От режиссера пахло спиртным и ей, вчерашней школьнице, было неловко. Шагая рядом с Леонидом Иовичем, Наташа думала, как бы не сказать чего-то лишнего, не навредить своей кинокарьере.
Но вот и гостиница. Поднялись на этаж. Наташа открыла дверь своего номера, за которой виднелась белая постель.
«До завтра, Леонид Иович», — хотела сказать она, но режиссер вдруг шагнул вслед за ней в номер, обдавая девушку запахом вина.
Родилась она в портовом городе Констанца в Румынии, но румынкой не являлась. В жилах девочки, появившейся на свет 22 июня 1947 года в семье советского капитана Владимира Викторовича Варлея и его супруги Ариадны Сергеевны Варлей, урожденной Сенявиной, бежала настоящая смесь кровей.
Отец Наташи — такое имя родители дали малышке — был ветераном Великой Отечественной войны, командиром самых разных кораблей Черноморского и Тихоокеанского флотов. Владимир Викторович участвовал в таких знаменитых битвах, как оборона Севастополя, оборона Крыма. В 1945 году получил тяжелое ранение, едва выжил. Был награжден орденом Красной Звезды.
Свою непривычную для русского уха фамилию — Варлей — Владимир Викторович получил от валлийских предков. Еще в XIX столетии два брата Warley прибыли в Российскую империю, чтобы построить здесь конный завод. Братья постепенно обжились, женились на русских, и в итоге Россия стала их новой родиной.
Помимо валлийской и русской кровей, в жилах Наташи текла и кровь французская. Ее мама, Ариадна Сергеевна, приходилась внучкой российскому горному инженеру Е.Н. Баботу де Марни, прямому потомку обедневшего французского дворянского рода.
В румынской Констанце семья оказалась проездом: в порту возникли какие-то бюрократические проволочки с судном капитана Варлея, в результате советским морякам пришлось задержаться в Румынии. Здесь и родилась Наталья.
Пробыв в Констанце несколько месяцев, советский корабль взял курс на Мурманск. В этом городе Наташа и росла.
В возрасте 4 лет девочка удивила родителей написанием стихов, из чего мать и отец сделали вывод, что ребенок растет творческим, надо это направление развивать. В шестилетнем возрасте Наташа пошла в среднюю школу №8, и одновременно — в музыкальную школу. Также девочка участвовала в кружке по рисованию.
При всей большой нагрузке, крепким здоровьем Наташа не отличалась. Во время медосмотра у девочки был обнаружен ревмокардит (болезнь сердца, которую довольно часто находят у детей) после чего ее освободили от занятий физкультурой в школе.
В 1958 году, когда Наталье исполнилось одиннадцать лет, она вместе с мамой переехала в Москву. Отец остался в Мурманске, где продолжил работать старпомом на предприятии «Севрыбхолодфлот». При этом, родители не разводились и конфликта между ними не было: просто отец и мать приняли решение, что Наташе нужно закончить столичную школу.
В 1959 году, отправившись с подружками в цирк, Варлей увидела рядом с кассой объявление. Цирк искал детей в возрасте 11-13 лет для обучения в детской цирковой студии.
К тому времени Наталья окрепла, подросла, и с удовольствием ходила на физкультуру. Варлей убедила мать отвести ее в студию. Педагог студии с удовольствием приняла гибкую и стройную девочку.
Так Наталья получила свое первое цирковое образование. После окончания средней школы, Варлей поступила на акробатическое отделение Государственного училища цифрового и эстрадного искусства. Это учебное заведение Наталья окончила в 1965 году с красным дипломом «Артистки-эквилибристки Союзгосцирка».
К тому времени Наталье Варлей исполнилось 18 лет, и ей уже приходилось выходить на арены столичных цирков, в том числе, Московского цирка на Цветном бульваре. Зрители, а в особенности, мужчины, обожали невероятно красивую эквилибристку с обворожительной улыбкой и потрясающей фигурой.
Одним из мужчин, по достоинству оценивших красоту молодой эквилибристки, был знаменитый клоун Леонид Енгибаров. Леонид предложил Наталье выступать с ним, та согласилась: совместный номер акробатки и «грустного клоуна», — такое амплуа было у Енгибарова — пользовался огромной популярностью.
Именно Леонид Георгиевич оказался тем человеком, что сподвиг Варлей на разворот от цирка — к кино. К 65-му году за плечами у Енгибарова были роли в фильмах советских режиссерах, а, кроме того, он успел обзавестись обширными связями в кинематографическом мире.
Другом Леонида Георгиевича был и режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В 1966 году Енгибаров пригласил Георгия Эмильевича на представление, посоветовав тому обратить внимание на Наталью Варлей, из которой «получится замечательная актриса».
Юнгвальд-Хилькевич был поражен красотой и артистизмом Натальи. Режиссер пришел в гримерку, и предложил Варлей роль в своем новом фильме «Формула радуги».
Роль Натальи в «Формуле» была небольшой, зато молодая циркачка снялась в одной ленте с настоящими звездами советского кино — Николаем Федороцовым, Савелием Крамаровым, Фрунзиком Мкртчяном, Георгием Вициным, Николаем Гринько, Зоей Федоровой.
Варлей и не догадывалась, что со многими из этих актеров судьба не раз еще сведет ее на съемочной площадке.
Вернувшись в Москву из Одессы со съемок «Формулы радуги», Наталья узнала, что на «Мосфильме» проходят пробы в новую комедию Леонида Гайдая. Режиссер и его помощники искали, как сказано в сценарии: «Стройную прелестную девушку. В нашей Нине причудливо сочетаются черты Бэлы, Кармен, Павлины».
Варлей решила «из чистого любопытства» сходить на пробы: в то, что ее выберут, Наталья не верила — в СССР полно актрис-красавиц на эту роль.
На пробах она прочла отрывок из сценария и, судя по флегматичной реакции собравшихся, прочла без блеска. Вдруг Леонид Гайдай сказал:
«А вы могли бы выйти на съёмочную площадку в купальнике?».
Варлей, которая сотни раз выходила на арену цирка в купальнике, эта просьба ничуть не смутила. Девушка ушла за кулисы, и вышла, одетая по-пляжному. Гайдай был весьма доволен: именно такой, раскованной и спортивной, он и представлял себе комсомолку Нину.
Наталья отправилась домой, а вскоре уехала с цирком на гастроли в Тулу. В Туле Варлей и застала срочная телеграмма: «Вы утверждены на роль Нины в «Кавказской пленнице», приезжайте на примерку костюма».
По свидетельству цирковых коллег Натальи, начинающая актриса заплакала: ей так жаль было прощаться с труппой. Варлей понимала, что цирковая жизнь уходит от нее навсегда.
Съемки в «Кавказской пленнице» были трудными и с физической, и с моральной стороны. Наталье очень помог ее цирковой опыт: девушке приходилось прыгать со скалы, залезать на стену, раскачиваться на веревках.
Труднее было справляться с неприятием многих коллег, которые считали циркачку «деревянной» актрисой, однодневкой. Кроме того, 19-летняя Наталья столкнулась со слишком назойливым и не связанным с работой вниманием со стороны 43-летнего Леонида Гайдая.
Как-то раз после долгих посиделок в ресторане по случаю дня рождения Александра Демьяненко, Леонид Иович вызвался проводить Наталью до гостиницы.
Режиссер проводил актрису до ее номера. Номер Гайдая располагался напротив, но Леонид Иович направился не к себе, где его ждала жена Нина Павловна Гребешкова, а шагнул в номер Варлей и попытался закрыть дверь. Юная актриса попросила Гайдая этого не делать.
Наталья вспоминала:
«И мы сели — я на краешек стула, а Леонид Иович в кресло у окна — напротив. Ситуация была более чем неловкая… Я начала «заполнять паузу», что-то лепеча про день рождения Саши, про завтрашние съемки… И тут в коридоре раздался громкий звук торопливых шагов, и в дверях остановилась Нина Павловна…
Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: «Мы говорим о работе!» Нина Павловна молча вышла… Хлопнула дверь соседнего номера. Леонид Иович поднялся с кресла и пошел к выходу, я двинулась, чтобы закрыть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать…»
Однако поцелуя не получилось. Варлей, спортивная, сильная девушка, мгновенно отстранилась от подвыпившего режиссера и тут же вытолкала его из номера.
Гайдай на следующий день вел себя с Натальей очень вежливо, но гораздо холоднее, чем до случая в гостинице.
Когда съемочная группа возвращалась в Москву, Леонид Иович зашел в купе Варлей и сообщил, что ее героиню озвучит другая актриса. Наталья разрыдалась от обиды, на что Гайдай сказал, что переозвучка начинающих актрис — это стандартная практика. Тем не менее, Варлей было очень обидно.
В результате комсомолка Нина в кино говорит голосом Надежды Румянцевой. Варлей остались лишь немногие фразы, например: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать. Кровью!».
3 апреля 1967 года новая комедия Гайдая вышла на экраны. Это был полный и безоговорочный триумф! Зрители буквально ломились в кинотеатры, а Наталья Варлей в мгновение ока стала всесоюзно известной актрисой.
Наталья почивать на лаврах не стала, и решила получить профильное актерское образование. В 1967 году Варлей поступила в Театральное училище им. Щукина. В том же 67-ом, будучи студенткой, Наталья снялась в своем втором знаковом фильме.
Первый советский фильм ужасов «Вий» по повести Н.В. Гоголя стал лидером советского кинопроката 1968 года. После этой ленты Наталью твердо можно было назвать самой популярной и востребованной актрисой советского кино.
Невероятный для Варлей 1967-ой год подарил Наталье не только две громкие премьеры и всесоюзную славу, но и первую любовь.
В Щукинском училище 20-летняя девушка познакомилась с 21-летним студентом Николаем Бурляевым. Наталья видела Бурляева на экране в фильме «Иваново детство» и была потрясена его талантом. Николай же, как и все мужчины страны, был очарован «красавицей, спортсменкой, комсомолкой Ниной».
Осенью 1967 года Наталья вышла за Николая замуж.
Увы, брак не сложился. Наталья Варлей впоследствии вспоминала:
«Наверное, это было настоящее первое чувство. Колю в это время в Театр Ленинского комсомола приняли, и наша жизнь пошла по разным уже колеям. У него там какие-то начались влюбленности, на меня в «Щуке» обрушилась любовь мужской половины училища…
Мы расстались оттого, что еще не умели выстраивать жизнь. Бабушка и мама относились к Коле хорошо, но, наверное, хотели для меня другой партии: более солидного человека, который мог вести меня по этой жизни».
В 1968 году, через несколько месяцев после заключения брака, Наталье стало известно о романе мужа с актрисой Ириной Печерниковой. Сразу же последовал развод.
Среди мужской половины Щукинского училища самым пылким обожателем Натальи был ее однокурсник Владимир Тихонов.
Владимир, сын знаменитых родителей Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой, был очень самоуверенным и напористым парнем на три года младше Натальи. Тихонов ухаживал так настойчиво и красиво, что Варлей сдалась: молодые люди стали жить вместе в съемной квартире.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, Наталья и Владимир расписались в одном из столичных ЗАГСов.
Вскоре после свадьбы Варлей узнала о своем муже страшную вещь — Тихонов-младший употреблял запрещенные вещества.
Для Натальи, любившей Владимира всей душой, это стало тяжелейшим испытанием.
Попытки Натальи отвратить Тихонова от дурной компании, с которой он был связан, дали обратный эффект: Владимир стал относиться к жене с подозрением, почти ее возненавидел. К сожалению, такое отношение к Наталье поддерживала в Тихонове и его мать, актриса Нонна Мордюкова.
В 1972 году, после того, как Наталья родила сына Василия, муж и свекровь стали утверждать, что Варлей родила от Константина Райкина. Владимир искренне считал, что Вася — не его сын.
Наталья была оскорблена подозрением со стороны мужа и свекрови и записала сына на свою фамилию — Василий Варлей.
К тому моменту актриса уже не жила с Владимиром Тихоновым, однако, все еще числилась его женой.
Содержать сына Владимир категорически отказывался, и в этом его полностью поддерживала Нонна Викторовна Мордюкова. Вячеслав Васильевич Тихонов считал Васю своим внуком, и втайне от семьи помогал Наталье материально.
Развод с Тихоновым состоялся в 1978 году. По странному совпадению, в том же году Варлей уволили из театра им. Станиславского.
Два брака Натальи завершились крахом. Актрисе было чуть больше 30 лет, но в кино ее практически перестали приглашать. Режиссеры считали, что Варлей была интересна лишь в молодости, в расцвете свой красоты, да и то ни для кого не было секретом, что роли Нины и Панночки пришлось переозвучивать другим актрисам.
В 1984 году 37-летняя Варлей, устав ждать предложений от режиссеров, удивила весь кинематографический мир, поступив в Литературный институт им. Горького. Стихи Наталья писала с детства, и мечта о литературе в ней была ничуть не меньшей, чем о цирке или кино.
В Лите состоялся роман Натальи с неким мужчиной, имя которого она категорически отказалась назвать. Тем не менее, от этого человека Варлей родила сына Александра. Мальчика Наталья также записала на свою фамилию.
90-е стали тяжелым временем для всей актерской братии. Нелегко жилось и Наталье. Актриса неожиданно нашла себя на ниве озвучки мексиканских сериалов — героини Вероники Кастро и многих других знаменитых у нас «мыльных» актрис говорили голосом Натальи Варлей.
Кроме того, Наталья выпустила грампластинку песен на собственные стихи и в своем же исполнении.
В «нулевых» жизнь Варлей наладилась. Сыновья выросли, получили образование, стали работать — Василий стал искусствоведом, Александр — режиссером и музыкантом.
Наталье Владимировне вновь стали поступать предложения о съемках в кино, сериалах, телевизионных программах.
В 2002 году Варлей затеяла в своем доме ремонт, для чего наняла строительную фирму, владельцем которой был мужчина по имени Владимир. Между актрисой и бизнесменом вспыхнул роман, которому не помешала разница в возрасте: Владимир был значительно младше.
Пара расписалась, но третий брак Варлей также завершился разводом.
Наталья Владимировна дала себе зарок больше не выходить замуж, и завела в своем доме в Подмосковье около дюжины кошек, многих из которых выручила из беды на улице.
В настоящее время Наталье Владимировне 77 лет. Актриса по-прежнему великолепно выглядит, ведет активную общественную работу, снимается в кино, играет на сцене театра, выступает с собственными концертами по всей стране.
Пожелаем же замечательной актрисе Наталье Владимировне Варлей здоровья и долгих лет жизни!