«Ах ты… тоже мне недотрога! Ну смотри, ещё пожалеешь»- мстительно сверкнул глазами Пырьев. Минуту назад в пыльном коридоре «Мосфильма» Ия влепила ему звонкую пощёчину. И это увидели сразу несколько человек! Какое это было унижение для 61-летнего мэтра!
Едва рассветало, как Ия с огромной корзиной петрушки и укропа, спешила на базар, чтобы успеть продать «зеленушку» до занятий в школе. 15-летняя девчушка из города Ардатов, что в Мордовии, копила деньги «на Москву», чтобы выучиться там на артистку.
И когда пришло время получать аттестат, на билет до столицы кое-как наскребла, вот только на наряды денег не хватило.
Летом 1947 с деревянным чемоданом в руке Ия появилась в приёмной ВГИКа. Сытые абитуриентки насмешливо разглядывали 17-летнюю провинциалку в растянутом свитере, ветхой юбке и тёплых деревенских носках, выглядывающих из стоптанных мужских ботинок. Два белых хвостика на голове девушки торчали «рожками».
Смелый образ завершали иссиня-чёрные брови, которые Арепина намалевала, думая, что так выглядит взрослой. «Убогая деревенщина». Уж эту точно не возьмут…- читалось в глазах девиц. Но стоило Ие произнести монолог, сомнений у комиссии не осталось: перед ними редкая жемчужина. И красивая! Подумаешь, брови… Отмоет! А платье — дело наживное.
Однокурсники потешались над Ией, прозвав её за бедную одежду «непосредственностью номер один», пока на третьем курсе её не пригласили в Театр-студию киноактёра. Снисхождение одногруппников тут же сменилось завистью.
В 22 года Арепина «добила» их, сыграв первую и сразу главную роль в фильме «Степные зори». И вскоре вышла замуж за маститого оператора Юлия Куна. «Вот вам и деревенщина!» — удивлялись знакомые актрисы.
В белокурую красавицу 38-летний Юлий влюбился на съёмках. Закоренелый холостяк мгновенно забыл о прелестях свободной жизни. Не прошло и года, как парочка сыграла богатую свадьбу. Кун привёл красавицу-жену в трёхкомнатные хоромы.
И уже весной 1955 у них появился наследник — Юлий-младший. Актриса блистала в главных ролях, любящий муж исполнял любой её каприз, покупал изысканные наряды. Казалось бы — живи и радуйся! Но Ия радоваться жизни не умела и ничего не ценила. Неуживчивый, требовательный нрав Арепиной доводил Куна до бешенства.
В 1956 она сыграла главную роль в фильме «Девушка с маяка» и началось… Болтали, будто Юлий дико ревновал красавицу-жену, устраивал дома безобразные разборки и требовал бросить профессию. Но Ия, купавшаяся тогда в лучах славы, принимать ультиматум отказалась. Покидав вещи в чемодан, она с лёгкостью ушла.
Через год актриса сыграла коронную роль Маши Мироновой в «Капитанской дочке», и почти сразу снова вышла замуж за переводчика-синхрониста Вадима Мильштейна. Красавец, старше на пять лет, сдувал с неё пылинки и ждал ответной теплоты.
Но трепетной и нежной, как Маша Миронова — Ия была только на экране. А в жизни — непримиримой гордячкой. Через шесть лет синхронист не выдержал крутого нрава жены и ушёл в новую жизнь. Тем более что детей он в этом браке так и не дождался. Коллеги Арепиной тут же подытожили: «Мужик бросил пустоцвет!»
И вот тогда, словно в отместку, удача отвернулась от 33-летней актрисы. Режиссёры перестали звать её даже на пробы, а если приглашали, то только на эпизоды.
Как назло, весной 1963 Арепина столкнулась с «хозяином киностудии» Иваном Пырьевым. Тот посулил ей лучшие роли и недвусмысленно дал понять, в обмен на что.
Ия подумала, что это шутка, и звонко расхохоталась. «Не отходя от кассы» лауреат шести сталинских премий тут же попытался её обнять и получил в ответ кручёную оплеуху. Мстительный мэтр обид не прощал…
Не прошло и года после этого происшествия, как на съёмках «Возвращение Вероники» Арепина показала характер режиссёру Игорю Болгарину. Мол, её героиню нужно играть иначе. Ссора вышла такой громкой, что съёмки пришлось остановить и искать актрисе замену.
Ие даже пришлось написать объяснительную министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Болтали, что Пырьев воспользовался ситуацией, и «скандалистку» внесли в чёрный список актёров- изгоев. Отныне Ия играла крайне редко, даже в эпизодах. И самой лучшей её работой за долгие годы стала роль сестры Егора Прокудина в «Калине красной».
Семья развалилась, карьера загнулась, а подросший 13-летний сын Ии не мог простить матери «ухода папы и его горе». Чтобы выйти из жизненного тупика, 37-летняя актриса отправилась в своё «место силы» родной Ардатов. И там совершенно сознательно уступила натиску влюблённого в неё 19-летнего парня.
«Поболтают и перестанут»-успокаивала она себя. Зато, если повезёт, она родит дочь, о которой так долго мечтала. Так и случилось. Но как только Ия поняла, что беременна, тут же отправила настойчивого ухажёра в отставку. Разочаровавшаяся в мужчинах актриса замуж больше не хотела, как и портить парню жизнь. Впереди у него настоящая любовь!- рассудила она.
Так уж вышло, что дочка Лада стала единственным светлым лучом в дальнейшей жизни Ии. Сыну Юлию минуло 16, когда он перебрался жить к отцу, заявив якобы напоследок матери, что никогда не простит ей его страданий. Даже женившись и родив двоих сыновей, Юлий так и не смягчился и не познакомил отпрысков с их знаменитой бабушкой.
К счастью, Ия Арепина прекрасно ладила с дочерью, которая стала успешным юристом. Мать и дочь продолжали жить под одной крышей в полном согласии, даже когда Лада вышла замуж и родила сына Артёма. В 90-е благодаря её заботе актриса жила в достатке и уюте. И часто гуляла в Кузьминском парке с любимым внуком и собакой.
Уже после её смерти в программе «Серебряный шар» ведущий Виталий Вульф сказал вдруг, что блистательная Ия Арепина на склоне лет просила милостыню на паперти, мол, там её и не стало. Это «откровение» очень удивило родных и знакомых Ии Алексеевны. Этого просто быть не могло, ведь она всегда жила в семье и ни в чём не нуждалась.
Незадолго до её ухода в начале нулевых, о ней вдруг вспомнили режиссёры. «Раньше надо было звать. А теперь время ушло» — вздыхала актриса. Играть безликих уборщиц и старых деревенских бабушек она не желала.
Арепина часто вспоминала прожитую жизнь. О многом сожалела…
Во всём виноват мой ужасный характер. Я совсем не умела радоваться жизни и ценить то, что у меня есть. Я требовала много любви, а сама не испытывала благодарности не к мужьям, ни к судьбе. Я всё время хотела большего!
И всё-таки Ия Алексеевна корила себя напрасно. Когда летом 2003 её не стало, родные оставили на её надгробие эпитафию: «любимой маме и бабушке…» А наша память навсегда запечатлела актрису неповторимой «Капитанской дочкой»…