Худенькая, улыбчивая, общительная – она моментально очаровывала на съемочной площадке. Ее засыпали комплиментами и коллеги, и зрители, и режиссеры. Карьера Лидии Шапоренко обещала быть завидной: актрисе пророчили будущее Валентины Серовой.
Вот и накаркали: как и пример для подражания Серова (которая, напомню, скончалась в 59 лет и последние годы жизни почти не бывала трезвой), Лидия сошла с пути истинного. Только вот даже не успела сыграть свои лучшие роли, так и оставшись актрисой второго эшелона.
В начале карьеры Лидии фантастически повезло. Провинциальную девочку, которая закончила студию при Ставропольском театре, пригласили в Москву. Вот так с самого начала судьба отметила ее путь удачей. Лидия вошла в штат драматического театра имени Гоголя.
В 21 год Шапоренко сыграла главную роль в фильме Искры Бабич «Первое свидание». Хорошая картина – зрители на фильм валили косяками. Для начинающей актрисы прекрасный опыт, пускай пока и без наград. Не Боги горшки обжигали, как говорится.
Почти сразу же Шапоренко снялась в знаковом фильме Алова и Наумова «Мир входящему». В 1963 появилась в главной роли в фильме «Хозяйка Медвежьей речки».
В общем, начало карьеры было многообещающим.
Но потом появился мужчина. И накопился стресс.
Думаю, именно первая большая влюбленность немножко надломила девушку.
Психологи говорят, что в жизни человека есть три самые серьезные события, которые могут надломить психику – это смерь супруга, переезд, увольнение с работы (имеется ввиду работа по образованию, которой человек посвятил свою жизнь).
У Лиды за спиной был переезд в Москву, и она сумела устроиться в столице хорошо. Но стресс давал знать о себе, плюс артисты драмтеатра имени Гоголя, как правило, отмечали завершение удачных спектаклей в ресторане, заказывая множество спиртных напитков и самую малость закусок.
Такая среда дает шикарное алиби в оправдании своего алкоголизма: «все пьют – и я пью, не в одиночестве же я употребляю».
Там, в театре Гоголя, Лидия и повстречала свою любовь. Актер Виталий Краснов стал ее мужем.
Зная дальнейшие проблемы Шапоренко, некоторые СМИ делают выводы, что алкоголь появился в ее жизни уже на московском этапе. Именно неумеренное потребление затормозило едва начавшуюся кинокарьеру актрисы.
Забрав дочь и разведясь с Красновым, Лидия вернулась в Ставрополь. Забегая вперед: больше в столицу она не вернется.
Давний знакомый режиссер Рейнгольд «перетащил» Лидию в Пензенский театр, где работал руководителем. Наверное, это было крушением амбиций для актрисы: после московских съемочных площадок и подмосток оказаться в Пензе.
И еще одно отличное алкогольное алиби, ведь так хорошо пьется, когда чувствуешь себя обиженным и обделенным.
Она прошла весь цикл проблем пьющей актрисы: срывы спектаклей, репетиций; размолвки с режиссером, коллегами. Она оказалась на грани увольнения, и тут произошла настоящая беда.
Хуже всего то, что бутылка ждала и дома. Второй муж Шапоренко повесился в приступе белой горячки, оставив записку: «Берегите Лидочку!»
Таким образом, к своим 40 годам она собрала три самые крупные стрессовые ситуации в жизни: переезды, потеря работы по специальности, потеря супруга.
Это огромный стресс. Но поправьте меня, если я не права: Лидия Федоровна сама упорно шла к таким результатам. Ведь наша жизнь – последствия наших же действий.
Другие актрисы намертво буквально вгрызались в столицу, в свои места в театрах, держали диеты, уверенно отказывались от вредных привычек. Шапоренко не обладала теми самыми «зубами», которыми люди прогрызают себе места в столицах.
Старые коллеги Шапоренко почти поставили на ней крест. Но Лидия Федоровна удивила всех, одним днем попросту завязав со своей пагубной страстью, отгоревав по мужу и словно бы переродившись.
Итак, Лидия Федоровна нашла в себе силы собраться. Да, она не сделала карьеру актрисы кино, но сумела сохранить работу в Пензенском театре, а это тоже не так уж и мало. И самое главное – незадолго до смерти она бросила свою вредную привычку и, наконец, занялась здоровьем.
Когда ей было 50, к ней проявил внимание молодой мужчина (вдвое младше самой Шапоренко), стали жить вместе.
А когда в 1994 Пензенский театр все же решился расстаться со своей примой (Лидии исполнилось 55 лет, появился шанс отправить ее на заслуженный отдых), Шапоренко отправилась к дочери в Первоуральск, и там худрук местного театра принял ее с распростертыми объятиями, организовав специально под Шапоренко инсценировку «Дорогая Памела».
В процессе репетиций Шапоренко почувствовала себя плохо. Она элементарно не могла глотать пищу. Тут бы наплевать на обязательства (в конце концов, сколько раз она срывала спектакли из-за запоев, а сей то причина была куда серьезней).
Надо было обращаться к врачам как можно скорее. Но актриса во что бы то ни стало решила отыграть премьерный спектакль.
Врачи предполагали язву желудка, но при операции наткнулись на злокачественную опухоль пищевода.
Как писала подруге Лидия: «Поступила я в больницу весом 47 кг и 300 г в одежде. Через месяц весила 45 кг 300 г, сейчас – 43».
На операцию деньги собирали с миру по нитке. Откликнулись благодарные зрители, узнав о беде Шапоренко через радио.
Операция не помогла.
Уходила Шапоренко как актриса. Сделала маникюр, педикюр, сказала дочери: «Завтра я умру. Я готова. Сделайте мне только прическу».
Ей было всего 56 лет.