Александра Захарова – дочь знаменитого режиссёра Марка Захарова, руководителя легендарного «Ленкома». Массовому зрителю она запомнилась по фильмам своего отца – «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона», а также по главной роли в детективе «Криминальный талант».
Всю свою жизнь она отдала «Ленкому», где была задействована в классическом репертуаре. Как сложилась творческая судьба и личная жизнь «принцессы Ленкома», как негласно прозвали Александру Марковну ее коллеги?
Театральная девочка
Александра Захарова родилась в 1962 году в творческой семье отца-режиссера и матери-актрисы. С детства Саша буквально бредила театральной сценой. Она часто бывала в театре и из-за кулис смотрела спектакли. А в рабочее время помогала работникам убирать реквизит со сцены.
Однажды с маленькой Сашей произошёл забавный случай: во время спектакля актеры, игравшие ссору, раскидали цветы по сцене. Тогда девочка вышла из-за кулис и подобрала «реквизит». Актеры были в шоке, но зал взорвался аплодисментами.
Мать хотела, чтобы Саша стала учёным и даже отдала ее в специализированную школу по биологии. Но девочка исправно прогуливала занятия, так что понадобилось ходатайство Татьяны Пельтцер и Ольги Аросевой перед учителями, чтобы они дали ей закончить школу и поступить в театральный.
Поняв, что Саша фанатеет от театра, родители не стали на нее давить. Мать сменила тактику и помогла дочери подготовиться к поступлению в Щукинское училище.
От массовки к «Гамлету»
Когда Александра закончила Щукинское училище, сразу 5 столичных театров пригласили ее в свои труппы. Но она хотела играть только в «Ленкоме» у своего знаменитого отца. Марк Анатольевич взял дочку, но около 10 лет не давал ей больших ролей.
Александра довольствовалась крошечными выходами в массовках. Во время спектакля «Тиль» с ней произошел очередной необычный случай: в сцене потасовки в нее полетела деревянная скамейка и довольно больно ударила по голове, так что она даже расплакалась.
После этого инцидента Марк Анатольевич вывел ее из «Тиля», но оставил в массовках других спектаклей.
Настоящим подарком для Александры стало участие в постановке «Гамлет» режиссера Глеба Панфилова, где ей досталась главная женская роль – Офелии. Ее партнером был Олег Янковский, игравший принца датского, Александр Абдулов в роли брата Офелии Лаэрта, Александр Збруев в роли короля Клавдия и Инна Чурикова в роли королевы.
Александра Марковна не потерялась в этом звездном составе, и роль Офелии стала для нее трамплином в театральной карьере. Затем она играла в спектаклях «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Вишневый сад» и других.
Неественный вид, сломанный палец и блестящий дуэт
В одном интервью Александра Марковна призналась, что была очень послушной на съемочной площадке, особенно, – в начале своей карьеры.
Актриса вспоминает, как на съемках фильма «Дом, который построил Свифт» буквально из кожи вон лезла, стараясь в точности выполнить все указания своего знаменитого отца. А когда увидела себя на экране, то ужаснулась: такой неестественной она самой себе показалась.
А на съемках музыкальной комедии «Формула любви», в которой Александра играла деревенскую девку Фимку, она сломала большой палец ноги, однако несмотря на эту травму все-таки исполнила свой зажигательный танец под музыку Гладкова.
Кинокритики в один голос утверждают, что лучшей драматичной работой Захаровой стала роль аферистки в фильме «Криминальный талант», который снял режиссер Сергей Ашкенази. В этой киноленте ее партнером стал талантливый и необычайно харизматичный Алексей Жарков, исполнивший роль следователя.
Александра Марковна признавалась, что боялась своего знаменитого коллеги, который за кадром к тому же был неразговорчив. Но к счастью, их дуэт получился просто блистательным и вызвал горячее одобрение у самого Марка Захарова.
Личная жизнь и разногласия с театром
К сожалению, Александра Марковна не познала семейного счастья. 9 лет она состояла в браке с актером Владимиром Стекловым, но затем пара развелась. У актрисы нет детей, однако она не сетует на судьбу и вообще не распространяется насчет своей личной жизни.
Александра Захарова несколько раз заявляла, что родной «Ленком» стал ее судьбой. Тем тяжелее актриса переживает разлад с родным театром. После смерти в 2019 году Марка Захарова у актрисы начались терки с новым руководством.
Раньше Александра Марковна одна играла в спектаклях, то есть у нее не было дублера. Новое руководство ввело второй состав, так что у актрисы появилась замена.
Захарова отстаивает свое право наследницы как театра, так и его репертуара, но с ее мнением мало кто считается. Дело даже дошло до судебных разбирательств, взаимные упреки и обвинения подтачивают репутацию легендарного «Ленкома».
Конфликт получил затяжной характер во многом из-за того, что ни одна из сторон не идет на уступки. В результате Захарова лишилась ролей, а новый руководитель Марк Варшавер отзывается о ней с нескрываемым раздражением.
Зрителям остается только надеяться, что кадровые перестановки и творческие разногласия скоро стихнут, и у знаменитого театра откроется второе дыхание.