Заслуженная артистка России Елена Сафонова 14 июня будет отмечать очередной, 67 й день рождения. Зрители среднего и старшего возраста ассоциируют любимую актрису с героиней фильма «Зимняя вишня», премьера которого состоялась в 1985 году.
Милая, тихая, скромная женщина на экране, соответствовала ли она Елене? Сколько испытаний выпало на плечи самой актрисы? Женское счастье чередовалось с одиночеством, неудачи в кинематографе сменялись международными премиями.
Династия Сафроновых – судьба была предопределена
Часто будущее ребёнка определяет профессия родителей. Так и произошло в семье Елены Сафоновой. Отец – звезда советского кино Всеволод Сафонов, мама – режиссер киностудии «Мосфильм» Валерия Рублева. Всеволода Дмитриевича знала вся страна.
В дом были вхожи все известные артисты тех времен – Леонов, Евстигнеев, Папанов. Поэтому маленькая Лена не представляла другой жизни, кроме съемок в кинематографе.
По окончании школы Елена прямой дорогой пошла во ВГИК, но несмотря на папину фамилию, попытка поступления провалилась. Ей пришлось два года проработать библиотекарем, параллельно развивая актерский талант. С третьего раза ее приняли в институт, но учеба оказалась нелегкой. Через два года студентка перевелась в Ленинград.
Окончив в 1981 году институт, молодая актриса поступила в театр. Дебютная роль досталась ей ещё в 1974 году, а первая главная роль в 25 летнем возрасте в фильме «Возвращение Баттерфляй» утвердила Сафонову в своём выборе. Ей казалось, что успех уже давно должен был настигнуть ее, но пришлось ждать ещё 5 лет до настоящего «звёздного часа».
«Зимняя вишня»
Изначально роли главных героев не предназначались Сафоновой и Соломину. Но Наталья Андрейченко, утвержденная на главную роль, не явилась на съемки из-за захвативших ее романтических отношений с будущим мужем американцем.
Сейчас уже никто не вспомнит, как получилось, что выбрали Елену Сафонову. А Шакуров, изначально ее партнер, сам отказался от роли, так как не нашел контакта в кадре. На его место взяли Виталия Соломина.
И здесь, как говорится, звезды сошлись. После первых отснятых метров, режиссер был в восторге. Хотя пришлось переписывать сценарий под совершенно другие темпераменты актёров, Масленников был уверен в успехе. В кинопрокате всего за один год его посмотрели более тридцати миллионов зрителей.
Одна из авторитетных кинокритиков, Галина Черменская так оценила работу Елены:
«В фильме Сафоновой многое было сыграно помимо, а точнее сверх очерченного сценарием. Узнаваемость ее Ольги, типичной неустроенной Золушки «из нашего двора», настолько очаровывала зрителей, что они охотно принимали за чистую монету и сугубо мелодраматический ход – встречу героини с прекрасным «выездным» принцем.
Скорее всего именно эта точно угаданная комбинация взаправдашности и сказочности и обеспечила вполне заурядному фильму огромный успех».
Успех за границей
Самые именитые режиссеры страны стали обращать внимание на новую звезду советского экрана. Как раз Никита Михалков готовил новый советско-итальянский фильм «Очи черные» и пригласил Елену на главную роль. Съёмки планировалось проводить за границей.
Это был первый опыт работы вне Советского Союза и у режиссера, и у актрисы. Тем более было волнительно, когда Елена узнала об участии в кинофильме звезды мирового уровня Марчелло Мастроянни.
*
Поначалу Сафонова очень переживала:
«В первый съемочный день мне должно было быть очень страшно: такое количество крупных мастеров мирового экрана – Марчелло Мастроянни, Марта Келлер, Сильвана Мангано… Конечно, страшно: они – и рядом я. Но как-то не успела почувствовать все это, настолько активно, насыщенно пошла работа. Просто некогда было рефлексировать.
Ну, может быть, на первой репетиции с Мастроянни поначалу было какое-то «ватное» состояние растерянности. Но этот артист настолько прост в общении, контактен, вел себя с режиссером послушно, как школьник.
В отличие от Мастроянни, меня раздражал деспотизм Михалкова на съемочной площадке, я нервничала, обижалась. Я только удивлялась: «Боже мой, как Мастроянни это терпит?».
Режиссёрская работа удалась – фильм завоевал Европу. Его посмотрели сотни тысяч кинолюбителей в рамках кинопоказов «Оскара», «Сезара» и «Золотого глобуса». Итальянская премия «Давид» досталась исполнителям главных ролей, Елене в том числе. После этого предложения посыпались от режиссеров из Европы и Союза.
Французская любовь и беда
После одного из таких предложений Елена Сафонова оказалась во Франции, на съемочной площадке с будущим мужем, актером Самюэлем Лабарт. Это был достаточно счастливый брак, где родился их сын Александр. Елена получала роли в иностранных фильмах, играла на театральных подмостках.
Это было не первое замужество актрисы. Ещё в студенчестве она выскочила за актёра Виталия Юшкова, переехала из-за него в Ленинград из Москвы, но ещё перед загсом поняла, что не любит избранника. Чувство ответственности не дало сорвать свадьбу. После шестилетнего брака и развода Елена случайно закрутила роман с красавцем-армянином, родила от него сына Ваню. Но отец не узнал о его существовании.
Переехав к мужу во Францию, Елена привезла с собой Ивана. Брак с иностранцем завершился разводом. Болью женщины стал французский закон, в случае развода предписывающий разлуку ребенка, рожденного в стране, с матерью. Долгих три года актриса судилась с бывшим мужем, но уехала на родину только со старшим сыном.
Возвращение на родину
Конец 90 х годов стал успешным в профессиональном плане для Сафоновой. Главные роли следовали одна за другой: «Принцесса на бобах», «Женская собственность» и другие фильмы не давали ей сойти с ума от разлуки с Александром. Жизнь на две страны между съемками стала привычной.
Сейчас младший сын уже стал взрослым и сам выбрал жизнь на родине, во Франции. Александр продолжил династию, стал актёром. А Елена последние годы кроме съёмок нигде не появляется, не дает интервью, ведёт закрытый образ жизни.
Семейный статус так и остаётся неизменным – одиночество. Зрители и поклонники таланта Сафоновой надеются, что актриса еще долгие годы будет оставаться здоровой будет радовать их новыми ролями.