Есть люди, отмеченные «Божьей искрой». И слабое телосложение, плохая осанка, неидеальные черты лица – отходят на десятый план. Ум, харизма, способность одним словом или одним взглядом подарить блаженство – и потом одним словом же его и забрать, вот это все называется словом «харизма», это я называю Божья искра в человеке.
И это все совершенно не про Боярского.
Вот этой Божьей искры в нем нет.
Однако он таки обладал неким невероятным магнетизмом, который притягивал людей. Давайте попробуем разобраться, чем же так манила энергетика этого человека.
«Во время моего детства не было актера популярнее. Не зря производители подпольных сумок с ликами звезд в наиболее массовый тираж взяли Боярского с Пугачевой.
Популярность Боярского граничила с нездоровым ажиотажем. Я познакомился с его феноменом еще в детском саду. Придя однажды в группу, с удивлением увидел, что все бегают с палками, а кто-то уже плачет, поскольку ему зафиндюлили в сетчатку и бледная воспитательница спешит на помощь.
Причем, палками дрались не так, как после просмотра какой-нибудь сказки Роу, махая, словно мечом, плашмя, а рассекая воздух с элегантным свистом.» (с) из воспоминаний блогера ЖЖ «Угасшие звезды».
Невероятную народную любовь и ажиотаж вокруг своей персоны ему дала первая серия «Дартаньяна и трех мушкетеров». И тут надо понимать контекст, какие времена были. Зритель был неискушенный, сравнивать увиденное было с чем.
Был дефицит драйвовых зрелищ с красивым антуражем прошлых веков. А еще музыка и песни, запоминающиеся влет. «Пора-пора-порадуемся» звучала со всех накрытых столов.
Главным в ней был Боярский, — широкий, веселый, разухабистый, праздничный. Пример для подражания. Вы мне возразите, что еще лет за пять до «Мушкетеров» Боярский уже снялся в «Старшем сыне» с Караченцовым. Но нет, это все не то. Народное обожание на него свалилось только после роли Дартаньяна.
Вот так 30-летний актер взлетел на вершину Олимпа, с тех пор в очереди «за Боярским» стояли десятки режиссеров. Зрители его тоже обожали, узнавали на улицах, о его романах и любвеобильности ходили легенды среди коллег.
В 80-х Боярский был «золотым теленком», работать с ним было невероятно выгодно. Потому коллеги и даже начальство терпели его любым: выпивка, опоздания, романы на рабочем месте. Но с годами все изменилось, пришли новые герои.
И уже в 00-х полетел шквал признаний и воспоминаний, из которых становилось ясно, что Михаил Сергеевич – человек с гнильцой, мягко говоря.
Долгое время обиду на Михаила Боярского таила вдова Николая Караченцова Людмила Поргина. Актриса жаловалась на некрасивое поведение «мушкетера». Оказалось, что Боярский ни разу не навестил тяжелобольного Караченцова.
Кроме того, однажды на премьере Михаил Сергеевич сделал вид, что не замечает Николая Петровича. Прошел мимо и даже не поздоровался.
Нельзя не вспомнить и его песни. Пел хорошо: вывел в жизнь целый ряд сильнейших шлягеров 1980-х: «Городские цветы», «Сивка-бурка», «Рыжий конь», «Горбун», «Зеленоглазое такси», «Дрессировщик», «Листья жгут». Свою порцию критики получил, вокал его и правда был скрипуч и неприятен, как по мне.
Но – *с придыханием* «Это же сам Боярссский!» – ему почти даром отдавали замечательные хиты. Причина его успеха, как исполнителя – целиком и полностью в наличии отличного песенного материала.
С 1992 г. стал появляться в телестудиях неизменно в чёрной широкополой шляпе, которую заимствовал, наверное, из своей роли бандюги в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Он нравился себе в широкополой чёрной шляпе. И хотел запечатлеться в ней в умах. Он стал появляться только в ней. Буквально везде.
Кстати, во многом его судьба как артиста шла параллельно с судьбой Караченцова. Оба из театральных семей. Оба хорошо пели и сделали ряд хитов. Оба стали актерским бомондом нашей страны, неплохо пристроили детей, пользовались «плюшками» от каждой власти. Но при всем при том Караченцов был… чисто по-человечески… приятнее, что ли.
О личной жизни Боярского лучше и не вспоминать. Да, он по сей день женат (вот уже скоро полвека их браку) на одной женщине.
Лариса Луппиан годами и десятилетиями терпела хамство, одинокие вечера и ночи, алкоголизм со всеми его последствиями, но… таки в итоге, когда мужу уже было за 70, в одном из интервью обронила фразу, что дождалась своего счастья и теперь мол Миша стал хорошим семьянином.
Сам Боярский никогда не скрывал своих похождений и не раз бахвалился ими в различных интервью. Однако с годами в интервью стали мелькать фразы про Бога, про мудрость, и прочие подобные темы. Возраст все же дает о себе знать.
» – Евтушенко писал: «Когда мужчине 40 лет, то наложить пора запрет на жажду удовольствий». Что же в таком случае делать дальше, после 40?
— Ну, это его мироощущение. У меня другое мироощущение совершенно. «Пока струится в жилах кровь, вкушай вино, вкушай любовь». Я жил и брал от жизни все. Сжег себя окончательно и бесповоротно. И сегодня не жалею об этом.
Мне кажется, что даже маловато сжег. Можно было и посерьезнее пошалить. Душа человеческая, она не стареет. Стареет оболочка. Футляр изнашивается, а скрипка остается целенькой. Скрипка ценна, а с футляром распрощаться не жалко совершенно.» (с)
Итак, в чем же феномен популярности этого артиста? Умение взять от жизни свое, умение – иногда бессовестно, иногда напролом, – настоять на своем. Да, роль Дартаньяна досталась ему по счастливому стечению обстоятельств. Это удача.
Но таких «счастливчиков» советский кинематограф знал много. Тот же Катышев – получив пару классных ролей, потом уехал в провинцию и банально спился. А такие как Боярский умели ухватить птицу удачи за хвост и выжать из жизненного шанса все до капли.
А зрители… как уже было написано выше, народу то и сравнивать было особо не с чем. Вот и весь феномен успеха.