Как прожила жизнь замечательная советская актриса Людмила Касаткина, любимая муза и жена талантливого режиссёра

Людмила Касаткина получила мировую известность с первой же своей кинороли Леночки Воронцовой в комедии «Укротительница тигров». Только в СССР фильм посмотрели почти 37 миллионов зрителей, он был показан в 54 странах мира, произвёл фурор на внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля, куда актриса была приглашена в составе советской делегации.

Сама она считала себя больше театральной артисткой, и не только потому, что безумно любила сцену и прямой контакт со зрителем, а также из-за того, что её долгие годы не снимали в кино – на пробы приглашали, но никогда не утверждали даже на эпизодические роли.

А для образа Леночки в картине «Пять леопардов» (рабочее название «Укротительницы тигров») внешность Людмилы подошла как нельзя лучше, и её сразу взяли на главную роль.

«Мое круглое лицо как-бы не вязалось с амплуа киногероини, а по своим лирическим данным я вроде-бы на лирическую героиню тянула. На «Ленфильме» мои пробы увидели два режиссёра, собиравшиеся ставить фильм о цирке. Они искали героиню, которая бы имела «цирковое» лицо. Как у меня. Круглое и смешное» — рассказывала Касаткина.

Родилась Людмила в 1925 году на Смоленщине в деревне Новое Село Вяземского уезда в большой крестьянской семье середняцкого достатка. Но в 1928 году во время раскулачивания у них отобрали почти всё нажитое имущество и скот, и грозили ссылкой в Сибирь.

Семья решила спастись от расправ уехав в Москву, в доме остались только самые старые родственники, не пожелавшие покинуть родные места.

«Угроза быть сосланными в Сибирь была вполне реальной, и тогда в одну ночь все из деревни сбежали… Во тьму… В неизвестность… В Москву… Началась эпоха мытарств, скитаний, горя и малых радостей…

После многих испытаний мы получили на троих (а вскоре родился и четвёртый «жилец» – мой брат Леонид) в Борисоглебском переулке двенадцатиметровую комнату в глубоком подвале с одним окном под потолком. Нас заливал то дождь, то тающий снег. В этих подвалах прежние хозяева дома – князья Оболенские – держали хлам, люди здесь не жили…» — делилась воспоминаниями актриса.

В этой комнатке Людмила прожила до самого своего замужества, постоянный холод и сырость не прошли для неё бесследно – она постоянно болела, была слаба здоровьем, развился хронический бронхит. Когда Касаткина училась в 5 классе в школу в поисках талантливых гибких девочек для занятий в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории наведался балетмейстер И. Лентовский.

Люда смогла поступить на хореографическое отделение, уже в 11 лет стала выходить на сцену и в мечтах видела себя известной балериной.

Но слабое здоровье подвело – однажды она упала в обморок во время репетиции, и врачи запретили ей такие активные физические нагрузки. С мечтой о карьере балерины пришлось распрощаться, но сидеть без дела девочка уже не могла, стала заниматься в Студии художественного слова в Доме Пионеров.

После окончания школы в 1943 году Касаткина поступила в ГИТИС, и на 3 курсе познакомилась с пришедшим с фронта студентом режиссёрского факультета Сергеем Колосовым, за которого позже вышла замуж. Увидев в коридоре института маленькую, хрупкую, грациозную девушку, Сергей сразу подумал, что проживёт с ней всю жизнь, и тут же пригласил на свидание.

А Людмила решила проучить слишком наглого парня (как ей показалось вначале), и в ответ позвала его на свой день рождения, дав неверный адрес. Когда Колосов с пышным букетом прибыл на «торжество», оказалось, что понравившаяся ему девушка никогда там не проживала.

Вновь увидев её в институте, Сергей посмотрел укоризненно и хотел пройти мимо, но Людмиле вдруг стало стыдно своего глупого поступка, она подошла и горячо извинилась.

С тех пор они не расставались, в дальнейшем актриса часто разыгрывала своего мужа, устраивала ему всякие смешные неожиданности, но обид между ними больше никогда не было, над забавными розыгрышами они долго смеялись.

Супруги были самой крепкой, гармоничной, и продуктивной парой советского кино, сейчас невозможно оценить кто из них внёс больший вклад в отечественный кинематограф.

Друзья и коллеги им по-доброму завидовали, называли Колосаткиными, так как невозможно было представить их порознь, восхищались талантами и человеческими качествами этой пары – кроме основной профессиональной деятельности оба супруга преподавали на актёрском факультете ГИТИСа, создав собственную творческую мастерскую.

«Людмилу Ивановну, такую, какой её полюбили миллионы, создал именно муж, режиссёр Сергей Колосов. Он, москвич, из интеллигентной актёрской семьи, взялся лепить кинозвезду из деревенской девушки, семья которой, убегая от раскулачивания, привезла её в Москву ещё ребёнком. Талант Касаткиной, помноженный на трудолюбие, сделал своё дело.

Я уже не говорю о великих ролях, которые режиссёр подарил своей музе. Но и Людмила Ивановна со своей стороны многое дала супругу. Думаю, как творцы, они были равны друг другу и с годами стали неразделимы…» — рассказывал друг актрисы, продюсер концертных программ Сергей Касьянов.

После получения диплома Людмилу приняли в труппу Театра Красной Армии (сейчас — Российской Армии), в котором она проработала всю жизнь. Она уже стала известной театральной актрисой, а в кинематографе ей долгие годы не везло, целых 7 лет Касаткина ездила на пробы и прослушивания, но не получила ни одной роли.

Пока Надежда Кошеверова и Александр Ивановский не увидели её фото в картотеке «Ленфильма» и срочно не вызвали актрису в Ленинград. Так она получила свою первую, и сразу главную роль, которая сделала Людмилу знаменитой на весь Советский Союз.

Через 2 года Кошеверова вновь пригласила Касаткину в свой фильм «Медовый месяц», и опять доверила ей главную роль. Потом она снялась в двух картинах Фёдора Филиппова «По ту сторону» и «Хлеб и розы», а дальше Людмила стала работать преимущественно бок о бок с мужем.

В 1961 году Сергей написал свой первый сценарий «Укрощение строптивой» и снял в главной роли жену.

Следующими их совместными проектами стали «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Операция «Трест»», «Северо-Западнее Берлина», «Свеаборг», «Помни имя своё», и другие. Сотрудничала актриса и с другими режиссёрами, но и критики, и журналисты считали, что самые лучшие свои роли она сыграла именно в лентах Сергея Колосова.

*

*

Людмила Ивановна активно снималась в кино до конца 80-х, была признанным мастером дубляжа и озвучания, а потом стала появляться на экранах совсем редко – в новом веке она приняла участие всего в 3-х фильмах.

Причиной она называла не только безграничную любовь к театру, на сцену которого выходила пока серьёзно не заболела, но и низкосортные сценарии, по которым в те годы производились фильмы и сериалы.

А любимый муж уже испытывал проблемы со здоровьем, работал мало, в 90-е он снял всего две картины по собственным сценариям «Раскол» и «Судья в ловушке».

В нулевых годах Колосов тоже поставил всего две ленты, музыкальный фильм «Маска и душа» он снял в соавторстве со своим сыном Алексеем, и драма «Потерянные в раю», где главную роль исполнила Людмила Касаткина – эта лента ознаменовала окончание их совместной творческой деятельности.

На рождение сына они решились не сразу, хотели сначала встать на ноги и заработать хоть на небольшое, но собственное жильё. Алексея актриса родила уже в 33 года, что в те времена считалось очень поздно, всех женщин в возрасте от 25-ти в роддоме называли старородящими. Больше детей у супругов не получилось, и Людмила Ивановна всегда с гордостью говорила: «У меня только один муж, и один сын!».

*

*

Алексей Колосов не пошёл по стопам родителей, хоть снялся ради интереса в нескольких фильмах – он с малых лет проявлял выдающиеся музыкальные способности, занимался в специализированной школе, после окончил Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по классу классической гитары, потом защитил кандидатскую диссертацию на тему «Театрализованные формы джазовой импровизации» в ГИТИСе.

Он стал музыкантом, историком и теоретиком джазовой музыки, композитором, был награждён Золотым Орденом за «Служение искусству». Сейчас Алексею Сергеевичу 64 года, он является почётным членом Российского творческого союза работников культуры.

Людмила Касаткина и Сергей Колосов прожили долгую, счастливую, и очень плодотворную жизнь, и ушли из неё один за другим с разницей в 11 дней. Людмила Ивановна последние годы страдала от болезни Альцгеймера, уже мало кого узнавала, но, если рядом не было любимого Серёжи начинала сильно тосковать.

Сергей Николаевич пережил несколько микроинсультов, но старался держаться, а на праздновании 86-го дня рождения жены ему стало совсем плохо – обширный инсульт, после которого он прожил всего несколько месяцев.

«В последние месяцы отец существовал в каком-то параллельном мире, лишь изредка приходя в сознание. Мама навещала его каждый день. У неё от переживаний обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ.

Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату, сидела целыми днями рядом. 11 февраля 2012 года папы не стало, а потом он и маму увёл за собой» — рассказал Алексей Колосов.

Людмила Касаткина ушла из жизни 22 февраля 2012 года, ей было 86 лет. Знаменитая актриса, более 60 лет отдавшая Театру Советской (Российской) Армии, с воинскими почестями была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище Москвы. На их совместном надгробии выгравировано: «Любовь не подвержена действию времени»…

Оцените статью
Как прожила жизнь замечательная советская актриса Людмила Касаткина, любимая муза и жена талантливого режиссёра
Ольга Копосова победила рак и вернулась в «След». Почему актриса разошлась с мужем и теперь одна? 24-летний сын Глеб — копия знаменитой мамы