Елене Камбуровой, уникальной певице с самобытным талантом, исполняется сегодня 83 года. Это её голос звучит в заставке детского киножурнала «Ералаш» и в фильме «Гардемарины, вперёд». Она – создатель и художественный руководитель удивительного Театра музыки и поэзии, на её счету множество наград и званий.
Но куда больше сама Елена Камбурова ценит не их, а те яркие встречи с великими людьми, которыми щедро одарила её судьба. Но были в жизни певицы и очень трудные времена, которые даже сейчас она вспоминает с содроганием.
Ради высокой цели
Она родилась в Новосибирской области, а детство и юность Елены Камбуровой прошли в украинском городе Проскуров (сегодня Хмельницкий). Родители её никакого отношения к искусству не имели, отец был инженером, мама – врачом-педиатром.
Они очень много работали, и Елена в детстве была предоставлена сама себе, гуляла во дворе с ровесниками, бесцельно бродила по улицам. Став чуть старше, она стала ходить в Хмельницкий театр, актёры которого казались ей чуть ли не небожителями.
Кажется, тогда и поселилась в сердце Елены Камбуровой мечта стать актрисой. Но даже сама она не особенно верила в то, что сможет поступить в театральный, поэтому после окончания школы девушка отправилась в Киев и стала студенткой института лёгкой промышленности.
Два года она старательно изучала технологию и материаловедение, пыталась вникнуть в секреты организации обувного производства, но потом поняла, что никакого энтузиазма у неё будущая профессия не вызывает. В свободное от учёбы время ещё в Киеве она стала заниматься в театральной студии Октябрьского дома культуры, а на третьем курсе она забрала документы и отправилась в Москву.
В столицу она приехала на месяц раньше, чем начинались прослушивания, успела показаться ректору Щукинского училища Борису Захаве, который написал ей записку, позволяющую проходить прослушивания, начиная со второго тура. Кажется, удача была так близка…
Но Елена Камбурова оказалась в Москве совершенно одна, ей негде было даже жить, а ночевать приходилось на вокзалах, стройках, иногда и просто на улице. За месяц она очень вымоталась, а потом пришла на прослушивание и, увидев других абитуриенток, совершенно стушевалась.
Они были высокими, красивыми, уверенными в себе. Тем не менее, два тура она прошла вполне успешно, но всё же Елену Камбурову не приняли, выявив несоответствие «внутренних и внешних данных».
Конечно, для неё это была огромная трагедия. Мало того, что рухнула её мечта, так и в Хмельницкий она возвращаться не хотела, было очень стыдно за свой провал перед родителями. Им она сказала, что поступила на подготовительные курсы в Щукинском, а сама устроилась уборщиком вагонов на вокзал.
Работала там до зимы, но потом пришлось колоть лёд, а сил на него у хрупкой девушки не осталось. Новое место найти оказалось очень непросто, ночевала она снова где придётся.
Позже ей удалось каким-то чудом устроиться на стройку. Работа была тяжёлая, нужно было готовить и подносить каменщику раствор. Коллеги Елены Камбуровой жалели худенькую девушку, старались её не сильно нагружать, но всё равно она очень уставала, трудилась на пределе сил и возможностей.
Наградой для неё стала комнатка в общежитии, где Елена Камбурова смогла, наконец, хотя бы выспаться. Правда, она не отапливалась, так как в прошлом служила подсобкой, в кровать будущая певица ложилась прямо в пальто, но зато ей не приходилось каждый вечер ломать голову над тем, где устроиться на ночлег.
Не изменяя мечте
Конечно, желание выходить на сцену у Елены Камбуровой не пропало, она была намерена всё же поступить в Щукинское училище. Чтобы не потерять форму и подготовиться к прослушиваниям, она стала посещать Студию художественного слова при Центральном доме медработников.
Там блистал Александр Калягин, служивший на скорой помощи медбратом и тоже мечтавший о поступлении в театральный. Он однажды и сказал Елене Камбуровой о том, что она вполне могла бы петь на эстраде.
А она обиделась, для девушки, мечтавшей стать драматической актрисой, слова об эстраде звучали почти оскорблением. Но спустя год она снова не поступила в вожделенное Щукинское училище, и по совету знакомых отправилась показать себя в ВТМЭИ (Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства).
Когда же она по просьбе комиссии спела, Сергей Каштелян, преподаватель мастерской, актёр и режиссёр, рекомендовал Елене Камбуровой поступить в цирковое училище, на открывшееся в тот год отделение эстрады.
Заинтересовало это предложение девушку только тем, что в училище должны были преподавать педагоги из Щукинского. Однако решение она приняла компромиссное: год в цирковом, а после – новая попытка покорить «Щуку». В результате она окончила цирковое училище, а затем поступила в ГИТИС на отделение эстрадной режиссуры.
На вступительных экзаменах в цирковом училище Елена Камбурова познакомилась с Кириллом Акимовым, концертмейстером, который вскоре стал её мужем. Именно благодаря его настойчивости Елена Камбурова стала пробовать себя на эстраде. Поначалу всё, что она делает, казалось ей абсолютным провалом.
Даже запись песни в дуэте с молодым Иосифом Кобзоном в эфир не пошла, вместо неё спела Майя Кристалинская. Но однажды спетая на радиостанции «Юность» песня «Я тебя не люблю» привела исполнительницу к первому успеху. Позже в её репертуаре появились песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы, о Елене Камбуровой заговорили.
Но актёрский дар певицы не пропал даром. На радио она не только пела, но ещё и читала литературные произведения. Одно из них, «Нунча» Максима Горького, услышала Фаина Раневская, которая даже написала на радио письмо. Позже с великой актрисой Елена Камбурова познакомилась лично, и это стало началом их большой дружбы.
Певица скрашивала одиночество Фаины Георгиевны, которая в первый же вечер заявила: «Как хорошо, что вы не фифа», – и прониклась огромной симпатией к новой знакомой после того, как своё хорошее отношение к ней проявил любимец актрисы, пёс по кличке Мальчик.
Добрый путь
Елена Камбурова добилась очень многого. Сегодня с трудом верится, что юности эта удивительная женщина колола лёд и готовила цементный раствор. Она смогла найти себя, соединить музыку и поэзию в своём репертуаре, создать узнаваемую интонацию всех исполняемых ею песен и продемонстрировать умение работать в разных жанрах и с разным материалом.
Для многих стало откровением исполнение Еленой Камбуровой песни для заставки «Ералаша» или для фильма «Приключения Электроника». Она и сама снялась в нескольких фильмах, в советское время выпустила несколько пластинок со своими песнями и ещё больше – с литературными произведениями, которые она читала. Она записала около 300 песен и стала любимицей миллионов слушателей.
В 1992 году сбылась ещё одна мечта певицы: она создала в столице Театр музыки и поэзии, которым руководит и сегодня. Она прошла нелёгкий путь и в этой сфере, ведь поначалу это был просто Театр песни Елены Камбуровой, позже он вырос до Театра музыки и поэзии, но у него даже не было своего помещения.
Только спустя 4 года ей дали помещение бывшего кинотеатра «Спорт», но оно было заброшено и частично разрушено. Ремонтные работы заняли 6 лет, и в 2002 году в новом театре состоялся первый спектакль.
Сейчас в стенах этого истинного храма культуры показывают около 30 постановок, и из репертуара их снимают очень редко. Здесь идут «Капли датского короля» и «Антигона», «Туве Янссон. Точка слева», «Никто» и другие замечательные спектакли, а ещё концерты, литературные вечера, выступления камерных и джазовых коллективов и много-много всего.
Здесь смело экспериментируют со словом и песней, потому что сама Елена Камбурова считает, что поиски нового необходимы всегда.
Елена Камбурова счастлива тем, что она прошла именно такой путь. Её словно кто-то вел по жизни, а неудачи были ниспосланы свыше. Ведь если бы она, приехав в Москву, поступила в Щукинское училище с первой попытки, то, как и весь курс, на который она не попала, стала бы частью Театра на Таганке.
И вряд ли бы она стала тем, кем является сейчас. Елене Камбуровой на самом деле повезло, она дружила с Булатом Окуджавой и Фаиной Раневской, встречалась со многими талантливыми людьми, работала с известными режиссёрами. И сегодня она продолжает дарить людям возможность прикоснуться к прекрасному миру искусства.