Красавец-сын кардинала Ришелье из «Трёх мушкетёров» тоже стал актёром. Судьба 72-летнего Александра Трофимова, и его сын

«Д’Артаньян и три мушкетера» — картина, покорившая зрителей всех возрастов. Имена юных, дерзких мушкетёров мгновенно стали известны всей стране. А вот 26-летний Александр Трофимов, блестяще воплотивший образ коварного кардинала, для кинозрителей так и остался «тем самым Ришелье».

Интересно, что эта знаковая роль, которая стала визитной карточкой актёра, досталась ему, можно сказать, по воле случая. С тех пор прошло много лет, и в марте 2024 года актёру исполнилось 72 года.

Путь в артисты

Московский паренёк Саша Трофимов рос в обычной рабочей семье, не подозревая, какие испытания и какие подарки судьбы ждут его впереди. Детство его оборвалось слишком рано: в 12 лет он лишился матери, а в 15 — отца. Александр и его сестра остались сиротами. Жизнь заставила быстро повзрослеть, и, окончив восьмой класс, Александр поступил в приборостроительный техникум.

Параллельно он сочинял стихи, учился играть на гитаре — его душа тянулась к творчеству. Работа в клубе офицеров, пусть и в качестве техника сцены, стала для него своеобразным мостиком в мир театра. Наблюдая за репетициями, за игрой актёров, он всё отчётливее понимал, что его место — там, на сцене.

И вот однажды Александр решился — он присоединился к самодеятельному коллективу клуба. Руководитель, бывший актёр Малого театра, увидев его игру, сразу разглядел в юноше искру таланта. Именно он посоветовал Александру поступать в Щукинское училище. Трофимов прислушался к совету, и с первой же попытки стал студентом этого престижного учебного заведения.

Окончив Щукинское училище, Александр Трофимов получил счастливый билет в мир большого театра — он был принят в труппу Театра на Таганке под руководством легендарного Юрия Любимова. Это было поистине судьбоносное событие, начало его звёздного пути. Любимов сразу же доверил молодому актёру роль Иешуа ( образ Иисуса Христа) в спектакле «Мастер и Маргарита».

И это оказалось попаданием в десятку. Игра Трофимова произвела настоящий фурор, поразив всех ценителей театрального искусства своей глубиной, проникновенностью и философской наполненностью. Более тридцати пяти лет он выходил на сцену в этом образе, став для многих зрителей воплощением самого Иешуа. И только спустя годы, сам решил передать эту знаковую роль молодому коллеге.

Признание театралов пришло к нему быстро. Он с блеском воплощал классических персонажей, каждый раз поражая зрителей глубиной проникновения в характер героя, своей артистической харизмой и неповторимым стилем игры. Среди его лучших работ — Раскольников в «Преступлении и наказании» и Фауст в одноимённой постановке.

Успех в кино

Постановка «Мастера и Маргариты» на сцене Театра на Таганке стала настоящим событием. Спектакль вызвал огромный резонанс, о нём говорили не только в столичных театральных кругах, слава о нём разнеслась по всей стране.

Именно этот успех привлёк внимание кинематографистов к молодому, но уже заметному актёру Александру Трофимову. Двадцатишестилетнему артисту поступило предложение сняться в фильме, который впоследствии стал культовым — «Д’Артаньян и три мушкетёра».

Изначально актёр должен был пробоваться на роль Рошфора, верного помощника кардинала. Трофимов с энтузиазмом приступил к подготовке, вживаясь в образ своего героя. Но судьба внесла свои коррективы. На пробы нужно было лететь в другой город, а рейс задержали из-за нелётной погоды.

Эта задержка и стала роковой. Приехав на киностудию, Александр столкнулся с неожиданным известием: роль Рошфора, к которой он уже начал готовиться, была отдана Борису Клюеву.

Вместо Рошфора актёру предложили роль религиозного фанатика Фельтона и вручили лист с текстом. Он сидел в ожидании своей очереди на пробы, когда его неожиданно попросили помочь Борису Клюеву, которому нужно было разыграть сцену с кардиналом. Эта просьба оказалась поворотным моментом в судьбе актёра.

Вся эта неразбериха с ролями выбила Александра из колеи, он был на нервах. И вот, в этом слегка раздражённом состоянии, он начал читать диалог с Рошфором. Позже, в одном из интервью, Трофимов признавался, что особо не старался, просто читал текст с листа, который видел впервые.

Но случилось нечто необыкновенное: как только он надел кардинальскую мантию, его охватило чувство уверенности, он словно сросся с этим образом — спокойным, властным, полным высокомерия. Произнося реплики, он не играл — он был кардиналом Ришелье. А когда закончил читать и поднял голову, то увидел, что вся съёмочная группа молча стоит вокруг, словно заворожённая.

Преображение Трофимова, его мгновенное попадание в образ кардинала Ришелье, произвело глубокое впечатление на режиссёра Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Восторженный режиссёр тут же воскликнул:

«Завтра проведём ещё специальные пробы с гримом, и вы будете играть Ришелье!».

Казалось бы, роль уже в кармане. Но не всё было так просто. Окончательное решение об утверждении актёров принималось не на киностудии, а в Москве. И вот тут возникли трудности. Московское начальство не одобряло кандидатуру Трофимова.

«Он никому не известен, у него нет опыта работы в кино!» — возражали чиновники.

Но Юнгвальд-Хилькевич, увидев в Александре именно того Ришелье, которого он искал, проявил настойчивость и твердость. Он горячо отстаивал свой выбор, убеждая всех в том, что Трофимов идеально подходит на эту роль.

И, в конце концов, ему удалось убедить скептически настроенное начальство. Режиссёрская интуиция не подвела Юнгвальда-Хилькевича, и, как показало время, он был абсолютно прав в своём выборе.

И всё же одно «но» всё-таки было. Несмотря на блестящее воплощение образа кардинала Ришелье, Александру Трофимову не разрешили озвучить своего героя самостоятельно. Голос Ришелье в фильме принадлежит Михаилу Козакову, который, по иронии судьбы, тоже претендовал на эту роль.

Режиссёр посчитал, что интонации и темп речи Козакова больше подходят образу столь важной исторической личности. По его мнению, голосу Трофимова, природно тягучему и мелодичному, не хватало «аристократической наглости», которая в избытке присутствовала в голосе Козакова.

Вот такой парадокс: образ создал один актёр, а голос ему подарил другой. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что вокальные партии в дуэте с Алисой Фрейндлих Трофимов исполнял сам.

На съёмочной площадке «Мушкетёров» между Александром Трофимовым и Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем сложились исключительно тёплые, доверительные отношения. Режиссёр предоставлял актёрам значительную свободу творчества, поощрял их инициативу и импровизацию.

И когда Трофимов предлагал свой вариант трактовки роли, свой подход к произнесению текста, режиссёр, как правило, был удовлетворён.

Однако совмещать съёмки в кино с работой в театре было непросто. Трофимову приходилось постоянно «переключаться» между двумя совершенно разными образами — просветлённого Иешуа в «Мастере и Маргарите» и властного, коварного кардинала Ришелье.

Это требовало огромной концентрации, эмоциональной гибкости и актёрского мастерства. Но Трофимов блестяще справлялся с этой задачей, демонстрируя свой многогранный талант и преданность искусству.

Вслед за ролью кардинала Ришелье в творческой биографии Александра Трофимова наступил период сотрудничества с Михаилом Швейцером. Именно эти фильмы, по признанию самого актёра, стали для него самыми дорогими и любимыми. Обладая редким даром перевоплощения, он играл с такой убедительностью и эмоциональной силой, что порой затмевал даже главных героев, приковывая к себе внимание зрителей.

Особенно ярким и запоминающимся стал его Николай Гоголь. Это было поразительное преображение, полное слияние с образом. Внешнее сходство, которого удалось достичь актёру, было просто невероятным, но ещё более удивительным было то, как точно он передал внутренний мир Гоголя, его сложный характер, его своеобразные манеры, его тонкую, ранимую душу.

1987 год подарил Александру Трофимову встречу с режиссёром Леонидом Нечаевым и новую интересную роль — Капитана Крюка в фильме «Питер Пэн». И этот образ, столь непохожий на все предыдущие киноработы актёра, стал одним из самых ярких и любимых зрителями.

Всего в фильмографии Александра Трофимова насчитывается 26 картин — от эпизодических ролей до ярких, запоминающихся образов, каждый из которых несёт на себе отпечаток его неповторимого таланта и актёрского мастерства. В 2013 году он получил звание народного артиста РФ.

Александр Трофимов сегодня

Годы летят, но Александр Трофимов верен своей профессии, он продолжает служить в Театре на Таганке, где когда-то начался его звёздный путь. Сейчас он играет Мороза в новой постановке пьесы «Снегурочка». Но, увы, время неумолимо, и тот театр, который был для него вторым домом, родной семьёй, теперь воспринимается совсем иначе.

В одном из интервью актёр с грустью признался, что чувствует себя в нём посторонним, бывает там редко. Всё изменилось: и сцена, и гримёрные, и коллектив. От прежней эпохи остались лишь воспоминания и несколько старых друзей среди актёров.

Трофимов откровенно говорит о том, что в последние годы он мало работает. Одна из причин — смена руководства театра и отсутствие интересных ролей, соответствующих его творческим амбициям. А последняя его киноработа датируется 2014 годом — роль в фильме «На дне».

Эта ситуация, конечно, не может не огорчать поклонников таланта Александра Трофимова, но остаётся надеяться, что он ещё порадует зрителей своими новыми яркими работами.

О личной жизни Александра Трофимова известно немного. Актёр предпочитает не выставлять её напоказ. У него есть красавец-сын Алексей, которому сейчас 36 лет, и которым он очень гордится. Алексей, как и отец, выбрал актёрскую профессию и окончил Щукинское училище. Он служит в театре Моссовета, а в кино снимается пока не так часто. Среди его работ — главные роли в картинах «Тайна амулета» и «Хор».

Для Александра Трофимова сын и внуки — источник настоящей радости и душевного тепла. В общении с ними он черпает силы и вдохновение. Есть у актёра ещё одно любимое место, где он восстанавливает силы — деревня. Когда-то он приобрёл там старый домик и своими руками превратил его в уютный уголок. Здесь, вдали от городской суеты, он отдыхает и набирается энергии для новых творческих свершений.

Хочется пожелать Александру Алексеевичу здоровья, душевной гармонии и, конечно, новых интересных проектов, как в театре, так и в кино! Пусть его талант и мастерство ещё не раз порадуют зрителей!

Оцените статью
Красавец-сын кардинала Ришелье из «Трёх мушкетёров» тоже стал актёром. Судьба 72-летнего Александра Трофимова, и его сын
12 знаменитых людей, чью жизнь унес СПИД