Меня восхищают женщины, которые умеют выбраться из любой грязи. Ну да, ошиблась с выбором мужа. Ну да, попала в нездоровые отношения. Но вот хватило же ума выбраться из них, и дальше пойти по жизни гордой походкой. Умница.
Поговорим сегодня о первой жене Андрея Тарковского – Ирме Рауш (1938), которая смогла состояться в профессии режиссера вопреки издевкам мужа.
Говорят, у всех гениев был тяжелый характер на грани психопатии. Не берусь судить – у всех или нет, но Андрей Тарковским был человеком… даже не сложным, а подленьким.
Занимать деньги и не отдавать; пользовать своих актрис (даже очень молоденьких и глупеньких); мстить Бондарчуку через его 18-летнюю дочь; проваливаться в запои; а потом и вовсе в паранойе встретить свою кончину на чужбине… Все это не отменяет того, что режиссерский гений Тарковского был признан во всем мире, а его проекты стали классикой мирового кинематографа.
Ирма стала его первой женой, когда наш нарцисс, что называется, только формировался…
Ирма Рауш родилась в семье поволжских немцев, а что это значило после 22 июня 1941 года, думаю, объяснять не надо. Отца Ирмы отправили в лагеря, но мать с дочерью пощадили. Девочка росла, как и все советские дети.
В 1954 Ирма поступила во ВГИК, причем, на режиссерский факультет, хотя все уговаривали подать документы на актерский. Ирма была миловидная белокурая девушка, и окружающим было странно, что симпатичная девчонка не в актрисы идет, а в режиссеры.
Поступила Ирма на ТОТ САМЫЙ легендарный курс Михаила Ромма, откуда вышли Шукшин и Тарковский, а через пару лет и Андрон Кончаловский. Из пятнадцати студентов на режиссерском было всего две девушки. Тот факт, что Ирма училась на режиссуре, не мешал ей понемножку сниматься в качестве актрисы.
Мы видим типичного влюбленного невротика:
«Ирма была миловидна, что и сыграло решающую роль на приемных экзаменах, как раскрыли позже тайну наши педагоги. На Ирму для актерских этюдов была даже очередь. Андрей терпеливо ждал, когда Рауш освободится и начнет репетицию в его сцене. Работали подолгу, часто дотемна.
С этих репетиций и началась Андреева влюбленность.
Почти ежедневно Андрей провожал Ирму домой, возвращался поздно. Однокурсники замечали, что он сильно похудел, стал взъерошеннее, глаза западали от бессонницы, сильно нервничал. Его отношения с Ирмой были непростыми, потому что у нее было полно симпатичных поклонников.
Андрей переживал, страдал, метался. То решал порвать с Ирмой окончательно и бесповоротно, то как бездомный пес юлил вокруг нее с надеждой: а может, пригреет, а может, приласкает? Этот маятник качался до третьего курса.»
«Сидим во дворе института на поваленном телеграфном столбе. Зимний вечер. Он, подняв голову, смотрит на освещенное окно, где идет Ее репетиция (Ее с большой буквы, как у Блока). Сидим, ждем конца репетиции, наверное, не конца же света. Иногда Андрей бормочет что-то отрывистое, неразборчивое, то слова отдельные, а то и целые монологи!
Все они обращены внутрь себя и к Ней. Забрало его сильно – его рыцарская влюбленность отвергалась. Иной раз Ирма даже подсмеивалась над его экзальтированной любовью. А он мучился, потому что не мог получить ясного ответа на свои чувства…»
Думаю, потом, когда она стала его официальной супругой и он стал ее регулярно унижать, он таким образом мстил ей вот за это подвешенное состояние, когда он был зависим от одного ее кивка головы, от ее усмешек, от ее благосклонности.
Почему же Ирма все же выбрала Андрея из роя своих поклонников?… Решил все один эффектный поступок. Больную влюбленность Андрея вынесли на товарищеский суд (который был подстроен, как выяснится позже). В ходе фарсового собрания Тарковский взял Рауш за руку и покинул аудиторию.
Очень эффектный и красивый ход, впрочем, еще раз доказывающий нарциссизм Андрея: главное, чтоб все напоказ; главное, чтоб все восхитились. Ирма прониклась его поступком. Мол, даже когда Андрея песочили товарищи, он не отрекся от любимой.
После того фарсового собрания воля Ирмы к сопротивлению была сломлена, замаячила свадьба.
Андрей познакомил Ирму с мамой Марией Ивановной. Мать встретила невестку долгим пронзительным взглядом и молчанием (нормально вообще, да? Там вся семья была своеобразная).
Когда Андрей сказал матери, что Ирма очень похожа на нее саму, Мария Ивановна лишь рассмеялась, и шутливым тоном произнесла: «В Тарковских трудно не влюбиться, но выходить за них замуж рискованно!»
Итак, они стали мужем и женой. Почти сразу Тарковский начал молодую жену исподволь тиранить. Он открыто смеялся над ее режиссерским образованием, мол, глупа она для такого. А режиссура – дело мужское.
Став постарше, уже после развода с Ирмой, он неоднократно будет рассказывать в интервью о своем отношении к женщинам, мол, они лишь красивый придаток к мужчине.
В 1962 он снял Ирму в «Ивановом детстве» в роли матери Ивана. В том же фильме одна из ролей досталась 19-летней Валентине Малявиной, с которой Тарковский беззастенчиво закрутил роман на глазах у жены.
Тогда бы Ирме и подать на развод, но она уже была в положении, и вскоре появился на свет сын Арсений (имя в честь деда Тарковского). Государство выделило молодым квартиру. Однако Ирма не была похожа на счастливую женщину: исхудала, осунулась, стала явно депрессивной.
«От былой красавицы осталась тень. Почти всегда ее лицо было понурым, даже скорбным. Говорят, материнство делает женщину счастливой?… Может, кого-то и делает, но Ирма словно несла печать проклятия в этом браке».
Надо отдать должное Ирме: спустя 12 лет она таки нашла в себе силы выйти из этих больных отношений. И выйти достойно, без постыдных экзальтаций (к примеру, Бондарчук резала вены из-за Тарковского, а Малявина попросту спилась в итоге).
Ирма Рауш, видимо, отличалась сильным характером, потому что десятилетие унижений в браке с гением не ударили по ее психике. Ну или она просто скрывала последствия этого брака.
Замуж она больше не вышла, детей у нее больше не было.
Зато она стала активно работать… режиссером! Несмотря на все снисходительные усмешки бывшего мужа, у нее все получилось. Пускай она и не получила лавры в своем деле, но крепким середнячком таки стала.
В 1990-ых, когда киноиндустрия была в упадке, Рауш занялась детской литературой. Сказки она сочиняла с юности. В 2007 году ее книга «Мальчик и домовой» стала победителем конкурса на лучшую книгу для семейного чтения.
Старший сын от Тарковского, Арсений, давно обосновался в Венеции, стал хирургом, своих сыновей назвал Андреем (в честь отца) и Евгением.