Дважды обидела Райкина, 12 лет снимается в одной роли, вышла замуж за поклонника: повороты судьбы актрисы Анны Якуниной

Анна снова была беременна и понимала, что её положение будет воспринято руководством театра в штыки. Константин Райкин не переносил известий о беременности актрис. Он считал это предательством, особенно, если актриса была занята в главной роли.

Но ради творчества пожертвовать ребёнком и своим здоровьем Анна не могла. Она вообще не понимала, как актрисы ещё лет 20-30 назад поголовно избавлялись от своих нерождённых детей ради того, чтобы сняться в кино или сыграть в театре. Для Якуниной это было неприемлемо.

Она долго готовилась к этому разговору, и тянуть уже было нельзя:

—Константин Аркадьевич, я беременна, играть в спектакле «Такие свободные бабочки» больше не смогу.

—Ань, ну это плохо. Ты же знаешь мой принцип: принимается любое оправдание об отсутствии на спектакле кроме беременности.

—Знаю. Но я уже не девочка, у меня и спина болит, и угроза выкидыша, поэтому прыгать и скакать по сцене не буду, уж простите. Ребёнок дороже. Вводите вместо меня другую актрису, я не против.

—У тебя хореографическая подготовка, главная роль, на тебе держится вся постановка, кого я введу за лето, когда все в отпуске? Ты очень подводишь театр, Аня. Очень подводишь.

Райкин сильно обиделся на Якунину за её выбор. Он пробовал вводить в спектакль других актрис, но ничего не получалось, и постановку сняли с репертуара на время её декретного отпуска. А когда Анна из него вышла, то обнаружила, что новых ролей её больше не дают.

«Бабочек» вернули на сцену, и в течение следующих шести лет это был единственный спектакль «Сатирикона», в котором она играла: настолько сильна была первая обида Райкина на неё. Первая, но не последняя.

«Родилась я в сумасшедшей семье»

Мама, папа, бабушки, дедушка, сестра бабушки, её муж, тётя — в семье Анны все были люди творческие: актёры, режиссёры, балерины, директора театров и даже сотрудница ТАСС. Всё детство она провела за кулисами театра на Малой Бронной, где играла бабушка. Какие могли быть сомнения о выборе профессии?

Но сначала из гуттаперчевой Ани решили делать балерину: отдали в хореографическое училище им. Вагановой в Ленинграде. Жить приходилось в условиях интерната, хотя о девочках-однокурсницах воспоминания остались самые тёплые, подчиняться железной дисциплине, ограничивать себя в еде.

Анна терпела это несколько лет, а потом сказала: «Я больше не могу, забирайте меня отсюда или сбегу сама».

После Вагановского были ансамбль Игоря Моисеева, потом непростое поступление в ГИТИС через провал, зачисление вольнослушателем, а через год — официально на курс. Была и первая драматичная любовь, и первое замужество.

«Между нами оказались неразрешимые проблемы»

Сергей был полной противоположностью её первому парню, бунтарю и нигилисту Владу Гандрабуре. Спокойный, интеллигентный, начитанный, он сразу понравился семье. Поженились, родилась Настя, первое время жили хорошо.

А потом страна вместе с экономикой начала трещать по швам и разваливаться. Нужно было элементарно добывать еду, к чему Сергей оказался совершенно не готов: ему больше по душе были философские размышления и книги.

Анна в это время уже служила в «Сатириконе» и, чтобы заработать, вместе с коллегами-артистами организовала собственное шоу и начала выступать в ночных клубах с откровенным репертуаром в стиле варьете.

 «Это сейчас нам смешно, когда мы вспоминаем, как танцевали перед публикой в стрингах и сетке. А тогда случались моменты, когда было совсем не до смеха. Это же лихие 90-е, когда в ресторанах и клубах каждый второй был бандит.

Они нас и за столики приглашали, и остаться на ночь тоже. А мы же для детей своих старались! Как нам удавалось всего этого избегать, я не понимаю. Но, слава Богу, ни в какие неприятные ситуации мы не попадали».

Пока жена танцевала в клубах и ездила с театром на гастроли, Настя была на попечении бабушек и дедушек, Сергей продолжал лежать на диване и читать. На просьбы Анны найти работу и начать приносить деньги в семью, он невозмутимо молчал: его вполне устраивало такое положение дел. Но оно не устраивало Анну.

«Ты посмотри, какой наглый!»

Как-то раз во время выступления Якунина увидела, что кто-то в зале поднял руку и большой палец вверх. Тот мужчина был не один, а с девушкой. «Ну надо же, какой наглец!» — подумала она, — а может, он это не мне?»

Пригляделась и убедилась, что жест предназначался именно ей. Спустя неделю после спектакля «Такие свободные бабочки» в «Сатириконе» она увидела, как этот же мужчина спешил на сцену с букетом. А вручив его, он попросил разрешения пригласить её на ужин. 

«Да, с поклонниками я ещё не ужинала», — подумала Анна и решила, что ничего не теряет. Дома на диване лежит муж, а тут можно провести интересный вечер с симпатичным собеседником, и согласилась.

Тот ужин её особо не впечатлил, но она дала Алексею ещё один шанс, и он им воспользовался: спас её с подругами из сомнительного дома отдыха. И Анна посмотрела на него другими глазами.

Алексей не имел к шоу-бизнесу или искусству никакого отношения, у него авиационно-техническое образование. Роман между ними закрутился нешуточный, оба тяжело выходили из предыдущих браков, но в конце концов, когда Якунина была уже на восьмом месяце беременности, в декабре 1996 года они поженились.

«Я ждала этого приглашения как «Оскара»

Однажды на спектакль в «Сатирикон» пришёл Марк Захаров. Пришёл не просто так: Александр Лазарев-младший, с которым Якунина знакома с детства, замолвил за неё словечко. Работа в «Ленкоме» была для Анны недосягаемой мечтой.

Она побоялась идти туда на прослушивание по окончании вуза, подумала: «Ну кто я такая, чтобы меня взяли в тот самый «Ленком»?» и остановилась на «Сатириконе», но всегда втайне желала и одновременно боялась попасть в труппу к Захарову. После шести лет «воздержания» от ролей у Райкина Якунина подумала, что пора что-то изменить в своей карьере.

Захаров обратил на неё внимание и позвал к себе в один из спектаклей пока на условиях приглашённой актрисы. Разрешение на это нужно было спросить у Райкина.

Зная, как режиссёры не любят, когда у них забирают актрис, Анна снова представила, каким тяжелым будет разговор. «Эх, Анька, смотри, не перепутай гнёздышко», — ответил Константин Аркадьевич. «А действительно, где моё гнёздышко? — пронеслось в её голове, — там, где мне шесть лет не давали играть?»

В «Ленкоме» приняли тепло. Спектакль с её участием понравился публике, актёры относились к ней как к своей, и Якунина ждала, что Марк Анатольевич позовёт её занять в труппе постоянное место. И дождалась.

«Я поняла, что заканчивается весёлый период моей жизни длиной в 13 лет, и начинается другой. А Косте нужно было, чтобы мы все оставались одной семьёй, одним общежитием. Но так не бывает. Люди меняются, растут, взрослеют, и хочется попробовать чего-то нового в профессии. А у Кости мы всё прыгали да плясали».

Месть Райкина

Расставание с «Сатириконом» прошло непросто. Райкин снова обиделся. Здоровался сквозь зубы, перестал приходить в «Ленком», проигнорировал получение Якуниной премии «Чайка» за лучшую женскую роль. Спустя много лет младшая дочь Анны Маруся (та самая, из-за которой она ушла в декрет и снялась со спектакля) решила поступать на актёрский.

Курс в том году набирали Константин Райкин и Сергей Женовач. Маруся пробовалась у обоих. После успешных трёх туров Райкин дал ей понять, что возьмёт к себе учиться. Но поставил условие: сделать выбор и больше никуда документы не подавать. Окрылённая Маруся выбрала его, а он срезал её на последнем туре.

«Ну ладно я: уже давно позабыла все обиды! Но Маруську-то мою за что так? Она, бедная, так рыдала! Приходила в театр к служебному, чтобы спросить у него, за что? Неужели это месть за мать? Но её даже не пустили».

Через два дня Райкин позвонил сам и стал извиняться, говорил, что не понимает, что на него нашло. Предлагал пойти на платное место, так как бюджетных нет. Но Маруся была непреклонна: «Не нужна, значит, не пойду!» И поступила во ВГИК.

«Есть роль, но она не прописана. Придумаешь что-нибудь сама?»

С этих слов началось участие Анны Якуниной в съёмках сериала «Склифосовский». Она давно хотела сняться в кино, поэтому согласилась даже на такое предложение. И вот уже 12 сезонов её героиня, регистратор Нина, является одним из самых заметных действующих лиц сериала.

А перипетии личной жизни Нины происходят, в том числе, по просьбе актрисы: «Ну почему у всех в кадре есть любовные истории, а у моей Нины — ничего?» И ей почти сразу подобрали экранного мужа в исполнении Андрея Барило.

Собственная бабушка, персонал санатория, медицинские работники, почти все, кто узнаёт Анну, зовут её не иначе как «Нина»: настолько сроднилась Якунина со своим персонажем.

Анна постоянно работает над своей ролью, пытается узнать что-то новое и с достоверностью воплотить это на экране: «Однажды я разговорилась с сотрудниками «скорой помощи» и спросила, бывает ли такое, что бывшая сотрудница «скорой» работает медрегистратором?

Они сказали, что бывает! Так что теперь я точно знаю, что в реальности всё так и происходит, как у нас в «Склифосовском». У нас отличная команда, мы так сплотились, что сейчас как одна большая семья.

Это огромная профессиональная удача. И меня совсем не обижает, что в жизни меня называют Ниной. Даже наоборот».

«Я готова к любым сюрпризам, лишь бы не останавливаться»

После того, как Якунина перешла в «Ленком», она стала одной из ведущих его актрис. Служит там уже более 20 лет, в 2022 году по представлению руководства театра стала Народной артисткой России.

С 2022 года преподаёт актерское мастерство в Московском информационно-технологическом университете.

Со вторым мужем, Алексеем Свиридом, живёт почти 30 лет. Старшая дочь Настя — художник, дизайнер. Младшая Мария закончила ВГИК с красным дипломом.

Оцените статью
Дважды обидела Райкина, 12 лет снимается в одной роли, вышла замуж за поклонника: повороты судьбы актрисы Анны Якуниной
«Я туда не вернусь!»: 10 актёров, отказавшихся возвращаться к прославившим их ролям