«Да, я разрушила семью режиссёра Самсонова, но муками совести не страдаю». Брак с аферистом, жизнь во Франции. Как живет 90-летняя Володина

Нет, меня не мучает совесть. Да, он ушёл ко мне. Но, послушайте, если бы у него была хорошая жизнь с той семьёй, разве бы он ушёл?- восклицает Маргарита Володина.

Какая же это была радость поступить в школу-студию МХАТ. Счастливая студенческая жизнь приступила боль тягостных воспоминаний детства. Ленинградку Маргариту мать воспитывала одна. А на лето отправляла в псковскую деревню, где проживала родня няни.

Там в июне 1941 её и застала война. Рите пришлось остаться в чужой семье на несколько лет и научиться выживать. “Иждивенка” пришлась не ко двору и всех только раздражала. Корми её ещё тут… За те крохи, что ей доставались, Рите приходилось с утра до вечера сидеть за прялкой.

Из-за её чёрных глаз деревенские дети дразнили её еврейкой. Она жила в неописуемом ужасе, ожидая, что кто-нибудь донесёт на неё. Ведь жили они на оккупированной территории.

После Победы она вернулась домой. Мама выжила после блокады. И вскоре у Риты появился отчим. Оказалось на беду. Ей исполнилось 14, когда отношения матери дали трещину. Чтобы не потерять право жить в квартире, меркантильный отчим написал донос. Мать посадили. А Риту, как враждебный элемент исключили из школы.

Чтобы выжить, она практически за еду перебирала в холодных ленинградских хранилищах гнилую картошку. Но всё-таки смогла окончить вечернюю школу и стать студенткой школы-студии МХАТ. А вскоре пришла любовь.

На третьем курсе режиссёр Самсон Самсонов позвал её на роль медсестры Кати в фильм «Огненные вёрсты». Съёмки для студентов были под запретом, но отказаться от главной роли и устоять перед обаянием режиссёра, она не смогла.

Ей 20, он на 12 лет старше и женат. На съёмочной площадке Самсон трогательно её опекал. Закрутился роман. Не было у неё никаких угрызений совести. “Люди не уходят оттуда, где им хорошо” — думала Маргарита.

Узнав о порочной связи, руководство школы-студии вызвало её на ковёр. И потребовало немедленно прекратить “аморалку” порочащую честь лучшего театрального института страны. Она отказалась.

Вскоре Самсонов развелся, и Володина отправилась с ним под венец. Это стоило ей места во МХАТе. “Любовь важнее” — подумала Маргарита. Тем более что, муж снимал её в своих фильмах. И каких!

Роль хладнокровной женщины-комиссара в “Оптимистической трагедии”, сделала Володину звездой. Но вкус славы оказался горьким. На съёмочной площадке муж дико ревновал ее и к Тихонову, и к Стриженову, и к Борису Андрееву.

Скандалы не утихали. На все заверение Маргариты, что она “и глаз ни на кого не поднимала”, он гневно кричал:

Один раз подняла и в этом взгляде было столько!

Фильм имел ошеломительный успех. Собираясь на кинофестиваль в Канны, Маргарита уже предвкушала, как выйдет на сцену и получит специальный приз фестиваля “Лучшая актриса”. Чтобы выглядеть сногсшибательно, она сшила изумительное платье а-ля Голливуд.

Выбрала украшение. Но чиновники из Госкино решили: взращивать в актрисе гордыню ни к чему. Специальный приз должен получить фильм, а не Володина. Так и вышло. Удар по самолюбию Маргарита переживала болезненно…

В 1969 она сыграла ещё одну яркую роль в изумительной картине Самсонова “Каждый вечер в одиннадцать”. Вскоре супруги развелись. О причинах можно только догадываться. В своей книге «Откровение» актриса лишь упомянула, что Самсонов разводиться не хотел и оттягивая неизбежное расставание «лёг в психиатрию» откуда она приехала его забирать.

Неудивительно, что когда Володина попросила бывшего мужа посодействовать ей в карьере, тот в ответ нашёл для неё только самые грубые и обидные слова. Больше он никогда её не снимал. Работать с ней не захотел ни Олег Ефремов, который сотрудничал с Самсоновым, ни Станислав Ростоцкий.

Маргарита обижалась. Возможно, в этом была и её вина. Почему? В 1975 Пётр Тодоровский дал Володиной роль в “Последней жертве». Сценарий она забраковала и обратилась к директору “Мосфильма”, чтобы тот заставил сопротивляющегося Тодоровского, переписать не угодившие ей сцены.

И добилась своего. Можно только представить, что чувствовал режиссёр. А Маргарита прокомментировала это так:

Я тогда могла добиться другого режиссёра, но я этого не сделала.

Ну какому творцу такое понравится… А сарафанное радио никто не отменял.

После неудачных попыток устроиться куда-либо, Володина поступила в театр киноактёра. И опять неудача. Большинство актёров труппы прозябало в забвенье. От их былой популярности остался только пшик.

На гастролях им доставались жидкие хлопки, когда как Маргариту зрители встречали восторженными аплодисментами. Коллеги злились. Володина считала, что все вокруг неё занимаются сплетнями. И не стремилась найти общий язык с коллективом.

Я входила в гримёрку, а Лидия Смирнова, пудрясь и глядя в зеркало, небрежно так говорила: «А вот и инородное тело появилось». Нонна Мордюкова — она человек настроения: “То Маргошка меня назовёт (“тебя мужики любят”), то мимо пройдёт — не взглянет».

Полоса неприятностей со временем лишь расширялась. Прошло время и Маргарита снова вышла замуж. Ей показалось, она встретила родного человека. И только через пять лет узнала, что пригрела хитрого мошенника, прикрывающегося её именем для проворачивания своих мутных дел.

Аферист стал фигурантом “бриллиантовой афёры”, связанной с именем актрисы Зои Фёдоровой. Даже когда его посадили, подельники не оставляли Володину в покое. И требования по-хорошему отдать им камни.

Потом Маргарита подхватила синегнойную инфекцию. И в критическом состоянии попала в больницу. Там она встретила талантливого врача. Он вытащил её с того света. И случилась любовь.

Этот брак стал для Володиной самым счастливым, и самым коротким. Через год у мужа случился сердечный приступ. До больницы его недовезли.

В 90-х Володина по-настоящему бедствовала. Ни работы, ни перспектив. Дочь родила внебрачного ребёнка и вскоре эмигрировала во Францию. Она осталась одна. И в своей арбатской квартире чувствовала лишь безысходность…

В 1994 актриса навсегда покинула Россию. И почти 30 лет живёт в Париже в крошечной квартире-студии, но зато в окружении родных ей людей. Прошлая киношная жизнь кажется 90-летней Маргарите Владимировне такой далёкой…

Сегодня важно для неё лишь счастье близких и ежедневные посещения маленькой русской церкви недалёко от дома.

Оцените статью
«Да, я разрушила семью режиссёра Самсонова, но муками совести не страдаю». Брак с аферистом, жизнь во Франции. Как живет 90-летняя Володина
Красавцы-внуки Леонида Куравлева. Как сегодня выглядят старший Степан, средний Федор и младший Гриша