Говорят, люди не меняются. Могут максимум подстроиться под внешние обстоятельства, и то ненадолго. Меня очень впечатлили в свое время слова А.Гордона у Собчак о том, что никогда и ни при каких условиях стержень личности человека не изменится.
В принципе, такой тезис перекликается со взглядами современной психиатрии. Можно только скомпенсировать поведение, а личность – ни-ни.
Но все равно, Друзья, я верю, что исключения бывают.
Приход человека к вере не всегда означает, что он стал святым. Та же Екатерина Васильева – когда она хладнокровно выставила на улицу бездомную невестку Лену Корикову с младенцем на руках (внуком Васильевой), она ведь уже была много лет «в системе» религии!
И таких примеров – куча. Религиозность человека не говорит вообще ни о чем. Зачастую религиозные люди еще и более жесткие, чем агностики.
Из множества медийных персон выделяется Борис Моисеев. Их эгоистичного, хваткого, жадного до денег и гедонизма, готового идти по головам человека он превратился к практически равнодушного к мирскому затворника. Почему так вышло? Об этом сегодня и поговорим.
С детства судьба его не баловала. Спустя много лет за все свои лишения, за бедность и нереализованность в детстве он отыграется. Компенсирует свои дефициты и фрустрации.
Выдумает себе «особенную» биографию, в которой мать была, якобы, полит осужденной и родила Бориса в тюрьме (а отцом его был, якобы, тюремный начальник). Даже в этих его выдумках мы видим желание выделяться из толпы, претензию на особый жизненный путь уже с рождения.
На самом деле его мать была простой работницей Могилевской кожевенной фабрики с четырехклассным образованием. Она днями и ночами пропадала на работе, чтобы прокормить семью: помимо младшего Бориса, у нее было двое старших сыновей, Анатолий и Маркс.
Они родились еще до войны, однако их отец с фронта не вернулся, создав другую семью. А вот кто был отцом Бориса, неизвестно теперь, наверное, никому.
Возможно, Моисеев до старости бы скитался по провинциальным театрам, но судьба его забросила в «Юрас Перле» в Юрмале. В 70-х там было совершенно уникальное для Союза место.
Там, в Жемчужине Юрмалы, руководство гостиничного комплекса сполна оценило слишком жеманные и андрогинные для тех лет выступления молого танцора. И взяли его на работу. Там он завел много полезных знакомств, там пересекся и с Аллой Борисовной, которая сыграла значимую роль в его судьбе.
У Моисеева имелась черта характера, без которой невозможно было пробиться на эстраду ни в те годы, ни сейчас. Это гибкость и умение поступиться своими принципами, когда это будет необходимо. Адаптивность к любой власти, командировкам, «отменам», недоплатам гонораров.
Пугачева предложила Моисееву и его крохотному коллективу работу в столице. Вместе они ездили в Чернобыль и снялись в фильме «Пришла и говорю», но в конце 1980-х Борис Моисеев и его трио вышли из-под крыла Аллы Борисовны и отправились в самостоятельное плавание.
Америка, Италия и Франция — они путешествовали по всему миру, а в какой-то момент артист решил запеть. Надо понимать, что Моисеев никогда не обладал выдающимися вокальными данными, он всегда делал акцент на шоу и артистизме.
С распадом Союза Моисеев получает карт-бланш на любые эстрадные эксперименты. И понеслась… Теперь для него не существовало никаких рисков остаться без работы. Наоборот, он влился в струю эпатажа и чувствовал себя в этой среде «своим».
В 1995 году Борис Моисеев презентовал успешный шоу-спектакль «Дитя порока» и продолжил провоцировать публику. Зрители зачастую плевались, но шли на него с удовольствием.
На мой взгляд, уже вот тут в нем сквозит усталость от его образа. Вне вспышек камер и света софитов мы видим уставшего, всклокоченного мужчину с отросшим блондом, средних лет с грустными глазами.
Хотя это и постановочный фотосет, но лицо он уже не держит. Он всем уже все доказал, он самый эпатажный артист самой крупной страны в мире. У него все есть, что только можно желать.
Однако на публике он всегда в образе. Макияж-кольца-цепочки-украшения, дизайнерские тряпки, идеально осветленные корни.
К концу 90-х он начинает выпускать вполне себе качественный поп. Записывает неплохие дуэты с Николаем Трубачом (в которых прослеживается тема отношений М и М, но вскоре и этого не станет). Да, он все еще манерный и не выходит из образа, но видно, что стал взрослее и спокойнее.
У самого музыканта детей не было. Историю с глухонемым сыном Амадеусом, якобы живущим в Польше, сам Моисеев и придумал (как ранее придумал историю про то, что появился на свет в тюрьме), когда решил, что о нем позабыли.
В 2004-м вышла его совместная песня с Людмилой Гурченко «Петербург — Ленинград», которая звучала отовсюду.
Да и с того времени он уже остепенился и перестал появляться на публике при полном боевом раскрасе.
«Я не буду, я не буду целовать холодных рук,
В этой осени никто не виноват, не виноват.
Ты уехал, ты уехал в Петербург,
А приехал в Ленинград…» (с)
В 2010-м Моисеев впервые перенес инсульт. У него возникли проблемы с речью, занемела левая рука и верхняя губа. Но ему все же удалось восстановиться, хотя, очевидно, что его взгляды на жизнь претерпели серьезные изменения.
Вышел альбом «Пастор. Лучший из мужчин». Название, обложка, некоторые тексты дали понять, что Борис Михайлович решил обратиться к Богу.
«Я поумнел. Стыдно за вещи, которые творил в молодости, стараясь эпатировать зрителя. Матерился, оголялся на сцене, выдавал себя не за того, кем являюсь, лишь бы обо мне говорили… Сегодня понимаю: это пустое, главное — вера в Бога. Прошу прощения у всех, кого обидел своим поведением!»
Говорят, что к Богу приходят от страха, особенно ближе к старости. Но в случае Моисеева я лично страха не вижу. На наших с вами глазах годами и десятилетиями происходили метаморфозы. Детское желание эпатировать любой ценой сменилось на взрослый взгляд на жизнь и спокойствие.
В последние 10 лет жизни Моисеев вел жизнь простого пенсионера. Крайне редко появлялся на публике. В 2016 году его «вытащили» поучаствовать в шоу «Секрет на миллион», но никаких секретов он там не поведал.
В одном из последних своих интервью он заявил, что больше всего жалеет о том, что не стал отцом из-за сумасшедшего ритма жизни.