«Ефремов был талантливым, но негодяем, за 5 минут мог любую бабу уломать»: В чём обвиняли главного плейбоя советского кино Олега Ефремова

— Олег, подумай хорошо… Я всю жизнь проработал бухгалтером, да. Но это достойная профессия. Театр – это прекрасно…

– Вот и отлично! – не дослушал отца сын.

Николай Иванович потоптался на месте…

– Ты хоть знаешь, какой там конкурс? Пятьсот человек на место!

– Знаю. Прорвусь…

Предвоенное детство Олежки было не лучше и не хуже любого московского ребенка. Коммуналка, двор. Отец работал главным бухгалтером в ГУЛАГе. В 1939 году отец отправился за «длинным» рублем под Воркуту.

Вор-форточник

Летом 1941 года Олежка с матерью отправились отдыхать к отцу. Началась война. Отдых в Воркуте затянулся на два года. Наверное, он был бы еще дольше, только вот Олег умудрился связаться с плохой компанией, стал воровать, лазить в форточки.

Как раз и от Москвы немца отогнали. Вот и решил отец сына с женой обратно в столицу отправить.

В победном 1945 году Ефремов стал студентом школы-студии МХАТ.

Он учился и был уверен, что по окончании его обязательно пригласят в МХАТ. Вот только желанного приглашения не дождался. Зато ему предложили должность педагога в этой самой студии…

Он пошел в центральный детский театр, где вскоре состоялся и его дебют как режиссёра.

Ещё в юношеском возрасте Ефремов был сильно впечатлён работой так называемой «школы Станиславского». Сказался и детский круг общения: одним из друзей Олега был Сергей Шиловский – сын Михаила Афанасьевича Булгакова. Ефремов останется верным постулатам Станиславского до конца жизни, а вот верности своим женщинам так и не научится.

Первая попытка

Олег закурил папиросу, постоял в раздумье некоторое время, потом выкинул окурок и шагнул к газетному киоску…

С обложки журнала «Огонёк» на него смотрела Лиля Толмачёва, а он думал о том, что только что «пронзал» её взглядом в коридоре студии…

Лиля Толмачёва стала его женой в студенческие годы. Молодые ютились в квартирке вместе с родителями. Молодоженов и «стариков» разделял только шкаф. Лиля безумно любила супруга и требовала от него такой же преданности. Вот только промахнулась. Верность и Ефремов – антонимы. Семейная жизнь была омрачена бесконечными загулами Ефремова…

– Как в тебя столько влазит? Когда ты уже с своими бабами и друзьями нагуляешься? Лиля с досадой смотрела на мужа.

Олег молчал. Ему нечего было ответить. Да, признаться, не очень-то и хотелось…

Лиля продержалась шесть месяцев, а потом сбежала… Олег не особенно и переживал. Подумаешь, не так уж сильно ему и нравилась его жена. Вот Ирина Скобцева – совсем другое дело. Собственно, на ней-то он и хотел жениться с самого начала, да барышня отвергла его ухаживания…

Муза режиссера

Затем последовали романы с Маргаритой Куприяновой и Антониной Елисеевой. Непродолжительность отношений объяснялась не ужасным характером Ефремова, а его внутренним взглядом и интуицией. В женщинах он черпал вдохновение, они становились его музами. Уходил творческий порыв – пропадала и влюблённость. А обременять себя Олег никогда не желал.

На съемках «Первого эшелона» партнершей Ефремова стала 17-летняя Ниночка Дорошина. Не то чтобы красавица, на какой характер, душа…

Ефремов влюбился как мальчишка. Они даже жили вместе какое-то время, но связывать узами брака Олег не спешил. Уж больно Ниночка казалась легкомысленной, позволяла себе флирт с другими мужчинами.

Роман с Ниной Дорошиной протекал бурно. Они то сходились, то расходились… К тому времени Ефремов жил в незарегистрированном браке со сценаристом Ириной Мазурук, с которой их познакомила Галина Волчек.

Ирина была частью «богемы» Москвы, дочерью знаменитого полярного лётчика. Гражданской жене Олег постоянно изменял, но в их союзе родилась дочь Анастасия.

Ефремову было совершенно не до семейной жизни. Как Олег мог думать о жене, когда всё своё время он тратил на создание «Современника» и… других красивых представительниц женского пола.

Не дождавшись решительных действий от любимого Нина приняла предложение от Даля. Актер был младше Дорошиной и называл невесту исключительно по имени-отчеству.

Свадьбу Олега Даля и Нины Дорошиной отмечали «на широкую ногу». Пришел весь театр. Тосты, поздравления – лучше не придумаешь. Но Нина не могла отделаться от странного предчувствия…

…Ефремов, уже прилично подвыпивший, долго раздавал похвалы и невесте, и жениху. В какой-то момент он схватил проходящую мимо него Нину за руку и при всех усадил себе на колени.

– Только любишь-то ты все равно меня!..

Гости замерли. Выходка Олега Николаевича не осталась незамеченной.

С Далем у Дорошиной семейная жизнь не заладилась. После развода их долгоиграющий роман с Ефремовым снова продолжился. Пройдут годы, и Нина скажет, что лучше бы тогда осталась с Далем, родила бы ему ребеночка…

Сумбурность действий актёра в личной жизни не была легкомыслием. Он любил женщин, но относился к ним, как к созданиям сферы искусства. Мог восхищаться, увидев, а потом тут же забыть. Вспомнив, всегда сожалел об утраченном.

… И Фурцева туда же

Отдельным эпизодом жизни Ефремова стал «приписываемый» ему роман с Екатериной Фурцевой – тогдашнего министра культуры СССР. Екатерина Алексеевна всегда благоволила деятелям театра и кино, но в остальном была человеком достаточно жёстким.

Перед обаянием «даровитого алкоголика» Ефремова она тоже устоять не смогла. Очевидцы рассказывали, что Фурцева часто приезжала к художественному руководителю прямо в театр. Они запирались в его кабинете, пили коньяк и обсуждали насущные дела.

Все же поговаривали, до романа дело не дошло. И не из-за стойкости Фурцевой. Просто Ефремов, якобы, не желал, чтобы его карьеру в театре связывали с влиянием вышестоящего руководства. От романа он воздержался.

Уверяли, Ефремов был не просто ловеласом, он умел угождать женщинам и дамы были от него в восторге. На его сердце претендовали Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко, Ия Саввина.

На Вертинской Олег чуть-чуть не женился, та даже пыталась создать «семейный очаг», самостоятельно сделав ремонт в квартире Ефремова. Вот только свободолюбивый Олег в последний момент вильнул в сторону.

Творческое выгорание и расставания с музами Ефремов топил в реках алкоголя, но никогда нравиться женщинам не переставал.

Его второй официальной женой стала актриса Алла Покровская. Именно в этом браке родился Михаил Ефремов – продолжатель актёрской традиции. Больше Олег никогда не женился.

Актёр и режиссёр Ефремов феноменален в своих противоречиях. Пьяница? Да, но и трудоголик, фанатик собственного дела. Негодяй по отношению к женщинам? Тоже да, но кто мог упрекнуть его в неискренности? Обаяние, которым обладал этот человек компенсировало все недостатки и негативные черты…

Оцените статью
«Ефремов был талантливым, но негодяем, за 5 минут мог любую бабу уломать»: В чём обвиняли главного плейбоя советского кино Олега Ефремова
Рожала дома, снималась в постельных сценах: 7 фактов о Глафире Тархановой