Эта талантливая актриса была невероятно обаятельная и красивая, от которой всегда исходил шлейф положительных эмоций.
Она создала на экране ряд интересных, незабываемых образов: Глашу «Они были первые»Светлану «Солнце светит всем», Шуру в мелодраме «Город зажигает огни», Лидочку в веселой экранизации «Разбудите Мухина!», Люду в приключении «Штрафной удар», и др. Да и фильмы все такие светлые!
Лилиана Алешникова — одна из самых очаровательных актрис 60-х, могла по праву стать легендой советского кино, но ее творческая судьба сложилась не очень успешно, в фильмографии было всего около 20 работ.
Одна из причин — Алешникова выбрала замужество и снималась в основном в фильмах мужа. Последние 20 лет ее жизни прошли в полном забвении, а когда о ней наконец вспомнили, это имело фатальные последствия…
Лилиана Алешникова родилась в 1935 году в Москве в семье артистов. Её мама, Элеонора Бендак, была артисткой балета в музыкальном театре им. К. Станиславского, позже стала преподавать в балетном училище, и одной из ее учениц была Майя Плисецкая. Отец — Петр Березов, актер, известный по комическому номеру: Пат, Паташон и Чарли Чаплин.
В нем участвовали Николай Черкасов, Борис Чирков и Березов. Отец актрисы отказался брать на себя обязательства, бросил беременную супругу и исчез навсегда. Своим родным отцом Лилиана называла отчима – инженера Лазаря Алешникова, который ее воспитал и дал ей свою фамилию. Девочка в детстве занималась на фортепьяно, подавала надежды как балерина.
Но в юности главной ее страстью стал театр, особенно МХАТ, и она твёрдо решила стать актрисой. Причём поступить она решила только во ВГИК. Но знаменитая Тамара Макарова вынесла ей неутешительный вердикт: «Деточка, ты никогда не будешь сниматься в кино!».
И Лилиана отправилась в Щукинское училище — туда она поступила сразу и без единого нарекания. Училась она на одном курсе с Василием Лановым и Татьяной Самойловой.
Сниматься в кино Лилиана стала с 1 курса. Первая же главная роль Глаши в историко-революционной драме «Они были первыми» принесла ей успех и узнаваемость. Она играла комсомолку времен гражданской войны и «была так возвышенно красива, что казалась настоящей богиней, зачем-то надевшей кирзовые сапоги».
Юная красавица не затерялась в великолепном актерском ансамбле с Георгием Юматовым, Марком Бернесом, Михаилом Ульяновым. Это был удачный дебют. Лилиану заметили, появились хвалебные отзывы критиков, о ней писали, что «начинающая актриса создала новый образ, сочетающий в себе женское обаяние с сильным решительным характером«.
Кинокарьера на взлете, а с учебой проблема. Из-за постоянных съёмок Алешникова пропустила много занятий, и её, как и Михаила Державина, оставили на второй год. Но сниматься Алешникова не перестала. Так в 1956 году она снялась молодежной драме Якова Сегеля «Это начиналось так…».
После окончания училища в 1958 году Лилиана Алёшникова устроилась в театр им.Пушкина, но уже через год покинула его и сосредоточилась на кинокарьере.
В картине «Город зажигает огни» она снялась в роли Шуры, которая предала мужа, раненого фронтового разведчика. Молодой актрисе удалось донести до зрителя душу героини, и вызвать у них жалость, а не презрение.
В семейной комедии «Взрослые дети», которая пользовалась большим успехом у зрителей, Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко сыграли молодоженов.
В приключенческой ленте «Штрафной удар» ее партнером по съемочной площадке стал Михаил Пуговкин.
*
В фильмах «Разбудите Мухина!», «Штрафной удар» и «Взрослые дети» актриса продемонстрировала комедийный талант, и если у Демьяненко и Пуговкина кинокарьера после этого пошла на взлет, то у Алешниковой все складывалось не так успешно.
Некоторые критики считали, что именно эти роли погубили ее актерскую карьеру – после этого режиссеры больше не видели ее в серьезном драматическом амплуа. Кстати, наверное мало кто знает, что Григорий Чухрай пробовал в фильме «Баллада о солдате» дуэт Алешникова-Стриженов.
Но была еще одна причина — со временем актриса решила, что постоянные съёмки у других режиссёров надолго разлучают её с семьёй, поэтому стала работать только с мужем — Яковом Сегелем.
В 1970-е годы Яков Сегель снимал мало, и зрители начали забывать актрису Лилиану Алешникову. Только в середине 1980-х она вновь появилась на экранах в главной роли – холодной и бесчувственной инопланетянки в одноименном фильме Якова Сегеля. Роль в фильме «Инопланетянка» стала последней в недолгой кинокарьере Алешниковой.
Другие режиссеры не стремились приглашать Лилиану в свои фильмы. Считали, что она актриса Сегеля и снимается только у супруга. Многие современники, имевшие отношение к кино, жалели о том, что она стала актрисой лишь одного режиссера. Алешникова и без Сегеля могла бы стать настоящей звездой.
В эпоху перестройки Яков Сегель не смог реализоваться как режиссер и тоже остался без работы. Их сын Александр так говорил об отце: «Он был человеком без полутонов – либо белое, либо черное, немного плакатный герой – и выбирал солнечную сторону жизни».
Личная жизнь
Многие коллеги завидовали Алешниковой – ведь ее мужем был режиссер. Они познакомились еще когда Лилиана снималась в своем первом фильме «Они были первыми». К ней в гримерку зашли Яков Сегель и Лев Кулиджанов. Они искали героиню для будущего фильма, и кто-то посоветовал им посмотреть начинающую актрису.
Яков Сегель был в кино уже человеком известным, прошел войну артиллеристом-десантником, был дважды ранен, учился во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова. Впоследствии он стал автора таких культовых картин, как «Дом, в котором я живу», «Прощайте, голуби».
У Сегеля было немало государственных наград. Еще будучи школьником, Яков прославился тем, что сыграл Роберта Гранта в фильме «Дети капитана Гранта».
Он был старше Лилианы на 12 лет, побывал в браке с актрисой Натальей Архангельской.
Алешникову утвердили на роль в фильме «Это начиналось так… «. Сегель сразу активно стал проявлять чувства к молодой актрисе.
«Писал мне письма с объяснениями в любви, иногда объяснялся устно, но я только фыркала от смеха. Мне его ухаживания казались странными… Вообще мы, молодые актеры: я, Валя Зубков, Ролан Быков все время за глаза подшучивали над нашим «пожилым» режиссером«, — рассказывала актриса.
После окончания съемок они долго не виделись и встретились случайно на улице. «При встрече Сегель обрадовался, смутился. Я вдруг поняла, что он совсем не старый и не грозный, каким казался на съемках. Вскоре после этого мы поженились«, — делилась в интервью Лилиана Лазаревна. Через год после свадьбы у них родился сын Саша.
Супруги тепло друг к другу относились, всегда были вместе. Лилиана стала для Якова Александровича верным другом, советчиком, музой, режиссер почти во всех своих фильмах снимал жену. Он считал супругу идеальной хозяйкой, они любили вместе ходить в походы, «жили в палатке, готовили на костре…».
Однажды на съемках фильма «Серая болезнь» режиссера и директора фильма сбил грузовик на обочине проселочной дороги. Директор погиб на месте, а у Якова Сегеля были тяжёлейшие травмы. Как потом выявили врачи, у него было 22 перелома, трещина в основании черепа и смещение позвонков. Вся съёмочная группа столпилась вокруг неподвижно лежащего режиссёра и ждала “скорую”.
Лилиана поняла, что врачи просто не успеют приехать, попросила водителю помочь погрузить мужа в машину и сама на бешеной скорости, не обращая внимания на светофоры, повезла мужа в больницу. По дороге ее пытались остановить сотрудники ГАИ, но догнали ее только возле больничных ворот. Узнав, в чем дело, они помогли ей отнести мужа в больницу.
Позже врачи говорили, что, если бы Сегеля привезли позже, спасти ему жизнь не удалось. Яков Александрович долго пролежал в коме, перенес несколько операций, в течение 2-х лет восстанавливал здоровье, ему пришлось заново учиться ходить, но бывший фронтовик и слышать не хотел о том, чтобы ходить с палочкой. А спустя какое-то время даже прыгал с парашютом.
В 90-е годы Яков Александрович практически перестал снимать, его здоровье ухудшилось, сказывались контузии полученные на войне, и авария. У некогда популярной актрисы и знаменитого режиссёра больше не было ни денег, ни работы. Летом 1995 года Яков Сегель умер от сердечного приступа.
Лилиана Лазаревна тяжело перенесла уход любимого человека, для нее наступили самые тяжелые времена. Просить для себя роли не хотела, а из киностудий приглашений не было. Сын Александр рассказывал:
«Не снималась она уже давно. С папой жила материально хорошо и позволяла себе выбирать роли, а участвовать в чем-то, где не ощущала той искренности, как в оттепельном кино, не хотела…Маму приглашали в кино даже в девяностые, уже через меня, когда стал оператором.
Но она отказывалась: «Не с кем работать. Не потому что я какая-то особенная, просто не нахожу с режиссерами и актерами общего языка».
Александр говорил:
«У мамы был один свет в окошке: Яша. Когда отца не стало, не жаловалась – не любила грузить других своими проблемами, но я чувствовал, как ей плохо».
Лилиана Лазаревна иногда посещала закрытые показы в Доме кино, но держалась там в стороне от всех – чтобы никто не подумал, что она пришла искать работу. Она ухаживала за престарелой матерью, а когда той не стало в 2006-м, то совсем пала духом.
К Лилиане Алёшниковой периодически напрашивались на интервью журналисты, но актриса считала, что современные СМИ ничего, кроме чернухи читателям не предлагают, поэтому общаться отказывалась. Тогда ее начали караулить возле подъезда, снимали скрытой камерой, когда та выгуливала собаку, брали интервью у соседей и продавщиц магазина по соседству.
25 июля 2008 года, в свой День рождения, она увидела по ТВ передачу, посвящённую её персоне. В ней рассказывалось, что бывшая звезда пьет, живет в нищете и полном одиночестве. Когда Лилиана Лазаревна увидела это по телевизору, ей стало плохо. Она позвонила сыну, тот был в командировке, но утешал мать как мог. Через 10 дней актрисы не стало – сердце не выдержало. Слово может убить.
Урну с прахом Лилианы Алёшниковой похоронили на Донском кладбище вместе с мужем, с которым актриса провела долгую и счастливую жизнь. Остались ее роли, ее светлый образ в памяти благодарных зрителей.