— Ну и ну! Вы слышали о том, что творит Табаков? — громким шепотом спросила гримерша свою знакомую, оторвавшись от работы.
— Неужто опять молоденькую в жены берет? — с придыханием поинтересовалась ее собеседница. — Вот ведь «старый хрыч», все неймется ему!
— Да, представьте себе! Говорят, на этот раз совсем девчонку охмурил, студентку свою. Маринкой зовут, кажется. А ведь ей только-только 17 лет стукнуло!
— Срамота какая! И не стыдно ему, в его-то годы?
Вскоре о скандальном романе прославленного актера со своей юной ученицей судачила уже вся театральная богема. И мало кто знал, с чего все это началось и какие страсти на самом деле кипели за кулисами этой любовной драмы…
Да, какие же сюрпризы иногда преподносит нам жизнь А уж если дело касается любви…
И советский кинематограф не был исключением из этого правила. Каждое десятилетие отмечалось своим громким неравным браком, от которого у общественности просто захватывало дух. Да что там дух, даже у бывалых циников на лбу проступал пот от удивления.
Начну, пожалуй, с 60-х годов.
Именно в это время 55-летний режиссер Иван Пырьев, уже дважды лауреат Сталинской премии, взял, да и женился на 18-летней актрисе Лионелле Скирде. Вы только представьте, разница в возрасте — аж 37 лет! Многие недоумевали: и что он в ней нашел, в этой желторотой девчонке?
Но Пырьев, похоже, знал, что делает.
Следующий фурор произвел режиссер Владимир Наумов, когда в 70-е годы отвел под венец актрису Наталью Белохвостикову. И ничего, что она была младше его на целых 24 года. Ну как тут не скажешь: любовь зла — полюбишь и молоденькую красотку.
Но самый, пожалуй, вопиющий случай произошел в последнее десятилетие существования СССР.
О чем это я?
Так это про брак актера Олега Табакова и юной Марины Зудиной. Табакову на тот момент стукнуло 47, а его избранница едва перешагнула 17-летний рубеж. Страшно подумать — разница в 30 лет! Табакова тогда многие осуждали, мол, совсем старый чёрт с катушек слетел. Но, видать, права народная мудрость: любви все возрасты покорны.
Впрочем, обо всем по порядку. Первая серьезная влюбленность накрыла Олега еще в студенческие годы, в 1955-м, когда он грыз гранит науки в Школе-студии МХАТ. Запала ему в душу однокурсница Сусанна Серова, внучка самого художника Валентина Серова, между прочим.
Только вот закавыка вышла, Сусанна уже была замужем за неким пианистом, который укатил по делам в Китай, обучать тамошних аборигенов игре на фортепиано. Так что пришлось Табакову утешаться всего лишь платоническим обожанием.
Но тут его скрутил какой-то серьезный недуг. И Сусанна вместе со своей матушкой Ольгой Александровной Хортик первыми примчались к нему на выручку. Перевезли больного на свою квартиру на Большой Молчановке, 18, и принялись за ним ухаживать.
Два года кропотливо выхаживали саратовского паренька, на ноги поставили. Заодно и воспитанием занялись — Ольга Александровна пристрастила Табакова к театру да консерваториям, лично возила его полюбоваться усадьбами Абрамцево и Архангельское.
Короче, лепила из деревенского увальня настоящего столичного интеллигента.
А меж тем в театре «Современник», куда впоследствии попал Табаков, уже вовсю бурлила личная жизнь.
Там то и дело случались громкие свадьбы.
То Евгений Евстигнеев с Галиной Волчек поженятся, то Олег Ефремов да Игорь Кваша своих невест под венец ведут. А у Табакова тогда все никак не складывалось на любовном фронте. И хотя вокруг него вечно увивалась целая свора поклонниц, избранницу по сердцу он выбрать не мог.
И вот однажды случилось невероятное — в него по уши втрескалась дочка одного высокопоставленного партийного шишки из Политбюро.
Повадилась ходить на все спектакли «Современника», глаз не сводила с Табакова. Олег поначалу разомлел от такого внимания, а потом спохватился, испугался, что ли, наверное побоялся связываться с партийной верхушкой. Вдруг чего не так пойдет. Вот и переключился на обычную актрисульку Людмилу Крылову, на тот момент студентку «Щепки».
А Людмила-то, оказывается, давно по нему сохла, мечтала хоть одним глазком на обожаемого Табакова посмотреть.
И тут вдруг сама судьба ей подарок преподносит. Раздался звонок от второго режиссера «Мосфильма» Ирины Поплавской: так, мол, и так, есть тут у меня один привередливый актер, никак не может подобрать себе партнершу, про тебя спрашивает.
У Крыловой все затрепетало. Неужели сам Табаков ее приметил? Вот это удача так удача! Ну и помчалась она на студию сломя голову.
«Влетаю в гримерку, а там Табаков сидит, — захлебываясь от восторга делилась воспоминаниями Людмила. — У меня аж коленки затряслись, зубы застучали. Гримерша говорит, погоди, мол, сейчас с Олегом закончу и займусь тобой. А я стою и бормочу невпопад: «Хо-хо-хорошо!» Меня всю колотит, такого в жизни не испытывала!»
Вот с этого момента и закрутилось у них, понеслось. Крылова как-то у Табакова ночевать осталась. А утром сразу к отцу — так, мол, и так, папенька, я замуж выхожу. Конечно, Табаков аж дар речи потерял от такой прыти. Но делать нечего — пришлось невесту под венец вести.
Людмила не теряла времени даром: мигом забеременела. Рожать первенца зачем-то в Саратов уехала, к родне мужа. Олег в это время извелся весь, исчесался в ожидании вестей. Но, не поехал. А куда денешься, работы в Москве невпроворот, бросить не мог.
11 июля 1960 года на свет появился крепкий и головастый Антошка. А в 66-м Крылова родила еще и дочку Сашу. Жизнь семейная у Табаковых пошла своим чередом. Счастье, радости и огорчения. Словом, все как у простых людей. Оба в «Современнике» играют, в кино снимаются. У Олега карьера к тому же попёрла в гору, а вот у Людмилы не совсем всё ладилось…
…В 1981 году на прослушивание к Табакову пришла 16-летняя абитуриентка Марина Зудина. И прямо с порога заявила: Олег Павлович, мама сказала, что только вы можете меня научить всем премудростям актерского мастерства.
Только у вас я хочу учиться! Поначалу наставник отнекивался: куда тебе, мол, со мной, стариком, связываться, есть преподаватели и лучше, да и помоложе. Но Марина стояла на своем и твердила одно: хочу, хочу и хочу!
«Перед поступлением я ведь целый год с фониатором занималась, голос ставила, — откровенничает Зудина. — До дрожи хотелось попасть к Олегу Павловичу».
В общем, сдался Табаков. И не просто стал наставником молоденькой студентки, а взял и закрутил с ней роман. А то, что ему тогда 47 было, а Марише 17, никого это не волновало. Особо они и не скрывались — Олег Павлович всюду Марину за собой таскал и в театре ее продвигал.
Современники шептались: «Совсем старый черт с катушек слетел».
Десять лет кряду Табаков между двух огней жил. От жены к молодухе бегал, и обратно. Крылова, конечно, все про адюльтеры благоверного знала, но помалкивала, детей да внуков жалко было.
10 лет Табаков не мог разобраться со своим любовным треугольником, маялся, любил, и снова маялся.
И только в 1993 году Олег Павлович решился — все же бросил жену, детей и окончательно перебрался к Зудиной.
«После того как я заплатил 120 тысяч долларов отступного моей бывшей супруге и купил двухкомнатную квартиру своей дочери, Александре, и та, и другая до сих пор прописаны в моем доме», — сокрушенно признавался в своем интервью Табаков.
Дети отцу предательство простить так и не смогли. Особенно дочь Саша. Она с тех пор и видеться с ним не желала. А вот внучка Полина зла на деда не держала, в гости к нему приходила, даже советы у него спрашивала.
На старости лет Табаков остепенился, прижился у Зудиной. В 1995 году у них родился сынишка Павел, а в 2006-м — лапочка-дочка Маша. Вот ведь как оно в жизни бывает — настоящая любовь, оказывается, возраста не знает!
Бурной выдалась и личная жизнь у Антона, старшего сына Табакова. Три официальных брака и роман с Екатериной Семеновой. Да, все девушки молоденькие были, лет по 18-20, не больше. Видать, в отца Антон пошел.
А сам Олег Павлович со своей молодой женой прожили душа в душу до весны 2018 года. У Олега Павловича диагностировали сепсис. Он впал в так называемое «состояние глубокого оглушения» и 12 марта скончался.
*
Нет, прав был классик: седина в бороду — бес в ребро! А любовь, она, видать, и правда все возрасты покоряет.
Такие вот дела творились в советском кинематографе — любовь с разницей в возрасте в три десятка лет. Что ж, видно, без этого никак — страсть она такая, с ней не поспоришь.
Захочет вспыхнуть — вспыхнет, никакие условности ей не помеха. Вот так и у Табакова вышло: и первый долгий брак, и дети-внуки, никто не удержал, когда настоящая любовь нагрянула.