Как смерть известной балерины заставила Алексея Учителя снимать кино, почему режиссер отказал Пугачевой и жил на две семьи

Любая новая режиссерская работа Алексея Учителя становится большим событием в российском кинематографе. Его картины «Цой», «Прогулка», «Стрельцов» или «Дневник его жены» знают практически все зрители.

Однако публику живо интересует не только творчество режиссера, но и его личная жизнь. Ведь Алексею Учителю долгое время удавалось жить на две семьи…

Ленинградская студия документальных фильмов была для маленького Лёши родным домом

Известный российский режиссер Алексей Учитель родился 31 августа 1951 г. в Ленинграде в семье известного фронтового кинооператора, режиссера-документалиста Ефима Учителя и редактора издательства «Искусство» Нины Войцеховской.

Кстати, все 872 дня блокады Ленинграда отец Алексея находился в осажденном городе и скрупулезно фиксировал на камеру ужасы войны. Потом эти кадры вошли во многие документальные и художественные фильмы о Великой Отечественной.

Сначала семья Учителей жила в доме рядом с Невским проспектом, а потом переехала в дом на берегу Невы с видом на Смольный. С ранних лет Леша вместе с отцом часто бывал на ленинградской студии документальных фильмов, поэтому был хорошо знаком с многими известными людьми тех времен.

ЛСДФ и для меня, и для моего отца — дом родной. Бывал там с детства, всех знал: и Лялю Станукинас, и Павла Когана, и Михаила Литвякова, — рассказывал в одном из интервью Учитель.

Впрочем, в школьные годы Алешу интересовало не только кино. Одно время мальчик серьезно увлекался боксом и возможно достиг бы неплохих результатов в этом виде спорта, если бы не досадная случайность. Однажды во время тренировки соперник очень сильно ударил Учителя в ухо.

Узнав об этом, мама будущего режиссера забрала сына из боксерской секции и Алексей ушел играть в футбол. Да так увлекся, что после школы решил поступать в физкультурный институт. К счастью его туда не взяли. Тогда парень купил билеты на поезд и уехал в Москву поступать во ВГИК.

Перейти к съемкам игрового кино Учителя заставила смерть известной балерины

Поскольку еще во время учебы в школе Алексей посещал занятия в киностудии и был прекрасно знаком с процессом кинопроизводства, он с легкостью мог поступить во ВГИК на операторский факультет, но был принят в вуз лишь со второй попытки.

Дело в том, что в год поступления Учителя вышло негласное распоряжение не принимать детей кинематографистов. Получив на последнем экзамене 4, Алексей не добрал всего одного балла до поступления и весь следующий год проработал ассистентом оператора на «Ленхронике».

Зато вторая попытка оказалась успешной, и 17-летний Алексей Учитель стал студентом уникального курса, на котором готовили авторов-операторов для работы за рубежом.

В 1975 году успешно окончив ВГИК, Алексей Учитель уже в качестве профессионального оператора вернулся в родную Ленинградскую студию документальных фильмов.

До 1993 года Алексей занимался исключительно документальным кино, выступая как в качестве оператора, так и режиссера. За это время он снял свои знаменитые фильмы «Рок» и «Последний герой» — посвященные молодежному музыкальному движению.

Перейти к съемкам игрового кино Учителя заставила смерть известной балерины Ольги Спесивцевой, о которой он уже давно мечтал сделать фильм.

Снять фильм без нее невозможно, ведь я не строил свои картины на интервью знавших героя людей. Мы дружили с Дуней Смирновой и она предложила сделать игровой фильм о Спесивцевой. Она написала сценарий, и — о чудо! — в Госкино нам дали денег, впервые в жизни мы поехали в пятнадцатидневную экспедицию в Париж, снимали в Гранд-опера, — рассказывал Учитель.

Так в 1995 году вышел на экраны первый игровой фильм Алексея Учителя «Мания Жизели», главные роли в котором исполнили Иван Охлобыстин, Галина Тютина, Михаил Козаков и Евгений Сидихин. Сейчас на счету режиссера уже 16 картин и ни одна не оставила зрителя равнодушным.

Практически все работы Учителя получили положительные отзывы со стороны кинокритиков и зрителей, однако картины «Цой» и «Матильда» о романе цесаревича Николая и балерины Матильды Ксешинской, были приняты неоднозначно.

В первом случае режиссера упрекали в том, что он снял собственные фантазии на тему смерти музыканта, а во втором и вовсе обвинили в искажении исторических фактов, оскорблении чувств верующих и потребовали запретить к прокату. Несмотря на это фильм вышел на экраны и пользуется успехом.

Почему Алексей Учитель отказал Пугачевой

В 2000 году Алексей Учитель приступил к съемкам фильма «Дневник его жены». В этой картине режиссер показал поздний период жизни Ивана Бунина, когда писатель жил под одной крышей с любовницей и женой, и женщины были вынуждены постоянно соперничать за его внимание.

О начале съемок каким-то образом узнала Пугачева. Артистка, которая уже имела опыт съемок в кино, лично позвонила Учителю и попросила взять ее на роль певицы Марги. Несмотря на то, что режиссер даже не успел сказать певице «Да», она уже требовала от его помощника график своих съемок.

Учитель оказался в непростой ситуации. С одной стороны режиссер не хотел открыто отказывать Пугачевой, ведь в начале нулевых она была на пике популярности и имела большие связи. С другой стороны он прекрасно понимал, что его Марги не должна быть похожа на Пугачеву.

Тем не менее отослал ей график съемок, который и помог выйти из неловкой ситуации. Когда певица получила расписание съемочных дней, оказалось, что оно совпадает с ее большим гастрольным туром. И как ни было велико желание Аллы Борисовны «засветиться» в фильме известного режиссера, о съемках пришлось забыть.

Оцените статью
Как смерть известной балерины заставила Алексея Учителя снимать кино, почему режиссер отказал Пугачевой и жил на две семьи
Катрин Денёв. Время распродаж