Возможно, вы и не подозревали, что эта дивная красавица незримо присутствовала в вашей жизни полтора десятка лет – по крайней мере, в жизни тех из вас, кто помнит прогноз погоды в вечерней программе «Время». У приятной ненавязчивой мелодии, которую узнает каждый родом из СССР, есть имя: Мари Лафоре.
«Златоокая девушка» – La Fille aux yeux d’or – так называли французы свою любимицу. Есть лица, которые, раз увидев, невозможно забыть, и прекрасное узкое лицо, на котором сияли, светились, мерцали словно драгоценные камни необыкновенные янтарные, с призеленью, колдовские глаза, завораживали и зрителей, и слушателей.
В жизни Мари всё было экзотическим, начиная с имени. Майтена́ Мари́ Брижи́тт Думена́к – так назвали дочь математик, сотрудник Национального центра научных исследований Жан Эжен Дени Думенак и его жена, домохозяйка Мария-Луиза Сен-Гили.
Имя Майтена, которое получила малышка, появившаяся на свет 5 октября 1939 года в городке Сюлак-Сюр-Мер в Аквитании, на языке басков означает «любимая». Родители не ошиблись: любовь окружала Мари всю жизнь.
И кто знает, не таила ли сама земля (Aquitaine от латинского слова aqua (вода), поскольку много миллионов лет назад эта территория была покрыта водами Атлантического океана) тайну рождения девочки с русалочьими глазами.
Семья жила на берегу океана в доме, построенном в 1888 году ещё дедом Мари. Неудивительно, что в старых стенах сохранились старинные устои: родители обращались друг к другу на «вы», а мать, как принято в аристократических семействах, переодевалась к ужину.
Мечтательная, тихая, погружённая в себя, Мари одно время даже подумывала уйти в монастырь. Всё изменил случай: в возрасте 19 лет девушка приняла участие в певческом телевизионном конкурсе юных дарований «Рождение звезды», заменив заболевшую сестру Александру, и победила.
Она не просто была ошеломительно красива: голос уникального тембра – тёплый, нежный, глубокий – раскрывался в очень самобытной вокальной манере, выбивавшейся из царившего в ту пору жизнерадостного эстрадного стиля необыкновенной чистотой и искренностью.
Добавьте к этому неотразимый шарм, словно окутанный вуалью грусти – и вы поймёте, в чём заключался секрет успеха Мари Лафоре.
Ещё во время учёбы в Lycée Jean-de-La-Fontaine Мари проявила живой интерес к драматическому искусству. На прослушивании в театре, куда будущая звезда пришла вместе с сестрой, на неё обратил внимание режиссёр Рене Клеман, искавший главную героиню для своей новой картины.
Снявшись вместе с Аленом Делоном в детективной истории «На ярком солнце», Мари проснулась знаменитой. Если великолепный Делон, по словам одного из свидетелей кинопроцесса, появился на площадке как молодая рысь, то Мари с её удивительными глазами походила на хищную пантеру.
Фильм получил множество хвалебных отзывов, стал ключевым в кинокарьере Делона и вошёл в созвездие ста лучших французских фильмов, однако Майтена Думенак позже скажет, что ей было очень скучно во время съёмок.
«Никакого изящества. Два придурка», – хлёстко припечатает молодая актриса Алена Делона и легендарного Мориса Роне, не простив им высокомерного отношения к дебютантке.
Тем временем роли сыпались как из рога изобилия.
Кинотриумфу способствовало и то, что в 1961 году Мари вышла замуж за французского режиссёра итальянского происхождения Жана-Габриэля Альбикокко, который прославил изумительные глаза жены в фильме «Златоокая девушка» по одноимённому роману Оноре де Бальзака. После этого иначе как La Fille aux yeux d’or Мари уже никто не называл.
За этим последовала роль надменной красавицы-аристократки Матильды де ла Моль в экранизации романа Стендаля «Красное и чёрное» (1961, реж. Пьер Кардинал), Анжелы в ленте «Левиафан» (1962, реж. Леонард Кигель), Жизель в кинокомедии Эдуарда Молинаро «Охота на мужчину» (1964),
Мари-Шанталь в криминальном триллере Клода Шаброля «Мари-Шанталь против доктора Ха» (1965) и множество других. Правда, постепенно роман с кино перешёл в вялотекущую стадию, а Мари сосредоточилась на музыке.
В 1963 году она записала песню, полюбившуюся слушателям и ставшую популярной – «Les vendanges de l’amour» («Время сбора винограда любви»). В конце 60-х – начале 70-х появились «La Tendresse» («Нежность»),
«Mon amour, mon ami» («Моя любовь, мой друг»), прозвучавшая позднее в фильме Франсуа Озона «8 женщин», а в 1973 «Viens, Viens» («Вернись, вернись») – мольба девочки к отцу, ушедшему из семьи, которая потрясла французскую публику.
*
Мари пела, и слёзы стояли в её прекрасных глазах, а сердца зрителей разрывались от сострадания.
Viens, viens, c’est une prière
Вернись, вернись, это молитва
Viens, viens, pas pour moi mon père
Вернись, вернись, не ради меня, отец
Viens, viens, reviens pour ma mère
Вернись, вернись, вернись ради матери
Viens, viens, elle meurt de toi
Вернись, вернись, она умирает без тебя
Viens, viens, que tout recommence.
Вернись, вернись, чтобы все начать сначала.
Viens, viens, sans toi l’existence
Вернись, вернись, без тебя существование
Viens, viens, n’est qu’un long silence
Вернись, вернись, не более, чем тишина
Viens, viens, qui n’en finit pas.
Вернись, вернись, которая не заканчивается.
Удивительно, но в СССР имя Мари Лафоре почти никому не было известно – при том, что песню «Ivan, Boris et moi» перепели на русском Алла Иошпе и Стахан Рахимов, да и другие хиты очаровательной француженки звучали в разное время в исполнении Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи и ВИА «Поющие сердца».
А знаменитая «Manchester et Liverpool», записанная Мари в сопровождении инструментального оркестра Франка Пурселя в 1966 году, сопровождала прогноз погоды в телевизионной программе «Время» с 1968 года по февраль 1981 года и с июня 1990 по август 1991.
На пике певческой карьеры постепенно разладились деловые отношения Лафоре с боссами звукозаписывающих студий: от неё требовали эстрадных шлягеров с простенькими незамысловатыми текстами и зажигательной ритмичной музыкой, а Мари блистательно исполняла песни, наполненные глубоким смыслом, которые её талант драматической актрисы делал ещё более проникновенными.
Всё это привело к тому, что в конце 70-х Мари Лафоре окончательно утратила интерес к созданию и записи новых песен, вернувшись в киноиндустрию и сосредоточившись на съёмках в кино и телесериалах.
*
Не знаю, как вам – мне Мари Лафоре запомнилась в роли жены банкира Антинари в сериале режиссёра Луиджи Перелли «Спрут 3», вышедшем в 1987 году. Мари 48 лет, она в расцвете зрелой женской красоты.
О, это узкое страстное лицо с высокими скулами, бездонные мрачные глаза, полные тоски и безысходности, чёрное кружево, подчёркивающее безупречную элегантность и небрежный шик! Несмотря на роль второго плана, Мари Лафоре сумела создать яркий незабываемый образ.
Актриса подтвердила силу своего таланта на театральных подмостках, где не бывает второго дубля: в 1999 году она с триумфом вышла на сцену в роли Марии Каллас в спектакле «Мастер-класс» и была номинирована на престижную театральную премию «Мольер».
Перебравшись в Женеву в 1978 году и получив швейцарское гражданство, открыла художественную галерею, пробовала себя журналистике, написала роман и автобиографическую книгу.
Она была, несомненно, талантлива, но совершенно лишена тщеславия. «Я всегда рассматривала свою профессию как греховное занятие и одновременно наказание с целью искупления», – говорила Мари, а своей лучшей ролью считала роль матери.
Ей приписывали множество романов, в том числе с французским президентом Валери Жискар Д’Эстеном, но актриса предпочитала не комментировать слухи.
Известно, что Мари Лафоре была замужем четыре раза, не считая двух длительных союзов, не скреплённых официальными узами.
*
В одном из них – с бизнесменом марокканско-еврейского происхождения Жюдасом Азуэлосом (фр. Judas Azuelos) – родились двое детей: Лиза Азуэлос (Lisa Azuelos, 1965), режиссёр и сценарист фильмов, и сын Жан-Мехди-Абрахам Азуэлос (Jean-Mehdi-Abraham Azuelos, 1967).
В браке с бизнесменом и арт-коллекционером Аленом Кан-Срибером (Alain Kahn-Sriber) в 1974 году появилась на свет Ева-Мария-Дебора Кан-Срибер (Ève-Marie-Deborah Kahn-Sriber).
Детей Мари не баловала, в вопросах воспитания придерживалась строгих принципов и готовила к тяготам жизни «как беговых лошадей», что дало свои плоды: все трое заняты серьёзным делом.
Мари Лафоре скончалась в крохотном швейцарском городке Женолье 2 ноября 2019 года чуть менее чем через месяц после 80-летнего юбилея. Она оставила после себя песни, фильмы и множество фотографий, с которых смотрит на нас божественно прекрасная земная женщина, умевшая хранить тайны и нести загадку в каждой чёрточке своего совершенного лица.
L’amour c’est comme le beau temps
Любовь, как хорошая погода
А change, change bien souvent
Меняется, часто меняется.
Peu importe si demain
Не столь важно, если завтра
L’amour se met au chagrin
Любовь обратится в печаль.
Marie Laforet. «L’amour Qu’il Fera Demain»
*
*
*
*
*
*
*
*