Илзе Лиепа: танцевала в балете с 5 лет, стала мамой в 46, скандальный развод с Владиславом Паулюсом

Биография Илзе Лиепы

Хрупкая и высокая Илзе Лиепа всегда производила впечатление слабой и утонченной женщины. Но внутреннему стержню балерины могли позавидовать многие ее коллеги.

С детства она сталкивалась с предвзятым отношением из-за фамилии легендарного отца, артиста балета Мариса Лиепы. Но Илзе привыкла не обращать внимания на замечания и просто идти к своей цели.

Лиепа поражала своей трудоспособностью: она успевала танцевать главные партии в спектаклях, выходить на сцену в драматических постановках, сниматься в кино, выступать на радио, писать книги и руководить школой-студией. А в 46 лет Лиепа испытала и счастье материнства, родив дочку. Правда, семейная жизнь у артистки так и не сложилась – за ее плечами остались два неудачных брака.

В 2022 году Илзе разорвала отношения с родиной отца – балерине запретили поездки в Латвию из-за ее поддержки действий России на Украине. Но времени на путешествия у Лиепы все равно не было: ведь, несмотря на возраст, она продолжала регулярно блистать на сцене.

Детство и семья

Будущая балерина Илзе Лиепа родилась 22 ноября 1963 года в Москве в творческой семье. Ее отец, Марис Лиепа, был артистом балета и служил в Большом театре. А мама, Маргарита Жигунова, работала актрисой в драмтеатре имени Пушкина. Звезды познакомились на съемках фильма «Илзе». К тому времени за плечами Мариса был неудавшийся скоротечный брак с Майей Плисецкой.

Марис и Маргарита договорились назвать родившихся детей в честь героев картины, которая и свела их вместе. Сын получил имя Андрис, а дочка, появившаяся год спустя, стала Илзе.

Дети росли, восхищаясь знаменитым отцом. Илзе пропадала за кулисами, наблюдая за выступлениями артиста. «Я всегда видела гений балетного артиста в мужском воплощении», – говорила позже балерина в интервью.

С самого детства Марис не сомневался, что и сын, и дочка пойдут по его стопам. Илзе вышла на сцену театра уже в 1968 году. Пятилетняя девочка получила роль сына главной героини в постановке «Мадам Баттерфляй».

Актрисе было куда легче поднять на руки хрупкую Илзе, чем ее ровесника-мальчика. Лиепа признавалась, что навсегда запомнила, как в гримерке ей завивали кудри и готовили костюм.

Вдохновившись этим эпизодом, Илзе твердо решила связать жизнь с балетом. В 1972 году она поступила в академическое хореографическое училище. Накануне отец провел с ней серьезную беседу, предупредив, что ее детство фактически кончилось: теперь ее ожидал лишь ежедневный тяжкий труд.

Напутствие девочку не напугало. В 1981 году она окончила училище. Но старт ее карьеры сложно было назвать успешным.

Карьера в балете

18-летняя Илзе мечтала, как и отец, выступать в Большом театре. Тем более что там уже год служил ее старший брат Андрис. Ее взяли, поставив в группу с артистами, которые работали в массовке. К тому времени Марис Лиепа оказался втянут в конфликт с руководством театра: его фактически выживали из Большого, опасаясь открыто уволить.

Артисту поставили условие: либо он освобождает место для дочери, либо Илзе навсегда останется в рядах кордебалета. Девушке не прочили успех также из-за большого роста – 170-сантиметровая Илзе была значительно выше остальных балерин. «Рычагом давления на отца стала именно я», – сетовала позже Лиепа.

В семье тогда тоже наступили тяжелые времена: Марис и Маргарита расстались, причем Лиепа ушел к другой женщине. Жигунова была так рассержена на мужа, что запретила детям поддерживать с ним общение.

Илзе, вопреки доводам матери, тайком встречалась с отцом, который продолжал оставаться для нее идеалом. После увольнения из театра Марис погрузился в депрессию, и в 1989 году его не стало из-за сердечного приступа. Триумф дочери он увидеть не успел.

А Илзе в 80-х годах стала постоянной артисткой труппы. Первую важную партию ей доверили в постановке 1983 года: на премьере оперы «Ифигения в Авлиде» она перевоплотилась в танцевальной сцене в Геру. В 1984 году Лиепа танцевала в постановках «Иван Сусанин» и «Дон Кихот», а через год принимала участие в «Раймонде» и «Чиполлино».

Прима

После блестящего исполнения партии Мерседес в спектакле «Дон Кихот» в 1985 году на гастролях театра в Кишиневе руководство Большого рассмотрело в Илзе задатки сольной артистки. Ей начали доверять крупные роли в премьерах.

Так, с 1986 по 1989 годы она была задействована во всех главных постановках – «Щелкунчик» и «Спящая Красавица», «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», «Хованщина» и «Князь Игорь». Причем Илзе доставались характерные яркие героини – например, синьора Капулетти в «Ромео и Джульетте» 1987 года.

В 1989 году состоялся первый творческий вечер танцовщицы. Она исполнила несколько номеров и представила вместе с братом Андрисом небольшой спектакль «Видение розы».

В 1991 году Лиепе доверили главную партию в «Кармен-сюите». Таким образом Илзе стала первой русской артисткой после легендарной балерины Майи Плисецкой, которая воплотила на сцене образ страстной Кармен. Илзе отмечала, что она влюбилась в этот спектакль еще ребенком. Перед началом работы она консультировалась у самой Плисецкой и получила ее благословение.

Важным для балерины оказался и 1993 год. К тому времени ее брат вместе с Изабель, внучкой хореографа Михаила Фокина, восстановили его балет «Шехеразада». И Илзе получила в постановке партию Зобеиды.

В 1994 и 1995 годах она выходила на сцену Большого тетра в новых постановках «Фантазии на тему Казановы», «Белоснежка» и «Ромео и Джульетта».

В 1996 году Илзе получила звание Заслуженной артистки страны. Балерина активно гастролировала, танцевала не только в спектаклях, но и в сольных номерах – ей посчастливилось поработать с такими хореографами как Георгий Алексидзе, Майкл Шеннон и многими другими.

Начало нового тысячелетия Лиепа встретила в статусе абсолютной звезды. В 2001 году она получила роль графини в спектакле «Пиковая дама». Ее партнером по сцене стал Николай Цискаридзе.

Спектакль имел такой успех, что Илзе танцевала в нем на протяжении 10 лет. Именно «Пиковая дама» стала первой постановкой Лиепы после декрета. На сцену она вернулась через 2,5 месяца после родов.

В 2003 году творческие вечера балерины с площадок столичных концертных залов были перенесены в Большой театр. В них принимала участие уже не только Илзе, но и ее коллеги – артисты российского и мирового балета.

Несмотря на то, что Лиепа считалась возрастной танцовщицей, она получала все новые предложения о работе. Так, в 2007 году ее пригласили в Великобританию, чтобы исполнить партию принцессы Дианы в постановке «Народная принцесса».

Большой творческий бенефис Илзе состоялся и в 2012 году. Специально для вечера сестры Андрис спродюсировал спектакль «Клеопатра». Балерина исполнила в постановке сразу две роли – собственно Клеопатры и Иды Рубинштейн.

Премьера сорвала овации: и зрители, и критики отметили, что Лиепа талантлива не только в классическом балете, но и в современной хореографии.

В 2016 году Илзе завершила карьеру в Большом театре. Танцевать она не перестала, но теперь делала это лишь в редких спектаклях или специальных сольных номерах.

Кино и театр

На заре работы в Большом театре балерина фактически была без постоянных ролей, и мама-актриса подтолкнула ее принять предложение о съемках в кино. «Я абсолютно ничего не понимала, профессионализма у меня не было и на три копейки», – вспоминала позже звезда.

Она с её величественной осанкой появлялась в эпизодах фильмов «Герой ее романа» (1984), «Блистающий мир» (1984), «Детство Бемби» (1985) и «Юность Бемби» (1986). В 1986 году она получила и более заметную роль: сыграла супругу главного героя в сериале «Михайло Ломоносов».

К тому времени Лиепа поняла, что хотела бы заниматься драматическим искусством и в театре и поступила в ГИТИС, выбрав педагогическое отделение.

В 1988 году Лиепа снялась в картине «Эти… три верные карты…», а спустя два года – в мюзикле «Али-Баба и сорок разбойников» вместе с Михаилом Лавровским и Виктором Яременко.

В 1998 году Лиепе доверили роль Марии Стюарт в спектакле «Ваша сестра и пленница…» по пьесе Людмилы Разумовской в театре «Модернъ». За исполнение героини артистке вручили премию «Хрустальная Турандот».

«Это было потрясающе интересное начало», – говорила Илзе, добавляя, что на сцене ей посчастливилось играть с выдающимися коллегами, среди которых были Игорь Скляр, Николай Еременко, Армен Джигарханян и другие.

Второй важной драматической постановкой для балерины стал спектакль «Сон императрицы» Андрея Максимова в 2000 году. Любопытно, что драматург был одним из авторов некрологов на покойного отца Илзе. За роль в этой постановке Лиепе вручили премию «Чайка».

В том же году Илзе снялась в роли балерины в остросюжетном телесериале «Империя под ударом». К этому времени в ее драматическом таланте уже никто не сомневался: она все успевала – исполнять сольные балетные партии, проводить творческие вечера, участвовать в спектаклях и сниматься в кино.

В 2002 году Лиепа получила звание Народной артистки страны, а годом позже – важнейшую театральную премию «Золотая маска».

С драматургом Андреем Максимовым Илзе сотрудничала еще несколько раз: в 2002 году она получила роль в его постановке «Рамки приличий», а через год – в спектакле «День рождения Синей Бороды».

Кроме того, в 2004 году Лиепа вышла на сцену Театрального товарищества «Старый театр» в постановке «Чайная церемония». Через год она приняла участие в спектакле «Ан-дер-сен» Ксении Драгунской. А в 2007 году получила роль в Театре на Таганке в постановке «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» режиссера Юрия Любимова.

«На драматической сцене у человека, за спиной которого стоит балетная профессия, есть большой плюс», – считала Илзе.

Общественная деятельность

Еще в начале 2000-х годов Илзе серьезно увлеклась пилатесом: она одной из первых в России начала изучать этот вид физических упражнений. Позже она познакомилась с тренером Марией Субботовской и предложила ей объединить усилия.

Лиепа всегда мечтала основать собственную балетную школу для детей, так как считала, что это искусство полезно для каждого ребенка. «Мне захотелось поделиться сокровищами, которыми одаривает балет, с детьми», – признавалась балерина.

В 2001 году Илзе и Мария основали студию, которая стала называться «Русская национальная балетная школа». Детей там учили азам балетного искусства, а с взрослыми занимались тренеры по пилатесу. В организации работы школы Илзе очень пригодился педагогический диплом ГИТИСа.

За 20 лет работы в Москве открылось четыре школы и одна – в Санкт-Петербурге. В них на бесплатной основе занимались талантливые дети.

Кроме того, в 2011 году Илзе выступила с инициативой проведения ежегодного фестиваля-конкурса хореографических школ и танцевальных коллективов под названием «Волшебная туфелька». Его создание стало возможным благодаря работе Фонда Мариса Лиепы, который ранее учредили Илзе и Андрис.

А с 2016 года другим благотворительным фондом под руководством Илзе была учреждена премия «Весна священная». Ежегодно награды в рамках нее получали детские и подростковые любительские коллективы в сфере танцев.

Личная жизнь Илзе Лиепы

Отец Илзе, Марис Лиепа, был женат 4 раза. После того, как он ушел от Маргариты Жигуновой, в следующем браке у него родилась дочь Мария. Ради отца Илзе и Андрис поддерживали отношения с сестрой. Но затем с общением было покончено. «Она обманула все наши чувства. Мария оскорбила мою маму», – рассказывала Илзе. Зато с Андрисом она всегда оставалась близка.

А вот ее отношения с мужчинами складывались не очень удачно. В первый брак она вступила в очень молодом возрасте, выйдя замуж за музыканта Сергея Стадлера. Довольно быстро супруги поняли, что они очень разные личности и не могут вместе жить.

Пара решила развестись. Все произошло настолько поспешно, что отец Илзе даже не успел познакомиться с зятем (на свадьбу Мариса не позвали по просьбе его бывшей жены, болезненно переживавшей расставание).

Второй раз замуж Илзе вышла в 1999 году. С избранником, бизнесменом Владиславом Паулюсом она познакомилась на съемках рекламы воды. В ту пору предприниматель занимал видную должность в менеджменте «Coca-Cola».

Пара демонстрировали идиллию в отношениях на протяжении долгих лет, а в 2010 году Лиепа родила дочь Надю. Мамой балерина стала в возрасте 46 лет. Уже через пару месяцев она вновь вернулась на сцену театра.

Артистка признавалась, что смогла найти баланс между работой и семьей: она отказалась от участия в драматических постановках, оставив в жизни лишь балетную сцену. «Вернуться в форму мне очень помогал пилатес и балетный экзерсис», – рассказывала артистка.

А спустя 3 года после появления Нади супруги развелись. В интервью Илзе признавалась, что последние годы брака стали для нее кошмаром. Лиепа считала, что муж женился на ней только ради выгоды: вскоре он перестал работать, так как заработков артистки хватало на обеспечение семьи.

Кроме того, по словам балерины, Владислав был зависим от алкоголя. «Я терпела до того момента, как этот человек сделал мою жизнь невозможной», – говорила Илзе.

Расставание пары получилось скандальным. Паулюс неоднократно подавал иски в суд, требуя себе половину имущества звезды и пытаясь запретить вывозить дочь за рубеж. Лиепа спасалась от этого негатива и стресса в заботах о дочери. Надя начала заниматься балетом в два года. По словам балерины, ее дочка с детства ярко показала свою артистичность и склонность к творчеству.

Илзе Лиепа сейчас

В 2021 году Илзе Лиепа продолжала заниматься работой своей школы-студии и проведением премии «Весна священная». С победителями из регионов она лично занималась постановкой большого гала-номера, который был запланирован к показу в ноябре 2022 года в столице.

«Коллективы становятся другими, происходит качественный скачок в их профессиональной жизни», – рассказывала балерина об итогах своей работы.

В июле 2022 года на ВДНХ прошла премьера постановки «Рабочий и Колхозница. Гала. 85 лет любви», в рамках которой был презентован балетный номер Илзе. Также она по-прежнему гастролировала и устраивала творческие вечера по всей стране.

В марте 2022 года МИД Латвии внес Илзе Лиепу в список из артистов, которым запрещен въезд в страну. И это несмотря на то, что отец балерины был родом из Риги. Причиной стала поддержка артисткой российской СВО. В перечень, кроме балерины, попали также певцы Стас Михайлов, Наталья Подольская, Вика Цыганова, актеры Дмитрий Певцов, Владимир Машков.

Ранее в интервью Лиепа положительно высказалась о действиях России на Украине. «Поддерживаю всей душой», – заявила она.

У самой балерины было гражданство не Латвии, а Литвы. Его она получила в 2000 году, так как много выступала в паре с литовским артистом Пятрасом Скирмантасом. В ноябре 2023 года власти Литвы запустили процедуру по аннулированию гражданства Лиепы. Поводом стало интервью балерины Вячеславу Манучарову.

Интересные факты

  • У Илзе есть опыт работы на ТВ и радио. В 2011 году она вместе с журналистом Владимиром Познером вела программу «Болеро» на Первом канале. Параллельно Лиепа стала вести и шоу «Балет FM» на радиостанции «Орфей». Артистка рассказывала слушателям о культовых балетных постановках и выдающихся артистах. Программа существовала до 2018 года.
  • За свою карьеру Илзе написала несколько книг. В 2013 году она выпустила издание «Метод Лиепа. Философия тела». В книге она не только поделилась воспоминаниями об отце и начале своего творческого пути, но и представила собственную программу физических упражнений для стройности и грациозности. Спустя год она стала автором детского сборника «Театральные сказки», которые написала во время беременности. «В них — мое отношение и моя любовь к Большому театру», – говорила Илзе. В 2018 году Лиепа также выпустила книгу «Мой балет», посвященную легендарным коллегам.

Важные даты в жизни

  • 1968 год – дебютировала на сцене театра
  • 1972 год – поступила в академическое хореографическое училище
  • 1981 год – окончила училище
  • 1982 год – начала работать в Большом театре
  • 1983 год – получила партию в опере «Ифигения в Авлиде»
  • 1985 год – исполнила роль Мерседес в спектакле «Дон Кихот»
  • 1986 год – снялась в телесериале «Михайло Ломоносов»
  • 1989 год – организовала первый собственный творческий вечер
  • 1991 год – станцевала главную партию в «Кармен-сюите», окончила ГИТИС
  • 1993 год – исполнила роль Зобеиды в балете «Шехеразада»
  • 1996 год – получила звание Заслуженной артистки страны
  • 1998 год – исполнила роль Марии Стюарт в спектакле «Ваша сестра и пленница…», получила премию «Хрустальная Турандот»
  • 1999 год – вышла замуж за Владислава Паулюса
  • 2000 год – сыграла в спектакле «Сон императрицы», получила премию «Чайка»
  • 2001 год – получила роль графини в спектакле «Пиковая дама», основала «Русскую национальную балетную школу»
  • 2002 год – получила звание Народной артистки страны
  • 2003 год – была удостоена премии «Золотая маска»
  • 2007 год – принимала участие в английской постановке «Народная принцесса»
  • 2010 год – родила дочь Надю
  • 2011 год – выступила сооснователем фестиваля «Волшебная туфелька», начла вести шоу «Балет FM» на радиостанции «Орфей»
  • 2012 год – исполнила сразу две роли в спектакле «Клеопатра»
  • 2013 год – развелась с Владиславом Паулюсом, выпустила книгу «Метод Лиепа. Философия тела»
  • 2014 год – выпустила книгу «Театральные сказки»
  • 2016 год – завершила карьеру в Большом театре, учредила премию «Весна священная»
  • 2018 год – выпустила книгу «Мой балет»
  • 2022 год – была внесена МИДом Латвии в список артистов, которым запрещен въезд в страну, выступила в спектакле «Рабочий и Колхозница. Гала. 85 лет любви»
Оцените статью
Илзе Лиепа: танцевала в балете с 5 лет, стала мамой в 46, скандальный развод с Владиславом Паулюсом
Как «последний бюджетник из Узбекистана» сварщик 4-го разряда стал звездой кино: Алексей Гришин