Как сложилась судьба замечательного советского актёра Гелия Сысоева – Андрейке из популярной комедии «Свадьба в Малиновке» уже 87 лет

Этого замечательного актёра хорошо помнят несколько поколений зрителей по ролям в таких популярных в советское время фильмах, как «Сегодня – новый аттракцион», «Свадьба в Малиновке», «На пути в Берлин», «Боба и слон», «Горя бояться – счастья не видать», «Строговы», «Приключения принца Флоризеля», и многих других.

Гелия Сысоева любили и театралы – он много лет был ведущим актёром Александринского театра, удивляя и поражая поклонников удивительной способностью соединять драматичное и комичное, лирику и эксцентрику, восхищая невероятной органичностью и самобытностью.

Родился и вырос будущий актёр в Ленинграде, в начале ВОВ родители ушли на фронт, а он остался с бабушкой в городе, пережил блокаду и две контузии. Его отец был командиром подводной лодки, и маленький Гелий тоже мечтал стать моряком, когда вырастет – его влекла романтика морей и опасностей.

Второй мечтой была клоунада – во сне он часто видел себя на арене цирка и в школьные годы даже самостоятельно научился жонглированию и ещё нескольким трюкам. Однако в цирковое училище его не приняли, так же, как и в мореходное – после перенесённых тягот блокады, лейкемии и дистрофии, у парня было слабое здоровье.

После окончания школы Гелий ушёл в армию, а демобилизовавшись, поступил в ЛГИТМиК на актёрский факультет, и став дипломированным актёром уехал по распределению в Карелию, 2 года служил в Петрозаводском драматическом театре.

Там, на Неделе карельского искусства, Сысоева заметил режиссёр Театра драмы им. Пушкина (сейчас Александринский театр) Александр Музиль и пригласил в постоянный состав труппы. Гелий с радостью вернулся в родной город, получил роли в нескольких спектаклях, продолжил сниматься в кино.

*

На экране он дебютировал ещё во время обучения, сыграл небольшие роли в фильмах «Осторожно, бабушка!» и «Горизонт».

В начале 60-х стал сниматься довольно часто, заметными стали работы в картинах «Весенние хлопоты», «Авария», «Сегодня – новый аттракцион», «Волшебник страны Оз», «Зелёная карета», «Происшествие, которого никто не заметил», а в 1967 году получил свою первую главную, ставшую звёздной роль Андрейки в культовой комедии тех лет «Свадьба в Малиновке».

Вот как рассказывал актёр впоследствии в интервью об этих съёмках:

«Это был один из первых моих опусов, который хорошо запомнился. Я был строптивый актёр, да ещё мало чего умеющий. А рядом Зоя Федорова, Николай Сличенко, Евгений Лебедев — и нужно было соответствовать. Путь от отчаяния до восторга ведь очень короток. И если бы не Михаил Иванович Пуговкин, который опекал меня…

А когда выпустили — все критики набросились с дубиной. Я страшно расстроился. А Пуговкин говорит: «Подожди, не переживай. Все утрясётся!» И действительно, на первом показе в Харькове фильм посмотрели 6 миллионов человек!

При том что в городе было всего 1,5 миллиона жителей!! Я лично знал людей, которые по 106 раз на него ходили. «Свадьба в Малиновке» мне очень много дала и до сих пор помогает».

*

Он стал известен на весь огромный Советский Союз, коллеги ожидали, что теперь карьера Сысоева будет стремительно набирать обороты, но вопреки ожиданиям ему не давали роли целых 2 года. Дело в том, что мало кто знал о случившемся конфликте на съёмках «Свадьбы в Малиновке», а сам Гелий прекрасно понимал, почему его стали игнорировать режиссёры.

Изначально на роль Яринки утвердили Ларису Голубкину, но у неё намечались зарубежные гастроли, и она от роли отказалась. Её заменили Валентиной Николаенко, но Сысоев был категорически не согласен с выбором партнёрши и требовал снять его со съёмок.

Всей группе пришлось его долго уговаривать и уламывать, дуэт Андрейки и Яринки получился великолепный, но у съёмочной группы остался неприятный осадок после работы с Гелием.

Как говорится – земля слухами полнится, об этой истории узнали другие режиссёры и остерегались приглашать в свои проекты проблемного актёра. Потом правда всё позабылось, в 70-х Сысоев вновь стал сниматься очень много, ежегодно выходило по 3-5 картин с его участием, но таких ярких ролей как в «Свадьбе в Малиновке» больше в его фильмографии не было.

*

В конце 80-х работы стало мало и в кинематографе, и в театре, и актёр решил попробовать себя в смежном виде деятельности – озвучке и дубляже фильмов и мультфильмов, и вскоре стал признанным мастером.

За годы карьеры он озвучил более двухсот зарубежных и прибалтийских проектов, а с началом нового века стал сниматься в популярных сериалах, но теперь мало кто из поклонников узнавал в пожилом, располневшем Сысоеве весёлого и бесшабашного Андрейку.

Впрочем, ему и самому уже не хотелось сниматься в том кино, которое заполонило российские экраны, он привык к более качественным и смысловым проектам, а о наступившей эпохе говорил так:

«Я — антикварный шкаф, поеденный червями. И нынешний режим считаю упадком русской театральной и кинокультуры. Я рад, что жил в совершенно другое время. Мой друг, известный музыкант, очень точно сказал: «То, что раньше считалось простым освоением техники, сегодня выдаётся за выдающиеся заслуги». Судите сами.

Пригласили меня сыграть баснописца Ивана Крылова в фильме про Александра Грибоедова. Я пошёл в Публичную библиотеку, всё про него прочитал. И вдруг на съёмках режиссёр говорит: «Крылов ходит пьяный». Я ему: «Он никогда не пил!» — «Ну а здесь он ходит пьяный», — настаивает тот.

Одно замечание, второе. Последней каплей стал эпизод, когда Грибоедов начал вытирать пенсне полой фрака. И я опять сбежал».

В 2008 году Гелий Борисович решил попробовать себя в режиссуре и в соавторстве с другими постановщиками снял 196-серийную мелодраму «Мечты Алисы». В том же году ушёл он из родного театра, некоторое время сотрудничал с «Русской антрепризой», потом получил роли в нескольких спектаклях в театре на Литейном, где служит и сейчас несмотря на почтенный возраст.

А вот с преподавательской должности пришлось уйти, стало тяжело работать со студентами – более 20 лет Сысоев был завкафедрой актёрского мастерства в БИИЯМС, ученики его любили и уважали.

Личная жизнь талантливого актёра складывалась чрезвычайно насыщенно, он только официально был женат 6 раз и в шутку называл себя «ветераном брачного движения». Подробности частной жизни он никогда не раскрывал даже перед друзьями и коллегами, лишь иногда не смог сдержаться и делился радостными событиями: родился первенец-сын.., появилась на свет дочь.., пошли внуки, правнуки…

Его жёнами становились актрисы, поклонницы, служащие театра и киностудии, самая известная из них — Людмила Федотова, в прошлом ведущая солистка Театра музыкальной комедии.

Гелий Борисович как-то в интервью признался, что такое количество жён случилось не из-за того, что он был сердцеедом, гулёной и бабником – спутницы жизни уходили от него сами, не в силах смириться с его хобби.

Дело в том, что актёр приносил с помойки предметы, которые он считал пригодными для творчества, и создавал из них уникальные вещи: «из двери от старого шкафа — резной стол; из досок — стул, похожий на трон; из ненужного «хлама» — небольшую яхту».

Проблема заключалась ещё и в том, что времени для «созидания красоты» у него всегда было крайне мало, и принесённые «экспонаты» были нагромождены по всей квартире в ожидании своего часа, и мало кому из женщин это могло понравится.

В настоящее время 87-летний актёр не торопится уходить на покой, он всё также служит в театре и снимается в кино, сейчас работает над ролями в короткометражных лентах «Река памяти» и «Остановка».

Сысоев является продвинутым интернет-пользователем, ведёт страницы в социальных сетях, выкладывает личные фото, творческие анонсы, «пиарит» молодых талантливых коллег. В общем, живёт полноценной, насыщенной, интересной жизнью. Здоровья Вам, Гелий Борисович, и долгих лет!

Оцените статью
Как сложилась судьба замечательного советского актёра Гелия Сысоева – Андрейке из популярной комедии «Свадьба в Малиновке» уже 87 лет
Талантливый актер Дмитрий Пчела. Как выглядит его жена — известная актриса