Многие зрители хорошо помнят актрису Татьяну Божок. Ей часто доверяли роли скромных, робких и нерешительных барышень, мучимых жаждой любви и поисками простого женского счастья.
В реальной жизни дела у Татьяны складываются намного лучше, чем у ее киногероинь: любящий муж, сын, внуки. Правда, она редко об этом говорит в интервью. Да и интервью почти не дает и не появляется на больших экранах уже больше 30 лет. Так куда же пропала звезда советского кино?
Маленькая гордость Бондарчука
Девочка с печальными, будто проникшимися суетностью этого мира глазами… Именно такой запомнили Татьяну поклонники фильма «Каждый день доктора Калинниковой» (1973). На съемки драмы Божок попала прямиком из студии юного актера при Доме пионеров на Шаболовке: один из преподавателей воспользовался случаем и рассказал киношникам о талантливой школьнице.
15-летняя звездочка сразу погрузилась в профессию с такой самоотдачей, что все только диву давались. Обладая «простым», так сказать, происхождением — ее отец трудился на железной дороге, а мать была домохозяйкой, — Таня ни в чем не уступала своим опытным коллегам.
Божок вообще всегда чувствовала свое предназначение, и всякие разговоры родителей и старших братьев и сестер (их у нее было аж пять!) про «серьезную профессию» она старалась пропускать мимо ушей. Вскоре всем стало ясно, что Тане, наверное, и правда уготована великая судьба.
Пока ее ровесники штурмуют театральные вузы и проваливаются на экзаменах, Божок после десятого класса попадает сразу на второй курс ВГИКа. И учиться ей предстоит не абы у кого, а у самого Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой!
Знаменитый режиссер лично подсуетился, чтобы Таню взяли без вступительных экзаменов. Его курс к тому моменту учился уже второй год, а отдавать кому-то другому талантливую девушку Бондарчуку не хотелось.
Да и куда еще было податься Божок: из-за съемок в его картине «Они сражались за Родину» (1975) она пропустила все экзамены, и выпускные, и в какие-либо ВУЗы, так что «даже не успела подумать о выборе».
В фильме Бондарчука 17-летняя Таня сыграла медсестру, которая вытаскивает с поля боя раненого главного героя (собственно, его сыграл сам Сергей Федорович). Героиня Божок — вчерашний подросток, хрупкая, миниатюрная девчонка — навзрыд плачет над раненым бойцом, а когда он предлагает бросить его, гневно его отчитывает: мужчины всегда несут всякую чушь!
Эту роль Татьяна считает одной из самых важных в своей жизни. Сняться у Бондарчука, да еще и с такими именитыми актерами — разве можно было мечтать о большем? Каждого из своих коллег актриса вспоминает с теплотой и нежностью.
Это и композитор Вячеслав Овчинников, который бросился сопровождать девочку к стоматологу, когда у нее разболелся зуб — а в кабинете держал ее за руку, чтобы ей было не так страшно. И Юрий Никулин, с которым Божок каждый вечер сидела у костра и объедалась вареной сгущенкой.
И, конечно же, Василий Шукшин, для которого роль в «Они сражались за Родину» стала последней. Актер скончался в разгар съемок картины.
Но как бы Татьяна не обожала своих напарников, она до сих пор не находит в себе сил пересматривать фильм. «Все эти великие талантом и душой люди — там живые. Им тяжело, ведь они продолжают сражаться за Родину», — делится артистка.
Бессловесная звезда
Ролей у Божок за всю ее карьеру было не так уж много — чуть больше тридцати. И всего одна главная: в драме 1980 года «Там, за семью горами» (о любви русской девушки из сибирской глуши и коренного кавказца), прошедшей, в общем-то, мимо зрителя.
Зато многим запала в душу второстепенная роль Татьяны в фильме «Одиноким предоставляется общежитие» (1984). Помните, как героиня Натальи Гундаревой умоляет Машу верить в судьбоносную встречу с будущим женихом, а та лишь тихо и грустно кивает?
В лирической комедии «Дамы приглашают кавалеров» (1981) героиня Божок, Марина, предпочла бы остаться одна, нежели унижаться и бегать за мужчиной. 23-летняя выпускница поначалу очень переживала, оказавшись на съемочной площадке с тогдашней суперзвездой Мариной Нееловой, но знаменитая напарница постоянно ободряла юную актрису, давала ей ненавязчивые и меткие советы.
Татьяне вообще всегда везло с коллегами по сцене и по съемкам. «Андрей Александрович Миронов показывал мне, как носить боа, с Георгием Ивановичем Бурковым мы дважды вместе снимались в кино, разговаривали с ним и о работе, и о жизни.
Я очень привязалась душой к Леониду Вячеславовичу Куравлеву и Вячеславу Михайловичу Невинному. Они такие простые и родные», — рассказывает актриса.
Особенно ценным для Божок стало знакомство со Станиславом Ростоцким — известный советский режиссер снял Татьяну в небольшом эпизоде в своем последнем фильме «Из жизни Федора Кузькина» (1989). А потом сделал для своей подопечной доброе дело.
«Он меня встретил в коридоре студии Горького и спросил про ставку, она была самая маленькая. Через месяц пришел приказ из Госкино о присвоении новой. Он был внимательным ко всем людям и сдержанным», — вспоминает артистка.
Ну а своим главным учителем Божок считает Сергея Бондарчука. Этот «человек широкой и глубокой души» все отведенные ему годы будет пристально следить за своей протеже и ее успехами в кино и Театре-студии киноактера (где она проработала около 10 лет). По словам Татьяны, Сергей Федорович и другие «великие мастера прошлого столетия умели быть добрыми».
Счастливица
В отличие от своих героинь, Божок сумела построить вполне счастливую семейную жизнь. Артистка связала свою судьбу с одноклассником Сергеем, который до выхода на пенсию работал школьным физруком.
По словам Татьяны, в их отношениях практически не бывает ссор — большая редкость, как ни крути. Единственное, что огорчает актрису — это сдержанность супруга. Сергей редко дарит ей подарки без повода и почти не говорит о своих чувствах. Несмотря на это, Татьяна все равно ощущает себя нужной и любимой.
С рождением сына артистка окончательно убедилась, что сделала правильный выбор. Сергей оказался прекрасным отцом: он помогал купать младенца, стирал пеленки, вставал к ребенку по ночам и кормил его из бутылочки. Единственного наследника супруги назвали Сергеем.
Сын Божок получил два высших образования. После института физкультуры и спорта он окончил экономический факультет и теперь занимает руководящую должность в московском фитнес-клубе.
Жизнь после
В 90-е годы Татьяна окончательное исчезла с экранов. Последним фильмом с ее участием стала комедия «Болотная стрит, или Средство против секса» (1991), которая была прохладно встречена критиками. И это при том что она собрала вместе таких удивительных актеров — Михаила Пуговкина, Семена Фараду, Михаила Кокшенова, Евгения Моргунова…
После развала Союза предложений о съемках Божок почти не поступало. Еще некоторое время Татьяна снималась в «Ералаше», но особых денег маленькие эпизоды не приносили.
Божок, как и многие другие талантливые актеры, перестала вписываться в общепринятые рамки ни в кино, ни в театре. Индивидуальность и яркая личность оказались не в почете, всем требовались привычные и заезженные стереотипы.
На профессиональную неустроенность наложилась болезнь родителей, которая не позволяла артистке оставлять их надолго одних. Наконец, у звезды экранов только родился ребенок, и все свое свободное время она стала проводить с ним.
В те годы Божок иногда задумывалась о смене профессии. Может, стать воспитательницей? Ведь в кино Татьяна часто играла учительниц и в реальной жизни обожала детей. К тому же, ее старшая сестра Лидия стала прекрасным преподавателем (а еще поэтом — один из ее сборников стоит на книжной полке у Билла Клинтона и в библиотеке Маргарет Тэтчер).
Но, в конце концов, Божок отказалась от решительных мер. Еще в советские годы она зарабатывала на хлеб дубляжом иностранных кинокартин и мультфильмов — это дело здорово выручало ее и после перестройки. Высокий, практически детский голосок позволял Татьяне озвучивать детей и забавных анимационных персонажей — как в диснеевской «Золушке» и «Алисе в стране чудес».
Впрочем, взрослых героев актрисе тоже доверяли. Так, ее голосом заговорила Гвинет Пэлтроу в драме «Осторожно! Двери закрываются» (1997) и Настасья Кински в фильме «Точная копия» (2004).
Сегодня Татьяна — счастливая жена, мама и бабушка двух замечательных внучек. Актриса по-прежнему изредка работает на дубляже, но в основном занимается семейными делами и хозяйничает в своем деревенском доме. А еще Божок увлекается вышиванием и чтением, ходит по выставкам и часто бывает в театре — теперь уже только как зритель.