Эксцентричные роли, отчаянная любовь и короткая жизнь Евгении Ханаевой

Однажды она внезапно ушла из дома, даже не простившись со своим сыном и позвонив ему лишь через 17 лет. А ещё через два года ушла насовсем.

Отец актрисы, родившейся в 1921 году, был известным оперным певцом. Никандра Ханаева, солиста Большого театра, почитал сам Сталин. На даче Ханаевых гостили многие политические деятели, к примеру, Маршал Жуков.

Конечно, видное положение родителей обязывало обеспечить дочери и достойного жениха, и серьезную профессию. А потому мечтавшая стать актрисой Евгения вынуждена была сперва поступить на юридический факультет МГУ. И только после получения «правильной» профессии получила право заниматься актёрством и начала учиться в Щепкинском, затем в школе-студии МХАТ.

Преподаватели не видели перспектив в деятельности начинающей актрисы, открыто говоря о её внешней непривлекательности. Она и сама перестала верить в свои способности, не пыталась заботиться о карьере, а просто играла во МХАТе свои маленькие роли. И даже не пыталась посылать на киностудии свои фотографии.

Лишь Олегу Ефремову, возглавившему МХАТ, удалось разглядеть самобытный талант актрисы.

В кино она входила осторожной поступью. В 1962-69 годах Евгения Никандровна снималась в фильмах-спектаклях. В 1966 сыграла свою первую роль в картине «Человек без паспорта», где фамилия исполнительницы роли работницы почты Клавочки даже не была указана в титрах.

А в 1972 году актриса воплотила роль экономки в доме профессора в фильме «Монолог». Перед съёмками были репетиции, на которых актриса чувствовала себя очень неуверенно, многого не понимая и не умея. Её героиня каждый понедельник собирается уходить, чтобы «не умереть в прислугах». Михаил Глузский, партнёр по роли, воплощавший профессора Сретенского, подсказал актрисе, как лучше вжиться в роль.

И тогда с ролью Ханаева справилась.

Потом талантливой актрисой заинтересовался режиссер Владимир Меньшов, увидев её в своей картине «Розыгрыш» в роли классной дамы 9 Б Марии Васильевны Девятовой. Под впечатлением её естественности, искренности в нужном образе Владимир Валентинович пригласил актрису в мелодраму «Москва слезам не верит», а потом и в фильмы «Старый Новый год», «Куда исчез Фоменко», «Блондинка за углом», «Время для размышлений».

Хоть в жизни актриса и была спокойной и очень миролюбивой женщиной, лучше всего у неё получались образы эксцентричных и властных особ.

Пытаясь максимально участвовать в судьбе дочери, родители искали ей подходящую партию для устройства семейной жизни. Сын знаменитого спортсмена, актёр школы-студии Константин Градополов их вполне устроил, и они не имели ничего против того, что мужчина не делает дочери официального предложения и живёт с ней в гражданском браке. Но отношения эти спустя пять лет разладились.

Официального мужа — экономиста Анатолия Успенского — родители Евгении сначала не приняли, но потом смирились с выбором дочери, познакомившись и подружившись с родственниками зятя.

В этом браке появился на свет сын Володя. Правда, мальчик мало общался с мамой, поскольку её почти не бывало дома: то на съёмках, то на репетициях. Зато муж всё своё время посвящал ребёнку и был с ним очень близок.

А однажды она оставила своих мужчин насовсем, тихо уйдя из дома и ни с кем не простившись. Когда сын-девятиклассник вернулся из школы, маминых вещей в шкафах уже не было. Любовь к женатому актёру МХАТа Льву Иванову увела её в новую жизнь.

Сначала она устраивала быт на съёмных квартирах, потом, когда не стало родителей, переехала в их жильё. С сыном не общалась и никогда ему не звонила.

А Лев Иванов не оставил свою страдающую шизофренией и алкоголизмом жену, собирающую по дворам бездомных животных. Он ухаживал и заботился о ней до своего последнего дня.

В 1985 случилось ДТП, когда Евгения вынуждена была резко затормозить на своих Жигулях. В этот момент она серьёзно травмировала позвоночник, после чего актрису стали мучить сильнейшие боли, пронзающие все тело. Тогда она и набрала номер телефона сына.

Ей не нужны были ни помощь, ни деньги — просто захотелось его услышать. И он откликнулся, стал общаться, регулярно навещать. Познакомил с супругой и детьми.

Евгения ходила на работу, пока могла терпеть боль. Но однажды в отчаянье обратилась к нейрохирургу Эдуарду Канделю с просьбой об операции, зная, что может не выжить. Она верила в лучшее. Но получилось иначе. Актриса умерла, не выйдя из комы.

Именно в этот момент ей присвоили звание Народной артистки РСФСР, но она так об этом и не узнала. Сын был рядом со своей 66-летней мамой.

Анатолий Успенский так и оставался официальным мужем Евгении Никандровны. Но на похоронах, по словам сына, его не было. А впрочем, как говорил Владимир, в тот момент он мог отца и не заметить.

Могила актрисы на Введенском кладбище Москвы всегда ухожена, сын установил памятник. Время от времени на ней появляются живые цветы.

Оцените статью
Эксцентричные роли, отчаянная любовь и короткая жизнь Евгении Ханаевой
Восемь актёров сыгравших советских кумиров