На долю Николая Крюкова выпала трудная, драматическая судьба, он пережил тяготы блокады, оккупацию, был вывезен немцами в Германию, временами казалось, что не только карьера, а и сама жизнь закончена. Но после 40 лет ему выпал шанс начать всё сначала, и Николай Николаевич им воспользовался, стал знаменит на всю страну, сыграв более чем в ста фильмах и сериалах.
Родился и вырос будущий актёр в селе Замытье Бежецкого уезда Тверской губернии в простой семье. Не мечтая ни о каких высотах, после окончания средней школы Николай уехал в Ленинград и устроился рабочим на завод «Севкабель», по вечерам от нечего делать стал посещать местный кружок художественной самодеятельности.
Неожиданно он так увлёкся театральным искусством, что по совету руководителя поступил в театральную студию при БДТ и ещё во время обучения был введён на небольшие роли в спектаклях.
Став профессиональным актёром в 1935 году Крюков принял предложение режиссёра Сергея Радлова играть в его театре-студии (бывший Молодой театр).
Вскоре Николая стали приглашать в кино, он снялся в эпизоде приключенческого фильма «Четвёртый перископ», начал работу над ролью в картине «Политрук Колыванов», но этот фильм так и не был завершён из-за того, что сценарий был признан некачественным Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП.
А потом началась война, актёры театра Радлова не уехали в эвакуацию, вошли во фронтовую бригаду, до 1942 года выступали перед солдатами, защищавшими блокадный город.
«Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов» — вспоминал Николай.
*
*
Когда было принято решение эвакуировать театр в Пятигорск, Крюков в состоянии крайнего истощения лежал в госпитале, на Финляндский вокзал его привезли на санях, сам ходить он уже не мог. Едва актёры пришли в себя после голода и тягот блокады, собрали труппу и начали репетиции, как в город вошли немцы и в этот раз эвакуироваться уже не удалось – «радловцы» оказались в оккупации.
«Был приказ о работе. Мы сколько могли тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный, нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать…
Население ходило к нам в театр, и спектакли — мы это видели — много значили и для зрителей, и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу» — рассказывал Крюков.
*
Зимой 43-го район Кавказских минеральных вод был освобождён, но перед отходом немцы отправили театр Радлова под конвоем в Запорожье, а оттуда через несколько месяцев – в Берлин. Там, в горящем городе, под бомбёжками союзников труппа распалась — кто-то решил пробираться на север Франции, а сам режиссёр с женой, Крюков, и ещё несколько актёров добрались до южного французского городка Ла Фоссет.
После освобождения Франции их небольшая группка переехала в Марсель, где состоялась долгожданная встреча с советскими дипломатами. Зимой 45-го сотрудники советского посольства переправили всех актёров в Париж, а оттуда в Москву, где многих ждала печальная участь.
Сергея Радлова с женой и ещё нескольких артистов арестовали прямо у трапа самолёта, предъявив им обвинение «за измену родине и сотрудничество с оккупантами» и отправив в ссылку.
Анна Радлова не пережила заключения в Волголаге, умерла в 1949-м, через 4 года Сергей был выпущен на свободу, и в 1957-м реабилитирован. Он обосновался в Риге, был принят очередным режиссёром в Даугавпилсский русский драматический театр, позже перешёл в Рижский театр русской драмы, где и работал последние несколько лет.
*
Николай Крюков не пострадал от серьёзных репрессий, но на его карьере был поставлен жирный крест – «радловцев» не брали ни в один московский или ленинградский театр, так же, как и в театры других крупных городов, не пускали на порог киностудий. Он уехал на родину, пробовал работать в Тверском драматическом театре, потом в Ростове-на-Дону, позже в Тбилиси.
Лишь после освобождения Радлова актёр принял предложение своего друга и наставника перебраться в Ригу, и они вновь стали работать вместе. С этого момента пошёл отсчёт настоящей профессиональной деятельности Крюкова, где были и успех, и признание, и уважение, и безграничная любовь зрительской аудитории.
К сожалению, Сергей Радлов серьёзно подорвал здоровье в лагерях, после освобождения он прожил всего 5 лет, но за эти годы Николай понял, что не уйдёт из профессии, как собирался, а добьётся всего, о чём мечтал.
После похорон режиссёра он вернулся в Ленинград, был принят в штат киностудии «Ленфильм» и сразу же был утверждён на главную роль лётчика Бена Энсли в приключенческий фильм «Последний дюйм», который сделал его в 44 года знаменитым на весь СССР.
*
Картину посмотрели 25 миллионов советских граждан, Крюков получил премию Всесоюзного кинофестиваля как лучший актёр года, а на его имя на киностудию ещё долго приходили благодарственные письма от зрителей, в основном писали мальчишки, говорили, что образ бывшего военного лётчика Бена помог им сформировать характер, стал отличным примером мужества.
Кинокарьера Николая Николаевича резко пошла вверх, он стал сниматься очень много, и хоть не часто ему доставались главные роли, Крюков любой эпизод умел сделать ярким и запоминающимся, был мастером перевоплощения, обладал незаурядным талантом и органичностью.
В те годы зрители особо отмечали следующие фильмы с его участием: «Поднятая целина», «Им было девятнадцать…», «Трое суток после бессмертия», «Дочь Стратиона», «Над нами Южный крест», «Чистые пруды», «Два года над пропастью», «По тонкому льду», «Туманность Андромеды», и многие другие.
С возрастом востребованность Крюкова в кинематографе только росла, в 70-е он едва успевал переходить из фильма в фильм, а в 80-е, когда многие его коллеги оставались не у дел, и в предперестроечное время вынуждены были искать подработки, плотный график его съёмок был расписан на годы вперёд.
Ему часто приходилось играть иностранцев, так как считалось, что внешность у актёра «западная», многие полагали, что он как две капли воды похож на Кирка Дугласа.
Поклонники до сих пор вспоминают и с удовольствием пересматривают при случае особо полюбившиеся картины с участием Николая Николаевича, такие как «Смерть под парусом», «Петровка, 38», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Остров сокровищ», «Долгая дорога в дюнах», «Хлеб – имя существительное».
*
Крюков являлся и признанным мастером дубляжа, он озвучил и дублировал десятки чехословацких, итальянских, японских, индийских, китайских, болгарских, французских, венгерских и прибалтийских фильмов.
Тем большее недовольство вызывает сейчас у зрителей решение администрации съёмочной группы фильма «Последний дюйм» об озвучивании Бена Энсли Юрием Толубеевым – некоторые зрители выражают мнение, что хочется заткнуть уши и просто смотреть на великолепную игру Николая Крюкова.
Он был очень скромным и замкнутым человеком, практически не давал интервью, не раскрывал подробностей личной и семейной жизни, не был замечен ни в каких скандалах и интригах, а все сплетни обходили его стороной. Николай Николаевич был женат дважды, о первом браке никогда не говорил, поэтому кем была его избранница, неизвестно.
Второй раз Крюков переступил порог ЗАГСа уже в 45 лет, его невесте и коллеге по «Ленфильму» Лилии Гуровой было всего 29. Супруги прожили в любви и взаимопонимании 33 года, сейчас Лилии Ивановне 91 год, она ведёт тихий и замкнутый образ жизни. Детей у семейной пары не было.
Актёр работал практически до самого последнего дня, несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, подорванным блокадой, оккупацией, скитанием по Европе во время войны, голодом и неустроенностью. Работа над фильмом «Освящение храма», состоящим из 3 частей – «Солдаты-призраки», «Свидание в театре пепла» и «Невидимый храм», далась ему очень тяжело, но всё же он сумел её закончить.
Николай Крюков ушёл из жизни 17 апреля 1993 года в возрасте 77 лет и был похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. На его скромном памятнике под датами рождения и смерти выбита надпись «Истинно Народный» как знак протеста того, что этот великолепный актёр был удостоен всего лишь звания Заслуженного…