— Оля, ты знай, я всегда буду рядом, — приговаривал Кочетков, присаживаясь рядом с дочерью на диван. — Но ты должна понять, что алкоголь не решит твоих проблем.
— Это помогает мне справиться, — отвечала Оля, грустно вглядываясь в темноту за окном. — Иногда все кажется таким безнадежным…
Бывали моменты, когда они смеялись и шутили, делились воспоминаниями о прошлом. Но каждый раз, едва разговор заходил о ее зависимости, между ними будто вырастала стена.
— Мне нужно время, папа, — каждый раз обещала Ольга.
И он верил. А как иначе?
Любовь к природе
Афанасий Кочетков был четвертым и самым младшим ребенком в дружной многодетной крестьянской семье. С началом ВОВ все старшие ее члены, включая двух братьев и сестру, ушли на фронт. Все заботы по хозяйству легли на плечи матери Любови Прокофьевны и 11-летнего Афанасия.
Парнишка не чурался деревенской жизни. Наравне со взрослыми трудился в поле, пас скот. А в свободное время проводил на природе: бродил по лесу, ловил рыбу. Ему нравилось посидеть в тишине с удочкой, помолчать и подумать.
К слову, именно этим актер объяснял свою тягу к воде, уже будучи известным. Он очень любил плавать и утверждал, что когда отрывается от берега, все болезни проходят и к нему возвращаются силы. Особенно Кочетков грезил Черным морем и окружающими его горами. В свое время он обошел пешком весь Кавказский хребет.
Из геолога в артисты
Конечно, ни о какой карьере актера деревенский мальчишка даже не думал. Все его мечты были связаны с путешествиями и открытиями. Поэтому сразу после окончания школы Афанасий направился в Кишинев, чтобы поступить в университет на факультет геологии. А в свободное от учебы время посещал студенческий театр.
Поначалу ему доверяли проходные роли в самодеятельных спектаклях. Но постепенно, благодаря своему таланту и увлечению, начал получать более значимые. С каждой новой постановкой его игра становилась всё более выразительной и интересной.
Однажды во время одного из таких выступлений на него обратил внимание известный чтец Дмитрий Журавлев, который находился в Кишиневе на гастролях.
После показа тот подозвал Афанасия к себе и сказал:
— Уж не знаю, каким геологом вы станете, но артистом у вас есть все шансы стать весьма хорошим.
Тогда же он посоветовал юному таланту не тратить время на геологию, а поступать в театральный. Однако Афанасий, привыкший доводить все начатое до конца, решил все же доучиться на геологическом. И только получив диплом, поехал в Москву.
В столице Кочеткову повезло. Все экзамены в театральное училище имени Щепкина он сдал на одни пятерки. Мало того, высокий статный брюнет с глубоким голосом настолько приглянулся знаменитой актрисе Малого театра Вере Пашенной, что та во что бы то ни стало решила ему помочь.
Все дело в том, что сразу же после экзаменов Афанасию позвонили из Кишинева и приказали немедленно вернуться. Ведь по советским законам молодые специалисты по окончанию ВУЗа были обязаны отрабатывать три года по распределению. Это означало, что учиться в Щепке он просто не мог.
Об этом узнала Пашенная и тут же написала в Кишинев письмо с просьбой освободить Кочеткова от обязательной отработки. Так Афанасий стал студентом на курсе режиссеров и педагогов Марии Кнебель и Вениамина Цыганкова.
Восхождение к славе
Кинокарьера Кочеткова началась еще в училище с небольшой роли в комедии «Шведская спичка». Еще через год, уже после окончания училища, он присоединился к Труппе Театра-студии киноактера. И началось его восхождение к славе. Одна картина за другой.
Роль матроса Страшнова в фильме Владимира Басова «Необыкновенное лето», главная роль пограничника Андрея Смолярчука в шпионской картине Дмитрия Васильева «Над Тиссой», Герасим в фильме «Муму», незабываемый образ атамана в «Олекса Довбуш».
В это же время на Бакинской киностудии стартовали съемки фильма «Так рождается песня» посвященного жизни и творчеству дагестанского поэта и певца Сулеймана Стальского. Кочеткову предложили сыграть Максима Горького, который являлся большим поклонником поэзии Стальского.
Воплощение на экране такой выдающейся личности стало для Афанасия настоящим испытанием, но он успешно справился с этой задачей. Когда фильм вышел в прокат, многие зрители и критики были впечатлены поразительным сходством актера с его знаменитым прототипом.
Столь успешная работа открыла перед актером множество новых возможностей. И вскоре он снова оказался в роли Горького. Всего Кочетков сыграл писателя 7 раз.
В 1968 году состоялась премьера одного из первых советских сериалов — «Угрюм-река», в котором Афанасию досталась главная роль. Зрители с увлечением следили за драматическими переплетениями сюжета. Конечно, не остался без внимания и наш герой. Его слава обрела всенародный масштаб.
Больше чем просто кино
В творческом активе артиста было более ста сыгранных персонажей в фильмах советских кинематографистов. Но его увлекала не только работа в кино. Он не мог жить без театра. И сцена платила ему той же монетой. Незаурядный драматический дар артиста, яркая самобытная индивидуальность, открытый и сильный темперамент привлекли к нему внимание известных театральных режиссеров.
Андрей Гончаров, которого Афанасий считал своим крестным отцом на сцене, пригласил его сыграть в спектакле «Закон зимовки». Здесь артиста заметил другой режиссер — Борис Равенских, и пригласил в театр имени Пушкина, где Кочетков прослужил 14 лет. А в 1978 году вновь вернулся в Малый.
Диапазон ролей, сыгранных им на сцене, был огромен: от комедийных персонажей, таких как Городничий в «Ревизоре» или Громилов в «Талантах и поклонниках», до трагических — образы Кента в «Короле Лире», Тесея в «Федре».
За кулисами личной жизни
По воспоминаниям знакомых, Кочетков был довольно замкнутым человеком. «Непонятая личность» — так называли его окружающие. Со стороны он казался суровым одиноким волком. Свою личную жизнь никогда не комментировал, а все вопросы о ней резко пресекал.
Между тем она была у него довольно сложной…
Сразу же после окончания училища Афанасий женился на выпускнице режиссерского факультета ВГИКа Искре Бабич. В 1960 у них родилась дочь Ольга. В том же году молодой отец снялся в дебютной картине своей супруги «Первое свидание», где сыграл вдовца с двумя малолетними детьми.
Снялся он и в небольшой роли в самой известной работе Бабич — фильме «Мужики», в котором она выступила не только режиссером, но и автором сценария.
Картина вышла на экраны в 1982 году, став лидером кинопроката. Рассказывали, что по личной просьбе Леонида Брежнева ее 13 раз показывали в Кремле.
Искру Леонидовну в буквальном смысле завалили письмами благодарности, которые поступали со всей страны. Люди писали, что фильм помог им осознать ценность семьи и важность взаимопонимания. Множество семей «Мужики» буквально спасли от развода, вновь сблизив и укрепив отношения супругов.
Но мало кто знал, что в семье самого режиссера было не все гладко. Искра и Афанасий часто ссорились, то и дело расходились, а потом вновь сходились.
— Он отторгал от себя нежное общение, был одиноким, неприкаянным человеком,- рассказывали о нем коллеги. — Может быть, он был и сам в этом виноват, но такая судьба у него была. Он любил одиночество…
Творчество и борьба с зависимостью Ольги Кочетковой
Их дочь Ольга пошла по стопам родителей. Окончив ГИТИС, сыграла главную роль в фильме своей матери «Прости меня, Алеша!». Помимо этого писала стихи, пела в жанре этно-рок, была лидером группы «Ю».
К сожалению роль нерадивой матери так и осталась единственной картиной в ее копилке. Девушка страдала хроническим алкоголизм и неоднократно ложилась в различные клиники. Родители как могли поддерживали её, да и сама она пыталась справиться с зависимостью, но каждый раз это становилось всё сложнее.
Наконец, оставив рок-группу, Ольга обратилась к церкви и даже стала руководителем хора в Перловском храме иконы Донской Божьей Матери. Но к тому моменту многолетнее злоупотребление спиртным уже нанесло серьезный урон ее здоровью.
Тень утраты
В 2001 году после тяжелой и продолжительной болезни Искра Бабич ушла из жизни. Это трагическое событие наложило тяжелый отпечаток на жизнь Кочеткова, ведь именно на его плечи легла забота о дочери. Понимая, что теперь он остался совсем один со своей бедой, Афанасий все чаще погружался в горькие мысли.
Спустя девять месяцев в семье актера случилась новая беда. Умер его старший брат, известный поэт Виктор Кочетков, с которым они были дружны. А еще через три года скончалась от панкреонекроза и его 43-летняя Ольга.
Афанасий Иванович остался совсем один. Одиночество, так любимое им ранее, становилось для него все более гнетущим и невыносимым. Теперь ему приходилось не только справляться с переживаниями, но и решать каждодневные дела. Он часто сидел в пустой квартире, разложив на столе фотографии близких, вспоминая прожитые годы.
Актер еще больше погружался в одиночество которое казалось ему еще более гнетущим. Теперь ему приходилось не только справляться с переживаниями, но и решать каждодневные дела. Он часто сидел в пустой квартире, разложив на столе фотографии жены и дочери, вспоминая счастливые годы.
В тот период актера спасала только работа. А еще каждодневные прогулки по вечерней Москве.
— Ты справишься, – шептал он себе, хотя внутри все кричало о боли.
Трагедия
В июне 2004 года, всего через три месяца после смерти дочери, Кочетков не появился на репетиции. Это было так на него непохоже, что коллеги тут же забили тревогу. Кто-то из них припомнил, что накануне он признался, что его тянет на могилу к дочери.
— Может, он к ней и поехал. И там-то с ним и стряслось что-то страшное, — предположила одна из актрис.
О том, что Кочетков мог добровольно уйти из жизни от тоски, речи не шло. Артист был полон планов: грядущая театральная премьера, новый кинопроект. К тому же руководство выбило ему путевку в загородный санаторий.
Но у себя в квартире он так и не появился ни в этот день, ни на следующий, ни через неделю… К тому времени к его поиском уже подключилась милиция и неравнодушные горожане. О том, что пропал известный актер, рассказали по телевидению.
Это дало свои плоды. В театр позвонила женщина и сообщила, что видела похожего на Кочеткова мужчину в районе Люблино.
— Он был одет в джинсы и светлую клетчатую рубашку. Его одежда была испачкана грязью, и он сильно смахивал на бомжа,- рассказала она.
Милиционеры поехали в то место, что она указала, и нашли актера живым, но сильно исхудавшим, в грязной одежде и с травмой головы. Он лежал без сознания на газоне. С подозрением на инсульт Кочеткова привезли в больницу, где он даже ненадолго пришел в себя. Но рассказать, что же с ним произошло, так и не успел.
Обстоятельства исчезновения
Обстоятельства исчезновения народного артиста и последующей трагедии стали предметом обсуждений и домыслов. Однако настоящая правда о том, почему Афанасия Ивановича не обнаружили сразу, стала известна уже после его смерти.
Оказалось, что врачей ему вызвали в тот же вечер, когда он пропал. Он, как обычно, прогуливался и внезапно почувствовал себя плохо. Прохожие тут же позвонили в «скорую помощь», но от госпитализации мужчина категорически отказался.
В «03» горожане обращались еще трижды, и только в последний Кочеткова, якобы с диагнозом «алкогольное опьянение» повезли в больницу. Но по пути зачем-то вдруг высадили из машины. После этого он исчез.
Где Кочетков скитался потом еще восемь суток так и осталось загадкой. Лишь после звонка неравнодушной женщины его наконец удалось обнаружить. Врачи осматривающие его были уверены, именно инсульт стал причиной бессвязной речи артиста и замедленных движений, а не пьяного состояния, как предположили медики поначалу. Эта коварная болезнь могла вызвать и потерю памяти.
Злополучные квартиры
Племянница народного артиста придерживалась еще и такой версии. По словам Нины Нечаевой, ее дядю могли в тот роковой день и вовсе попытаться устранить. А всему виной были две квартиры — на улице Мытной и в подмосковной Перловке. Собственницей жилья была дочь актера Ольга. Но после ее смерти не прошло полгода, и актер в право наследования вступить не успел.
Таким образом, в случае смерти Кочеткова недвижимость признается бесхозной. Были ли это кому-то выгодно, должно было рассмотреть следствие.
Винить, конечно, в этой ситуации мы никого не можем. Но как же жаль, что жизнь такого замечательного актера закончилась так трагично на незнакомой улице… Ему было 74 года.