«Да это Людкин муж!» Как Олегу Янковскому удалось выйти из тени супруги, и какой монетой он ей отплатил

Сейчас сложно представить, что знаменитый советский актер Олег Янковский на заре своей карьеры прозябал в провинциальном театре. Жену его, актрису Людмилу Зорину, знал весь город, а о нем даже не слыхивали. Поворотную роль в его судьбе сыграл Его Величество случай.

Олег и Людмила познакомились во время учебы в Саратовском театральном училище имени И.А. Слонова. Второкурсника и третьекурсницу свел вместе… цирк! Они должны были вместе вести там праздничный концерт. Их разместили в одной гримерке, решив, что студенты женаты. Молодые люди, влюбившись друг в друга, тянуть со свадьбой не стали и в 1962 году поженились.

После окончания училища оба оказались в Саратовском драматическом театре. Зорина быстро стала одной из ведущих актрис, а Олег играл лишь эпизодические роли. В театре Янковского плохо знали даже коллеги, идентифицируя его как «Людкиного мужа».

— Мы репетировали спектакль «104 страницы про любовь», Люда Зорина играла главную роль — Наташу. Спектакль пользовался колоссальным успехом. Репетируем на сцене, а кто-то там по залу ходит и ходит. И один из актеров спрашивает:

«Я никак не могу понять, кто там мотается по залу все время?» Все: «Да это Людкин муж!» Так и было все время, потому что она играла главные роли, а он пока ничего, — делилась воспоминаниями актриса Вера Феоктистова.

Однажды театр отправился на гастроли во Львов. Олег пошел в гостиничный ресторан пообедать. А недалеко за столиком оказались Владимир Басов с супругой Валентиной Титовой. Басов готовился к съемкам своего фильма «Щит и меч», и пока никто не был утвержден на роль Генриха Шварцкопфа.

— Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша, — Титова легким кивком головы указала мужу на Янковского.

— Хорош! Однако, он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом, — возразил Басов.

Режиссер и не подозревал, что его ассистентка Наталья Терпсихорова, побывав на встрече с актерами Саратовского драмтеатра, уже пригласила Янковского на пробы. Вскоре Олегу пришел вызов. Вернувшийся в Москву Басов отсматривал претендентов и, когда в кабинет вошел Янковский, тут же его узнал. Актеру предложили сыграть сцену вместе с уже утвержденным Станиславом Любшиным.

— Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно. Мне это не страшно, я уже утвержден, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. Все трагическое состояние было выражено на его благородном лице.

И чем дольше он держался за колонну, тем становился краше, — с мягкой иронией вспоминал Любшин. — Я тогда Басову говорю: Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста. Оператор Паша Лебешев меня поддерживает: действительно, он все интереснее и интереснее делается. И Басов согласился: да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем.

После кинопроб режиссер попросил молодого актера съездить с ним «в одно место». Как оказалось, Басов повез Олега домой, показать жене.

— Ты была абсолютно права — он оказался артистом. Генрих у нас есть!

Янковский считал, что ему несказанно повезло.

— Я практически ничего не играл в театре! На тот момент у меня была одна крохотная роль стражника в «Марии Стюарт», — рассказывал Олег. — Я ввелся вместо заболевшего актера, крупнее меня. Надел огромный костюм и здоровый шлем.

Мне надо было прокричать небольшой монолог в стихах, но когда выбежал на сцену, ударился этим самым шлемом, из головы все вылетело, и я лишь истошно проорал: «спасайся, королева!» Зачем, от кого?! Как меня не уволили…

Благодаря роли Генриха Шварцкопфа в фильме «Щит и меч» и следующей картине в том же 1968 году — «Служили два товарища» Олег Янковский стал популярным актером. Он тут же начал много сниматься!

В театре к нему тоже присмотрелись повнимательнее и дали роль самого князя Мышкина.

— На репетициях в сценах с Настасьей Филипповной у Янковского проступали темные пятна под глазами. Им вдруг овладевала изнурительная отчаянная тревога… Хорошо играл! — вспоминала художник спектакля «Идиот» Татьяна Сельвинская.

Но артист лишь отмахивался, когда его спрашивали о Мышкине.

— Помилуйте, я тогда совсем еще не умел играть. И к этой роли только прикоснулся!

Зато с этим спектаклем в 1973 году саратовцы поехали на гастроли в Петербург, и Янковского пригласили в БДТ и Театр имени Ленсовета. Но Янковский дождался приглашения из Москвы: он очень хотел работать у Марка Захарова в Ленкоме!

Кстати, в том же ставшем для Янковского знаковым 1968 году в семье родился сын Филипп. Семейство перебралось в столицу, а Людмила Зорина тоже была принята в Ленком. Однако, если в Саратовском театре она сыграла за 10 лет около 50-ти центральных ролей, то в московской труппе актриса особо не выделялась. В кино ее работы можно сосчитать по пальцам одной руки.

Зрители должны хорошо ее помнить в фильме «Полеты во сне и наяву», где Олег играл главного героя, а Людмила — его супругу. Актрису теперь больше знали как жену Янковского.

В Москве карьера Янковского прямо-таки взмыла вверх, что в театре, что в кинематографе. Хотя первое время у него был шок от переезда в столицу.

— Москва так ломает хребты, что мало не покажется, — задумчиво говорил Олег. — Марк Захаров поделился тремя заповедями. Сказал: «Олег, вы у нас актер молодой, хоть и известный уже по кино, но Москва — это отдельный город, и поэтому запомните несколько вещей. Во-первых, в Москве ни с кем не ругаться, потому что враг из Москвы не уезжает.

Вторая мудрость: в театре надо принадлежать всем и — никому в частности. И третье: только не надо ничего сразу доказывать в театре, что вы талантливый, вы звезда, тактично занимайтесь своим делом, органично войдите в театр». Так я и делал…

Не секрет, что в личной жизни Янковский не отличался лебединой верностью. Однако его единственная супруга всегда предпочитала все это игнорировать. Был неверен, но предан семье и ей, называя Людмилу лучшим другом.

— В жизни он был еще обаятельнее, чем на экране. Но я должен отметить: когда он только приехал, он был красивым, но не до такой превосходной степени, каким потом стал, — улыбался Любшин. — Это работа его жены. А то все Олег, Олег, а жена ни при чем, что ли?

Она очень много для него сделала. Если серьезно говорить, она жизнь положила. Не зря о русских женщинах очень хорошо говорят. Была ведущей актрисой в Саратове, но, переехав в Москву, ушла на второй план, чтобы быть поддержкой Олегу Ивановичу, чтобы он мог быть востребован постоянно.

О своей личной жизни ни Янковский, ни Зорина никогда не распространялись.

— Карьеру я уже сделала — вышла замуж за талантливого мужчину! — кратко отвечала Людмила на вопросы о ее профессиональной успешности.

А какой же монетой отплатил Людмиле ее знаменитый муж? Янковский всю жизнь отвечал ей безмерной благодарностью: «Без тебя нет смысла в моей жизни!» «Она меня создала и всегда рядом со мной», — говорил знаменитый актер о супруге. Брак Олега и Людмилы продлился более 40 лет до самой смерти Янковского в 2009 году.

Оцените статью
«Да это Людкин муж!» Как Олегу Янковскому удалось выйти из тени супруги, и какой монетой он ей отплатил
Борису Смолкину – 75: Почему актёр боится ухода жены и не позволил жениться старшему сыну