Её всегда считали немного странной, а сама Рената Литвинова умело поддерживала интерес публики к себе, используя созданный ею же ореол загадочности и какой-то гротескной манерности.
Она многогранна и неповторима, снимается в кино и играет на театральной сцене, позирует для модных журналов, пишет сценарии, занимается продюсированием и создаёт фильмы.
Но после недавно Рената Литвинова решила, что ей сейчас с Россией не по пути, и уехала в Париж. Там у неё всё сложилось очень удачно и всё же актриса признаётся в том, что иногда не может сдержать слёз.
Маленькая княжна
Родители Ренаты Литвиновой – врачи. Актриса утверждает, будто отец её принадлежит к древнему княжескому татарскому роду, от которого она и взяла силу и благородство. Правда, частыми встречами с отцом-аристократом Рената Литвинова похвастаться не может.
Её родители расстались, когда дочь была ещё совсем маленькой, но именно отец подарил ей самые первые в жизни духи и туфли на высоченном каблуке. К сожалению, отец актрисы рано умер, но в память о нём Рената Литвинова иногда покупает себе такие же духи, а ещё долго хранила те самые туфли.
Правда, одна из них была разорвана собакой, но вторая по-прежнему лежит дома у актрисы. Мама воспитывала Ренату сама, поэтому всегда много работала. Из садика Ренату забирали последней, а на каникулах она вообще жила у бабушки с дедушкой.
Но Рената вовсе не чувствовала себя брошенной, ведь мама всегда находила время для общения с дочерью, даже брала её с собой в командировки, когда была такая возможность, а во время отпуска вообще не расставалась с ней.
Одиночество
Гораздо хуже была ситуация в школьные годы. У Ренаты не было друзей, она всегда держалась особняком и, кажется, уже тогда казалась одноклассникам немного странной. Когда к ней кто-то изредка заходил в гости, она обязательно вешала у двери дедушкины плащ и шляпу, говоря, будто отец придёт поздно.
Ей казалось, что все догадываются об отсутствии у неё папы, но продолжала сама упорно врать. Она возвращалась из школы, ела оставленные мамой в термосе горох и сосиску, слушала радиоспектакли, читала книги, иногда делала уроки.
При всём несистемном подходе к учёбе, училась Рената Литвинова на «отлично», но навсегда она сохранила не тёплые воспоминания о школе, а ощущение глобального одиночества, когда она одна была против всех. Это ранило её, она болезненно реагировала на насмешки и оскорбления со стороны ровесников.
Рената училась ещё в музыкальной школе, занималась грузинскими танцами и лёгкой атлетикой. Это помогало ей не уйти в себя и избавляло от щемящего ощущения оторванности от мира. Талантов особых у неё не было, зато все эти внешкольные занятия научили её дисциплине и трудолюбию.
Рената Литвинова умела не жаловаться на трудности. В семье никогда особого богатства не было, Рената даже дублёнку носила с детского сада до восьмого класса школы.
Благо, дублёнка была сначала на неё большой, а потом ей приходилось только рукава доставлять, девочка была очень худенькой, поэтому бегала последний год в коротенькой дублёнке с меховыми рукавами от самого локтя. Но при этом она не ныла и не требовала у мамы такое же красивое пальто, как у соседской девочки.
Модный персонаж
А потом ей предложили стать моделью, она снялась для рекламы драгоценностей и принесла домой первый гонорар, когда ещё училась в девятом классе. Учительница по литературе вообще не верила, что из Ренаты Литвиновой получится что-то толковое, а девочка с первого раза поступила на сценарный факультет ВГИКа.
Она тут же выпорхнула из родительского гнезда, стала снимать квартиры и полностью окунулась в самостоятельную жизнь. В студенческие годы она стала абсолютно счастливой, именно время учёбы в институте она вспоминала всегда с особой теплотой.
В среде кинематографистов Рената Литвинова сразу привлекла к себе внимание. Её просто невозможно было не запомнить с её особой манерой говорить и жестикулировать. Очень скоро после окончания института она стала модным персонажем, правда, пока в профессиональных кругах. Она писала сценарии, а с лёгкой руки Киры Муратовой начала сниматься в кино.
Кира Георгиевна буквально уговорила Ренату Литвинову попробовать себя в роли актрисы. В её карьере всё складывалось успешно. Сценарии Ренаты Литвиновой брали в работу талантливые режиссёры, она сама начала снимать и продюсировать фильмы.
А всенародную популярность она обрела после выхода на экраны фильма Александра Митты «Граница. Таёжный роман», в котором сыграла медсестру Альбину Ворон.
Она остаётся незамеченной только в том случае, если сама этого хочет. Рената Литвинова слишком настрадалась в детстве от того, что её не хотели замечать, поэтому она с годами выработала свой собственный стиль и стала одной из самых узнаваемых персон.
Она вела программы на телевидении, ездила с гастролями по стране, с удовольствием давала интервью, даже попробовала себя в съёмках клипов для Аллы Пугачёвой, «Агаты Кристи» и Земфиры.
С последней её связывают давние дружеские отношения, причём очень близкие. Настолько, что периодически возникают слухи о нетрадиционных отношениях между актрисой и певицей. Они были практически неразлучны, да и в Париже оказались вместе.
Счастливые тоже плачут
После начала СВО Рената Литвинова приняла решение уехать из России. Бежала она, точно зная, куда и зачем. Она ехала в Париж, и в этом городе она собиралась начать новую жизнь. Ей пришлось купить квартиру, потому что в сложившихся обстоятельствах это было быстрее и дешевле, чем арендовать.
Поначалу актриса была несколько удручена стремительными переменами в собственной жизни и даже жаловалась на то, что к своим 55 на момент эмиграции годам успела пройти через столько испытаний, что другому человеку не прожить и за 100 лет. Но вскоре Рената Литвинова уже делилась с подписчиками своим ощущением немыслимой свободы.
Она разрешила себе всё: сидеть, не вставая, целую вечность, пропускать встречи, даже есть чипсы и макароны, запивая всё теми напитками, которые она сама себе запрещала на протяжении многих лет. В принципе, она могла бы всё это делать и в России, но, наверняка, макароны, чипсы и сладкая газировка парижского разлива оказались гораздо вкуснее.
Позже она дала интервью французскому изданию и заявила о своём намерении превратить вынужденную эмиграцию в творческую экспансию. А потом засучила рукава и с присущим ей старанием принялась покорять Париж.
Она пообещала себе и всем, кто её слышал, стать в Париже не менее узнаваемой, чем в Москве, и почувствовала себя снова молодой и счастливой. Она ощутила в себе невероятную энергию, которая могла бы сдвинуть горы, и начала изучать французский язык.
Надо отдать Ренате Литвиновой должное: вскоре состоялась премьера её моноспектакля «Кактус» в Театре Hebertot на бульваре Батиньоль. Соавторами постановки выступили её близкие друзья, музыку написала Земфира, а костюмы и декорации создал дизайнер и арт-директор Balenciaga Демна Гвасалия.
Эта постановка – об одиночестве женщины, которая год за годом ждёт звонка от мужчины, «ушедшего туда, где убивают». Яркие экспрессивные диалоги главной героини, обращающейся то к кактусу, то к голубю, полны тоски и отчаяния.
А зрителю всё же трудно избавиться от вопроса, зачем на протяжении всего спектакля Рената Литвинова всё меняет и меняет наряды, причём каждое её следующее платье шикарнее предыдущего. Постановка всё же получилась очень качественной, актриса играет прекрасно, да и роль она писала непосредственно под себя.
Завуалированное упоминание войны на самом деле завораживает. Впрочем, в общении с поклонниками вне театра Рената Литвинова придерживается той же тактики: рассуждает о добре и зле, лёгкими штрихами намечает исторические параллели, ностальгирует по «той» московской жизни.
Она аккуратна в высказываниях, явно не желая попадать в список иноагентов. Она делится с подписчиками успехами в покорении Парижа и по праву гордится собой.
Рената Литвинова, кажется, неожиданно для себя стала моделью и участвует в показах Демны Гвасалии. Ещё актриса вместе с Жаном-Полем Герленом разработала и выпустила парфюмерный аромат с названием RENATA1226 и выступила со спектаклем «Кактус» в нескольких странах.
Она стала режиссёром клипа Земфиры, а в России летом этого года вышла в печать её пьеса «Кактус». Актриса многого добилась, а её заграничная жизнь, кажется, вовсе не располагает к унынию и депрессии. Вот только иногда сердце её сжимается от тоски и боли. И тогда Рената Литвинова не может сдержать слёз.
Ведь самый родной ей человек по-прежнему остаётся в России. Она не может вывезти из страны свою маму, скорее всего, просто потому, что сама Алиса Михайловна не хочет никуда уезжать из родного дома.
И эта долгая разлука заставляет актрису плакать и тосковать, не даёт погрузиться в состояние полной свободы и эйфории, о которых Рената Литвинова писала сразу после переезда в Париж. И всё же она надеется когда-нибудь вернуться в Россию, правда, для этого должны, по её мнению, наступить более подходящие времена.
Рената Литвинова всегда появляется в публичном пространстве в безупречных образах и с лёгкостью соглашается на интервью. Правда, говорит она лишь то, что хочет сказать, и ни словом больше.