Олег Стриженов – актер с таким сложным, ершистым характером, что удивительно, как вообще состоялась его карьера. Он перебарщивал с алкоголем; крутил романы с коллегами женского пола; режиссеры стояли за ним в очереди (но с тем же С.Бондарчуком разгорелся конфликт).
Казалось, Олег Александрович вообще не дорожил достигнутыми карьерными вершинами и никогда не боялся сказать вслух то, что думает, даже если это могло повредить его карьере.
Кстати, по знаку Зодиака он – Лев. Очень подходит ему этот знак.
Изначально молодому Олегу Александровичу доставались персонажи из литературы серебряного века, после чего к нему присмотрелись корифеи МХАТа. Именно желанием влиться в труппу МХАТа объяснял актер свой отказ от роли Андрея Болконского в экранизации «Войны и мира» Бондарчука.
Ну отказал бы – да и отказал. Уверена, Бондарчук пережил бы отказ.
Но почитайте, каким был отказ Стриженова (все эти слова были сказаны или написаны им лично):
Раз: «Я знал, что будет очередной бутафорский фильм. И не только я отказался участвовать. Отказался от роли графа Ростова и Борис Бабочкин. Вместо него сыграл Виктор Станицын».
Два: «В «Войне и мире» я сам отказался сниматься, так как считал невозможным работать в фильме, где режиссер сам играет, да еще и жену свою, которая совершенно не подходит к роли, снимает».
Три: «Вернувшись в Москву, набираю номер Бондарчука и говорю: «Сергей, это Олег. Слушай внимательно. Я у тебя сниматься не буду». В ответ: «Ты что, пьян?» — «Нет, трезвый. Сейчас приду к тебе (я тогда жил рядом с «Мосфильмом»).
Собери всю группу во главе с директором». И повесил трубку… Прихожу — собрались все. И я сказал: «Повторяю при всех: никогда я у тебя — ни в этой картине, ни в любой другой — сниматься не буду». И ушел»
Очень самоуверенно, не находите?…
Вырисовывается портрет человека импульсивного, эгоцентричного, набивающего себе цену.
Думаю, в этом безрассудном эгоцентризме и был секрет его обаяния. В духе «кто первый надел халат – тот и доктор». Назвался мастером, назначил себе высокую планку – вот и все вокруг молчаливо согласились с этим.
Из воспоминаний Натальи Кустинской (2010 год, интервью «Караван историй»):
«Скирда (третья жена, с которой он вместе по сей день – прим. ред.) еще с юности была безумно влюблена в Олега Стриженова. Одно время они встречались, но он буквально ноги об нее вытирал. Линка мне рассказывала, что раз Олег напился в ресторане ВТО и стал цепляться к ней; они расстались.
Стриженов был слишком избалован женщинами и вел себя с ними по-хамски. Однажды в автобусе по дороге на концерт дал Наде Румянцевой зонтом по голове. В другой раз обидел Таню Конюхову.
Они вместе ездили за город встречать Новый год. В пути Олег на нее за что-то обозлился, остановил машину в лесу и сказал: «А теперь давай сама». И Таня в туфельках еле доковыляла до какой-то деревни.
И вот сижу я с подругой Линой Шатровой и ее мужем Германом в ресторане Дома кино, и к нам подсаживается Стриженов. Он мне нравился на экране, а в жизни Олег блекленький такой, конопатый. Когда перешли в зал смотреть кино, Стриженов сел сзади и в какой-то момент нагнулся и поцеловал меня в спину — у меня было платье открытое.
Я даже не сразу поняла, что это было. Повернулась и говорю: «Олег, пожалуйста, не делайте так больше». Очевидцы, наверное, рассказали об этом эпизоде тогдашней жене Стриженова Марине (Марианне). И через пару месяцев случилась совершенно дикая история. Я тогда только забеременела.
Приехала на пробы на «Мосфильм», сижу гримируюсь и слышу в соседней комнате голос Стриженовой: «Эта нахалка каждую ночь обрывает нам телефон! Прохода моему мужу не дает! — я и не думала, что речь обо мне, но тут вдруг Марина появляется за моей спиной и, глядя на меня в зеркало, говорит:
— Еще раз позвонишь, я тебе устрою!» И — матом, на всю студию. Я вскочила, расплакалась и убежала. Даже пробоваться не стала. Приехала домой совершенно разбитая. А ночью пришлось вызывать «скорую». Ребенка я потеряла…» (с)
Был в его жизни и алкоголь.
Много лет спустя после конфликта с ее отцом, пересеклись его пути-дорожки с Натальей Бондарчук. Случилось это в 1979 году на съемочной площадке двухсерийного х/ф «Юность Петра». Олег Александрович позволял себе попросту прервать весь съемочный процесс, уйдя в банальный загул.
«Целую неделю его не было на площадке. Герасимов впервые в жизни не знал, что делать. Артиста искали везде и не могли найти. А потом он явился с таким красным лицом, что мне стало страшно. Да, замечательный профессионал, но вот такая была беда» (с) из воспоминаний Натальи Сергеевны.
Олег Александрович был в браке три раза.
Первая его жена – красавица Марианна Стриженова – доживала свою жизнь в бедности и забвении. Незадолго до смерти она подрабатывала консьержкой, хотя раньше была звездой советского кино. Рано ушла из жизни и их дочь – актриса Наталья Стриженова. К сожалению, нездоровый образ жизни сократил ее жизнь.
Со второй супругой, Любовью Земляникиной, он прожил шесть лет. Она подарила Стриженову сына Александра. Расстались мирно, с сыном мать позволяла общаться. Сама, правда, конец жизни провела в монастыре.
В итоге сын Саша вырос довольно успешным человеком, сделал карьеру в киноиндустрии, все мы знаем и помним его и его супругу Екатерину Стриженову как телеведущих «Доброго утра» в 90-х.
Главной и последней любовью всей его жизни стала Лионелла Скирда (та самая «Линка» из воспоминаний Кутсинской). Пара прошла долгий путь к стабильности и счастью, об их отношениях писать слишком долго и даже отдельная публикация не охватит весь диапазон страстей этой пары.
Думаю, Стриженову нужна была такая женщина, которую он психологически не мог надломить. Первая его жена спилась, вторая ушла в монастырь, и лишь Лионелла не только провела 47 лет с ним в браке, но еще и выглядела всегда припеваючи, в отличие от его первых жен.
В августе этого года Олегу Александровичу исполнилось 94 года. Живет со своей женой актрисой Лионеллой Пырьевой-Стриженовой в центре Москвы, в переулке Старого Арбата, и часами прогуливается. У пары есть домработница, финансово все весьма благополучно. Это, наверное, то самое, что называется «счастливо стариться вместе».