В 29 лет знаменитая советская «Ася» уехала за океан. Американской мечты с ней не случилось. Имя Кореневой давно и привычно связывают в основном с одним мужчиной, походя вешая на нее ярлык «одной из любимых женщин Андрея Кончаловского».
Это не совсем так, даже можно сказать – вовсе не так!… Да и неприятно в наш прогрессивный век наблюдать, как женщине вменяют как достижение всей жизни тот факт, что она в свое время побыла любовницей САМОГО Андрея Кончаловского.
Давайте попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
Говоря о Елене Алексеевне, я бы назвала ее тогда уж не «любовницей Кончаловского», а, в первую очередь, «дочерью Алексея Коренева». Сейчас его мало кто помнит, он скончался в 1995 году. В 60-е под его режиссерским началом и по его сценариям было снято множество кино-хитов того времени.
Так что Елене повезло появиться на свет на свет у такого «кино-папы». Попасть в киноиндустрию ей было не сложно. Наталья Константинова (мама Лены), по профессии режиссер, тоже работала на «Мосфильме».
Коренева родилась в 1953 году. Детство ее было заполнено занятиями и учебой, не было недостатка и в материальных вещах. После окончания специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков, хотела подать документы в МГУ.
Несмотря на обласканность советской властью самого А.Коренева, предкам семейства повезло куда как меньше:
«У нас ведь дедушка, мамин отец, расстрелян, а бабушка, мамина мама, сидела 22 года. Ей давали один срок, потом добавляли новый. Последним местом отсидки стала Колыма. Бабушка освободилась в 1953-м. Она была удивительно мужественным и скромным человеком, вела аскетический образ жизни.»
Итак, Елена не собиралась связывать свою жизнь с кино. История как под копирку у многих детей творческих воротил: учились и поступали на серьезную профессию, но очень быстро меняли свое решение.
Первую свою роль Коренева получила в фильме своего отца.
А потом пошло-поехало: картина за картиной. Переломным моментом в ее жизни стало знакомство с женатым Кончаловским. Вот как сама актриса это описывает:
«Это была влюбленность актрисы и режиссера во время съемок картины. Не было бы этих обстоятельств, думаю, мы бы прошли мимо друг друга. Надо понимать, каким Андрей Сергеевич был в те годы на площадке.
Все мы читали и цитировали книги, которые читал он. Вслед за ним увлеклись сыроедением и вегетарианством. Повторяли его мысли про Восток и Запад. Мы все начинали преображаться, думая, что становимся чуть-чуть похожими на него, немного европейцами.» (с)
Вот тот мимолетный роман с женатым А.Кончаловским и ассоциируется с ее именем по сей день. Так уж исторически сложилось, как говорится. Но то был мимолетный эпизод в ее жизни.
Разрыв с сердцеедом-Кончаловским она пережила быстро: направила всю энергию и эмоции на съемки в «Асе» И.Хейфица.
Затем Елена влюбилась во врача из французского посольства. Дело шло к женитьбе, но его отец отказал ему в необходимой поддержке. Жених уехал. Их с Еленой разделил железный занавес. Это была несчастная любовь, которая оставила на сердце рубец жирнее, чем мимолетная интрижка с Кончаловским.
Кстати, ее решение об отъезде тоже считали попыткой обратить на себя внимание Кончаловского. Это не так.
Вот что сама актриса говорит о причинах своего отъезда:
«Годам к 28 я испытала полное отторжение от всего, что делаю. Ко мне подходил гример, и у меня начиналась истерика: мне не хотелось, чтобы до меня дотрагивались. Меня красили, одевали, говорили, как двигаться, как ходить.
К профессиональному кризису добавилось и то, что мной заинтересовались органы. Вызывали в МВД, в КГБ, просили рассказывать о том, что происходит в моем окружении, в котором были иностранцы.
Заставили подписать бумагу, что я об этом никому, даже родным, не расскажу. С поразительной регулярностью звонили домой ровно в 11 утра. Я просила маму отвечать, что меня нет. Иногда подходила к телефону сама и говорила: «Лены нет». Благо наши голоса похожи…»
Про знакомство с мужем:
«В январе 1982 года, придя вместе с Сашей Абдуловым и Леней Ярмольником в гости к знакомой американке, я встретила там своего будущего мужа, Кевина. Через несколько месяцев он сделал мне предложение. А в сентябре 82-го я уехала в США.»
Отец, Алексей Коренев, сильно переживал и совершенно не понимал решение своей дочери. Даже не пришел к ней на свадьбу. Забавно, но и родители Кевина тоже не дали ему благословение на брак с русской. Вот все же родители гораздо мудрее нас: им заранее было ясно, что брак такой – плохая идея.
Долго ли, коротко ли, а на чужбине у нашей героини снова развилась депрессия. С мужем они оказались разными людьми.
Елена Алексеевна искала связей «со своими» – устроилась официанткой в «Русский самовар», там пересекалась с Михаилом Барышниковым и Иосифом Бродским. С Кевином она развелась, и тогда одиночество навалилось на нее бетонной плитой, и не радовал даже Нью-Йорк за окном.
В интервью Коренева скажет, что работа официанткой это было, мол, «укрощение гордыни»:
«Если бы ощущала дискомфорт, меня бы там не было. А потом, у меня была цель, простите за пафос, но это отчасти укрощение гордыни. Я везде чувствовала себя самой собой: и в кофейне, и в галерее, и в офисе, и в ресторане.
В Америке стыдно сидеть на чьей-то шее — это как раз признак ущербности. Конечно, в первый год жизни там скажи мне кто-нибудь, что я пойду работать официанткой в ресторан, я бы испугалась.
Но моя нервная система быстро излечилась от рефлексий по этому поводу. Как-то в «Самовар» заглянул режиссер музыкального театра, знакомый с моей родней. По возвращении в Москву он им доложил: У Лены что-то с психикой.»
Здесь, в новообразовавшейся стране Российская Федерация, Коренева созвонилась со старым знакомцем Андреем Ташковым. По началу он ее раздражал.
«Меня этот разговор уже стал раздражать, но я ответила, скинув два года — на всякий случай (Ташков спросил возраст Елены – прим.ред.). А он, вместо того чтобы тактично промолчать, говорит: «А по-моему, года на два побольше».
После этого мы быстро закончили беседу. Я только подумала: «Ничего себе флиртуют русские мужчины! Куда я вернулась?!»
Детей у актрисы нет. В молодости она не была готова к рождению ребенка, не хотела рожать в Америке. А потом возраст взял свое.
Ей 70 лет. Для своего возраста она довольно активна: пускай и не ведет аккаунты в соц сетях, зато играет в театре и иногда снимается в сериалах. Написала три автобиографические книги о своей жизни («Идиотка», «Нет-ленка», «Твари творчества»), в которых, как говорят, очень едко и самокритично прошлась по собственной жизни.
Вот такая вот судьба. Всю жизнь – поиски себя, метания, желание ускользнуть в другую реальность. Андрей Кончаловский, конечно, там самое меньшее из всех зол.