Что узбечки носят под своими халатами

На улицах городов немало мигрантов из Узбекистана. Женщины из этой страны даже после переезда нередко придерживаются национального костюма.

Часто и россияне стали ездить в Узбекистан – эта древняя страна с величественной архитектурой и вкусной кухней стала популярным туристическим направлением в последние годы.

Поэтому наши соотечественники знают, что узбечки предпочитают длинные платья и халаты, чаще всего – безрукавые, поверх них.

А вот что кроется под этими элементами одежды?

Что носят узбекские женщины под халатом?

Под влиянием каких причин складывался национальный костюм в этой стране?

Три эпохи

Традиционный женский костюм в Узбекистане сложился еще в глубокой древности. Отчасти, он имеет общие элементы с одеждой народов во всем среднеазиатском регионе.

С другой стороны – даже в самом Узбекистане нет единства. Страна имеет сильную дифференциацию по регионам, даже диалекты языка существенно различаются. Поэтому и в одежде есть специфика, по которой можно понять – из какого района и какого социального слоя эта женщина.

Претерпел костюм изменения и с течением времени.

После присоединения Узбекистана к СССР век назад ушла в прошлое паранджа. Более продвинутые горожанки стали ходить с непокрытой головой. Основная масса женщин – в платке. Или даже двух – для надежности, чтобы точно прикрыть все волосы на голове.

При советской власти население стало сочетать элементы национального костюма и универсальную одежду, которую носили в СССР повсеместно. Но национальная специфика все же сохранялась, особенно в провинции.

После исчезновения СССР пошел обратный процесс. В повседневную реальность вернулось больше элементов национального костюма.

Но – неравномерно.

Мужчины чаще придерживаются среднеевропейской одежды – классические рубашки и костюмы у людей с высоким статусом и привычные джинсы-футболки-спортивные штаны у слоев попроще. Часто в повседневности от национальной одежды может остаться только тюбетейка, да и то не всегда.

Национальный костюм мужчины могут надевать только по праздникам. Также его придерживаются в глубокой провинции и ортодоксальные верующие.

У женщин – иная картина. Большинство взрослых узбечек так или иначе придерживаются национального костюма либо создают микс со среднеевропейскими вещами.

Три слоя

Поэтому в большинстве случаев одежда жительницы Узбекистана состоит из трех слоев. Базовым является свободное платье с разрезами по бокам.

Чаще всего оно – длинное и с такими же длинными рукавами. Изредка встречаются укороченные модели.

Сверху – подобие халата, чаще всего без рукавов и застежек, но в быту могут ограничиваться и одним платьем с характерным национальным узором. Пояс, как правило, не предусмотрен. Во многих общинах женщины подпоясываются только на похороны и во время других традиционных ритуалов.

Под платьем – иштон. Это слово произошло от того же тюрского корня, что и русское – штаны.

Свободного покроя шаровары собираются внизу.

Традиционно на ногах должны были быть носки и кожаные подобия сапожек. Штанины сужаются, чтобы носки можно было натянуть поверх них.

Сегодня носки уже встречаются не всегда – изредка можно встретить узбечек и в легких сандалиях или обуви на босую ногу.

Иштон – обязательный элемент. Причем по традиции штанишки, хоть на несколько сантиметров, но необходимо сделать длиннее, чем платье.

Из-под него обязательно должно быть видно – иштон есть!

Еще этот элемент называют словом лозим, что можно перевести как необходимое, обязательное.

По традиции узбечка не могла ходить без иштон. Штанишки чаще всего не снимают даже на ночь. Трусиков под ними по традиции не было. Так что иштон – и брюки и белье одновременно.

Но почему с этой страны сложился именно такой женский национальный костюм?

Три причины

На формирование женской одежды в Узбекистане повлияли три причины – религия, быт и климат.

У мусульман фигура женщины должна быть закрыта полностью. Особое значение при этом придают лодыжкам. Поэтому штанишки должны быть длинными у взрослой женщины, а по традиции – еще и заправляться в носки и сапожки.

По этой же причине не предусмотрен пояс – очертания фигуры должны быть скрыты просторной одеждой.

Вторая причина – быт. В Узбекистане, как и во многих азиатских территориях, где обитали кочевые народы, традиционно почти не было мебели в жилище.

Большую часть времени женщины проводят за делами, сидя на полу. Едят тоже – за низким достарханом. Чтобы было удобно – на платьях делают разрезы по бокам.

Иштон позволяют в любой позе сохранить прикрытым все, что под платьем.

Без штанишек бытовые дела на полу создавали бы неприличный вид, неприемлемый для мусульман.

Даже если современная узбекская семья не ортодоксальная, в народе все равно сохраняются определенные взгляды на необходимость скромности для девушек и женщин.

Третья причина – климат. Просторные платья и штанишки создавали комфортную микросреду в пустыне. Носки и сапожки с заправленными штатинами уберегали от попадания на кожу песка и насекомых.

Две части

По цвету и узору в прошлом судили об общественном положении женщины.

Если в ансамбле больше фиолетовых оттенков – муж богат, занимает хорошее место в жизни.

Больше зеленых – муж простолюдин и семья не имеет большого достатка.

Без платья иштон могут выглядеть забавно.

Дело в том, что их, чаще всего, шьют из двух частей.

Верхняя напоминает мужские трусы-семейники времен СССР. Эта часть шьется из хлопка, чаще – самого дешевого ситчика со случайным рисунком.

А вот нижняя — красивая, атласная, с национальным узором.

Есть два объяснения такому покрою.

Верхняя хлопковая часть прилегает к телу и должна на жаре впитывать пот. Нижняя просторная из атласа – не соприкасаться с телом и создавать прохладу.

Правда портнихи объясняют все проще. Так как под иштон трусиков не было, то верхняя часть быстро приходила в негодность. Поэтому красивые атласные штанины для экономии отпарывали и пришивали к свежему верху из дешевого ситца.

Оцените статью