Однажды юной Лене цыганка напророчила: «Быть тебе богатой, знаменитой, если от себя самой убережешься, красавица!»
Только как от себя уйдешь? Да и случайному уличному предсказанию девушка не придала тогда значения. Елена была из тех, кто плевал на все предсказания и верил только в себя.
Елена родилась в Южно-Сахалинске и в Москву впервые попала в 14 лет. По словам Майоровой, ее распирала гордость, от сознания в какой большой и прекрасной стране она живет. Стоя на Красной площади она пообещала себе, что станет известной актрисой и жить будет рядом с Кремлем.
Так все и получилось.
Когда ей было пять лет, она заразилась туберкулезом. Ребенка лечили, затем отправили в спец санаторий. Здоровье восстановилось лишь частично, вследствие осложнений она никогда не смогла бы стать матерью.
Думаю, ее огромные амбиции – это была своего рода компенсация за то, что привычная схема жизни женщины «школа-институт-брак-дети-внуки» была невозможна для нее.
У Майоровой действительно был талант.
В 1976 ее взял на свой курс в ГИТИС Олег Табаков. После окончания училища Лена влилась в труппу МХАТА Олега Ефремова, разглядевшего в ней чеховскую героиню. «Дядя Ваня»… «Чайка»… «Иванов»… «Три сестры»… А еще произведшая международный фурор «Орестея» и «Бесноватая», где Майорова предстала в образе Настасьи Филипповны.
Поговаривали, что у сердцееда Олега Ефремова к ней был особый интерес и неразделенные чувства. Майорова оказалась той редкой птицей, которая отказала самому Ефремову во взаимности. За это он буквально изводил новенькую своими едкими замечаниями и придирками.
Я не понимаю, чего он от меня хочет!- плакала она в гримерке.
А что с личной жизнью? Кого может привлечь гениальная, но взбалмошная провинциалка, не способная к деторождению? Тем более, как мы помним, Елена желала жить рядом с Кремлем.
Первым мужем ее стал некий москвич Володя. Муж привел молодую жену в родительский дом, где она отказалась быть обслугой для свекров, чем разозлила их.
Молодые супруги перебрались в полуподвальную комнатушку возле общежития МХАТа. Москвич Володя такой быт не выдержал и спустя еще три месяца вернулся к родителям, оставив жену одну в этой комнате.
Вторым мужем Елены стал художник Сергей Шерстюк. Это была роковая любовь с первого взгляда. Супруги почти сразу съехались, и жили вместе вплоть до трагической гибели актрисы.
Вспоминал Александр Феклистов: «Она в общем так, была человеком из народа. У нее была тяжелая, трудная юность, и голодная и всё такое.»
А Сергей – интеллигент-белоручка из генеральской семьи, живущий на Тверской в большой генеральской квартире.
Именно Шерстюк, а точнее его поведение, стало тем роковым спусковым крючком, который погубил женщину. После прочтения деталей биографии я уверена в этом.
Я не раз встречала по жизни такой тип мужчин. Инфантилы – творческие интеллигенты, художники-поэты, маменькины сынки, которые цепкими лапками хватают женщину с потенциалом – самодостаточную и цельную. Эти мужчины такие, и их не исправить.
Вопрос здесь, скорее, таков: что держит сильного партнера рядом со слабым?… Если сейчас эмансипация окончательно победила, и развод возможен по желанию левой пятки, то еще лет 30 назад женщины старались тянуть брак до последнего. Даже такой брак, который их медленно сводил в могилу. В прямом смысле этого слова.
За это кажущееся благополучие брака с Шерстюком Майоровой приходилось вкалывать. Вот что говорила ее подруга Татьяна Догилева:
«Она была единственным кормильцем в семье. Ее муж Сережа Шерстюк, сын генерала и успешный в советское время художник, после 1991 года перестал быть востребованным. Счета, крупные и мелкие покупки, содержание Сергея и его матери — все это оказалось на ее плечах. Она тянула семью на себе».
Однажды у художника попытались забрать мастерскую. Жене пришлось поднять все свои связи и быстро уладить этот непростой вопрос. Сергей воспринял это как должное и… продолжил бездействовать.
Сережа, мне тяжело. Я очень устала, – говорила она мужу. – Устала быть сильной, тащить все на себе, вникать в твои проблемы и постоянно их решать. Твои бесконечные творческие кризисы сводят меня с ума.
В их семье она исполняла роль мужчины, решая все проблемы, распоряжаясь бюджетом. Он же был скорее в роли капризного, своенравного ребенка, который требовал заботы.
Даже после смерти жены он эгоцентрично будет писать в своем дневнике, мол, ну как она могла меня оставить одного и все в таком роде. Детский такой эгоцентризм в теле взрослого мужчины.
Помимо его жизненной беспомощности он стал попивать. После распада Союза это уже была не просто выпивка, а очевидный такой алкоголизм. Часто они выпивали с женой вместе и сильно ругались в этом состоянии.
Вообще, в 90-х беда алкоголизма погубила очень многих артистов. Многие остались без работы, и те, кто раньше просто выпивал в меру, теперь стали откровенно спиваться.
Майорова и Шерстюк регулярно конфликтовали. Риторический вопрос – ну зачем, для чего было терпеть это все, почему было не разойтись?… Эх, творческие люди. В ночь с 22 на 23 августа, накануне той страшной трагедии, они снова поругались.
Да так, что их крики слышали соседи. Утром Шерстюк уехал на дачу, оставив жену одну в расстроенных чувствах.
Утром Елена позвонила в съемочную группу сериала «На ножах», сообщив, что в связи с больным горлом на озвучание не придет. Поведала, что горло полощет керосином. В близлежащих аптеках не нашлось подходящих лекарств, или ностальгия по сахалинской юности взыграла, где лекарств не было в принципе и лечиться приходилось народными средствами?…
Еще звонила Татьяне Догилевой и Евгению Миронову.
Закончила Майорова тем, что вышла живым горящим факелом на улицу, прошла до служебного входа находящегося в ее дворе театра Моссовета, где лишилась сознания. С 85% ожогов ее отвезли в СКЛИФ.
Увидевшая ее в реанимации медсестра воскликнула: «Как на артистку похожа!»
Лена очнулась и сказала: «Да, я артистка». Это были ее последние слова.
После смерти жены Сергей Шерстюк заявил, что она так часто говорила о своем нежелании жить дальше, что он больше склонен думать, что это было ее намеренное решение. Следствие же придерживалось иной точки зрения: на Майоровой по неосторожности загорелось платье, на которое нечаянно был пролит керосин.
Что произошло в тот день на самом деле уже никто никогда не узнает.
Сергей Шерстюк ушел вслед за женой, пережив любимую всего на 9 месяцев. Причина смерти – онкология. О своем диагнозе Сергей узнал за три месяца до смерти.
«Ко мне Майорова приходила. Вот там вот сидела. Я говорю – Лена, я к тебе. Она мне говорит – нет, Серёжа, не торопись, здесь плохо. Он говорит – Не, Лен, я к тебе» — рассказывал Сергей сестре.
«Я знаю, что любовь ломает и очень сильных людей, не в пример мне, сводит с ума, загоняет в гроб. Как же вынести потерю любимой?» — одна из последних записей в дневнике Сергея Шерстюка.