Ей пророчили карьеру великой актрисы, но она исчезла с экранов, едва блеснув в своих лучших ролях. Александра Завьялова: судьба актрисы

Она действительно пережила огромную популярность и успех. В своё время даже отказалась в пользу кино от работы в любимом театре. Вот только полёт оказался недолгим, а падение привело к трагической кончине.

Звезда сериала «Тени исчезают в полдень» осталась наедине со своими душевными муками, депрессией и больным сыном, от рук которого и погибла…

Строптивая девчонка

Александра родилась в самом обычном селе Тамбовской области, но с детства отличалась достаточно своенравным характером. Папа работал лесничим, мать занималась домашним хозяйством.

Необычную и яркую внешность Саша унаследовала от смуглого и черноволосого отца. Хотя некоторые черты Александре могли передаться по материнской линии – бабушка Саши была самой настоящей гречанкой.

Упрямая и взбалмошная девочка никогда не могла усидеть на месте, отличалась независимым и даже нагловатым норовом, что сказывалось на успеваемости в школе. Саша нередко пропускала занятия просто потому, что не хотела заниматься, а её однокашники даже немного побаивались строптивую девчонку.

Что ей действительно нравилось – так это выступать перед зрителями. Александра не упускала ни единой возможности оказаться на публике, будь то просто прочтение стихов или самодеятельная школьная постановка… Поэтому, когда девушка решила после школы поступать в театральный вуз, никто особо и не удивился.

Завьялова почти без проблем поступила в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, который не менее успешно окончила в 1958 году. Впереди было самое интересное: «машина распределения» могла отправить начинающую актрису в любой уголок Советского Союза, а жаловаться на решение начальства было не принято.

Александра впервые воспротивилась судьбе: узнав, что её отправляют в Барнаул, она написала в местный театр письмо, с просьбой не принимать артистку Завьялову на работу. Слово «Сибирь» вызывало у Александры смертельный ужас и ассоциировалось с вечной ссылкой и медведями…

Письмо обнародовали, но негативных последствий поступок Завьяловой за собой не имел – её преспокойно распределили в Белорусскую ССР, в город-герой Брест.

Начинающая актриса не могла нарадоваться – сбывались её мечты о сцене, она с удовольствием ворвалась в театральную жизнь, и тут в дело вмешался случай…

Ох уж эти амбиции!

История умалчивает, как именно произошло знакомство Саши и Александра Зархи, режиссера, но тот пришел от молодой актрисы в неописуемый восторг. На столько, что вознамерился снять ее в своей картине. Вот только сама актриса, «пустившая корни в театре» и всей душой полюбившая его, не хотела менять блеск софитов на кино.

Режиссер столкнулся с нешуточным сопротивлением со стороны Завьяловой, но всё-таки уговорил её сняться в своём фильме «Люди на мосту». Для этого ему пришлось надавить на все возможные рычаги, хотя сам Зархи с самого начала знал, как только Завьялова увидит себя на экране, ее амбиции дадут о себе знать и она забудет про свой театр.

Актриса в конце концов согласилась и не прогадала: за последующие три года она сыграла в фильмах «Песня о Кольцове», «Алёшкина любовь» и «Ждите писем». Причём партнёром Завьяловой по «Алёшкиной любви» стал Леонид Быков, который на тот момент уже имел статус звезды советского кино.

После съёмок картины «Будни и праздники» на Александру обратил внимание журнал «Life». «Медиамонстр» выпустил о Завьяловой материал на несколько страниц…

Обещанная режиссёром Зархи популярность не заставила себя долго ждать…

Из Беларуси актриса перебралась в столицу. В Малом театре, куда Саша устроилась, она познакомилась с молодым художником Дмитрием Бучкиным.

Роман развивался стремительно, а Дмитрий с предложением руки и сердца тянуть не стал. Пара вскоре поженилась, а через некоторое время на свет появилась дочь Татьяна. Завьялова решила сделать короткий перерыв в карьере, посвятив себя дочери и мужу.

Роман с Отелло Черезолли

Долго дома актриса сидеть не смогла. Возвращение Завьяловой, которая теперь была на виду не только у советской публики, но и у зарубежных звёзд, произошло в 1964 году – вместе с выходом на экраны фильма режиссёра Резо Эсадзе «Фро». Но, как выяснилось позже, до этого в её жизни произошла история сама по себе заслуживающая того, чтобы о ней сняли фильм.

Однажды во время перелёта Москва-Одесса Александра повстречала американского гражданина Отелло Черезолли. Их знакомство началось в самолёте, а закончилось бурным и страстным романом в портовом городе.

Неизвестно, чем бы закончилась эта история, вот только под конец сказки выяснилось, что пару всё время «вели» соответствующие органы. Красивое кино закончилось. Несчастная Завьялова вернулась к мужу, которому всё впопыхах выложила как на духу. Американца выслали из страны.

Дмитрий, естественно, без понимания отнёсся к «приключению» жены, что и стало в дальнейшем причиной развода…

Снялась в «Тени исчезают в полдень» и сама стала тенью

Во второй половине 60-х именно Эсадзе стал режиссёром, который активно снимал Александру Завьялову, да ещё и «крутил с ней роман».

Отношения оказались двойственными: с одной стороны Резо давал возлюбленной работу, а с другой – категорически запрещал сниматься у других режиссёров. Причиной тому были деспотичный характер Резо и его безумная ревность. Завьялова терпела выходки режиссёра-тирана какое-то время, но затем всё-таки не выдержала и ушла…

Александра не отчаивалась, она напряженно работала. Тем более ролей было много. Вот только и здесь было не все так гладко.

В 1966 году Александру утвердили на роль Панночки в «Вие». Уже было снято больше половины фильма, когда Александр Птушко, куратор проекта, отсмотрев материал, велел заменить актрису. Концепцию фильма полностью изменили.

Поворотным и роковым моментом в жизни Александры стал не развод с мужем, не «несчастливый» роман с Отелло Черезолли и не разрыв с ревнивцем Эсадзе… Им стали съёмки в сериале «Тени исчезают в полдень», после участия в котором актриса сама постепенно превратилась в тень.

Работа над фильмом, которая продлилась два года, стала для Завьяловой и звёздной, и предельно сложной. Александра трудилась из последних сил, полностью погрузившись в переживания своей героини Серафимы Клычковой.

Конец съёмок ознаменовался началом затяжной депрессии, усугубившейся тем, что режиссёры как будто вычеркнули актрису из своих «пробных» списков.

Что стало причиной забвения, сложно сказать однозначно. То ли актрисе до сих пор припоминали «наверху» роман с американцем, то ли роль Серафимы стала «вечным штампом» В кино Завьялова появилась в последствии лишь единожды – в начале 90-х.

Зато депрессия довела актрису до психиатрической лечебницы, в которой она стала периодически пролечиваться вплоть до своего трагического конца.

В середине 70-х, во время одного из моментов ремиссии, Александра сошлась с одним из своих друзей детства. Кто он и как его зовут не знал никто из знакомых. Она даже родит от него сына Петра, чем немало удивила общественность.

В больницу в следующий раз Завьялова «загремела» уже вместе с сыном, у которого с самого детства обнаружились психические отклонения.

Кошмар, в котором оказалась звезда, в своё время сиявшая улыбкой в журнале «Лайф», трудно было представить. Актриса постоянно жаловалась на плохое обращение в лечебнице, а однажды напрямую рассказала журналистам, что ей пришлось испытывать…

– Они не пускали ко мне детей, не давали спать и запирали меня в палате…

Жизнь актрисы протекала между больницей и квартирой на Гаврской улице Санкт-Петербурга, где вместе с ней жил сын Пётр, который, по понятным причинам, так и не смог устроиться в жизни. Дочерью Татьяной по большей части занимался её отец – Дмитрий Бучкин, он же постоянно оказывал поддержку и бывшей жене.

Пётр постепенно становился всё большим маргиналом, а его образ жизни и привёл к трагедии – Александру Завьялову нашли в собственной квартире без признаков жизни. Следствие установило, что виновником преступления стал её сын… Трагедия произошла зимой 2016. Актрисе на тот момент было 76 лет.

Сына Петра приговорили к восьми годам лишения свободы…

Оцените статью
Ей пророчили карьеру великой актрисы, но она исчезла с экранов, едва блеснув в своих лучших ролях. Александра Завьялова: судьба актрисы
Оказаться в нужном месте в нужное время. Как дерзкая девчонка Наташа Ионова стала Глюкозой