отказался бы от этой постановки совсем. В “Гараже” Лия Ахеджакова воплотила уже совсем другой образ — маленькой скромной женщины, не побоявшейся бороться за правду.

“Гараж” подарил Лии Ахеджаковой не только одну из лучших ролей в ее фильмографии, но и подруг на всю жизнь.

-Когда закончились съемки, мы не могли расстаться. Мы все ходили друг к другу в гости. Мы собирались то у Ольги Остроумовой, то у Немоляевой. Все время нам хотелось быть вместе. Начали мы встречаться на девичниках.

Алла Будницкая.

Алла Будницкая и Лия Ахеджакова даже дом начали строить вместе.

-Очень трудно было со стройматериалами. И когда мы появлялись в какой-то конторе, благодаря “Гаражу”нам отпускали все, что угодно.

Алла Будницкая.

А в картину Эльдара Рязанова “О бедном гусаре замолвите слово” Ахеджакова и Немоляева напросились сами. Артистки должны были предстать в фильме в необычном амплуа — модисток из салона мадам Жозефины.

Лия Ахеджакова прославилась на всю страну как блистательная комедийная актриса. Но были в ее фильмографии и совсем другие роли. Например: женщина с часами в драме Германа “Двадцать дней без войны”. Этот эпизод длится всего пару минут, но забыть женщину, которая верит и ждет, что ее муж обязательно вернется с войны, невозможно.

Герман не случайно выбрал на этот эпизод именно Ахеджакову. Актриса очень напомнила режиссеру его жену — сценариста Светлану Кармалиту. На съемках этого фильма степень актерского дарования Ахеджаковой признала и исполнительница главной роли Людмила Гурченко.

Она сказала: «Ахеджакова лучше нас всех«.

Но, к сожалению, в фильмографии Лии Ахеджаковой почти нет драматических ролей. Но режиссеры часто действуют по инерции зрительского восприятия, потому что не хотят обманывать зрительских ожиданий. Главные роли Лия Меджидовна тоже стала получать довольно поздно. В 90-2000 годы.

Советский кинематограф не баловал актрису центральными персонажами. Во-первых, действительно специфические внешние данные. С другой стороны, слишком сильная энергетика, слишком яркая актриса, поэтому просто забирает на себя все внимание. Зато в “Современнике” не было проблем с главными ролями.

У Лии Ахеджаковой всегда был огромнейший запас творческой энергии. Да, она известна и своей активной гражданской позицией. Но речь сейчас не о человеке Ахеджаковой, а об артистке Ахеджаковой.

Когда-то казалось, что из-за необычной внешности удел этой актрисы — детские утренники. Но Лия Ахеджакова смогла пройти путь от исполнительницы роли Дерева до кинозвезды первой величины. Она небезразличная, она притягивает. Но непонятно, по каким траекториям живет эта актриса.

Вот слова, которые она произносит в фильме “Гараж”. “Человек — это тоже животное. Его тоже надо охранять. Человека надо охранять от человека”. Возможно, она слишком буквально восприняла эти слова.

Несмотря ни на что, отдадим должное таланту этой необыкновенной актрисы. И ни в коем случае не будем ее судить.

Оцените статью