Борису Гребенщикову – 70! Где и как он живет сейчас, как выглядели три его жены, которых он отбил у собственных друзей

Биография Бориса Гребенщикова

Борис Гребенщиков – нестандартный классик советского, а затем российского рока. Созданный им «Аквариум» – одна из первых культовых рок-групп, а БГ – его бессменный лидер на протяжении десятилетий. «Город золотой» – песня, ставшая культовой, ее слушает и любит уже третье поколение поклонников творчества БГ.

Несмотря на заимствования в западной музыке, Гребенщиков отличается оригинальностью, называя себя «аятоллой русского рока». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени. В июне 2023 года Минюст РФ признал его иностранным агентом.

Детство и семья

Мальчика, родившегося осенью 1953 года в ленинградской семье интеллигентов Бориса и Людмилы Гребенщиковых, назвали в честь отца – Борисом. Корни семьи – саратовские, волна староверов попала в Петербург еще в девятнадцатом веке.

Дедушка Александр был начальником Балтехфлота и в Великую Отечественную войну имел отношение к прокладке Дороги жизни через Ладогу. Его именем даже был назван теплоход во Владивостоке. Бабушка, Екатерина Васильевна, пережив вместе с дочерью блокаду Ленинграда, жила вместе с ними.

У Бориса есть младший на 16 лет брат по отцу, Александр, ныне музыкант рок-групп «КРОМЕ» и «Andrew & Company». В передаче «Ты не поверишь» Александр рассказал, что отец умер, когда ему было 5 лет, и о родстве с лидером «Аквариума», которым заслушивался с детства, он узнал лишь в 18 лет.

По воспоминаниям Бориса Гребенщикова, его бабушка очень трепетно относилась к творческой свободе внука и, несмотря на то, что всегда сопровождала его в прогулках по большому двору (одного Борю не выпускали), передала мальчику свой стиль игры на гитаре.

Боря мечтал иметь свой собственный инструмент, еще будучи дошкольником. И однажды с сияющими глазенками, обутый в онучи и лапти, притащил домой облупленную гитару, которую нашел на помойке. Папа, увидев чумазую мордашку сына, привел инструмент в порядок и покрыл лаком.

Звучание гитара потеряла, но выглядеть стала прилично. На ней маленький Боря стал учиться играть, подбирая классические произведения, к примеру, Мусоргского или Шопена.

Отец с мамой (директор опытного завода Балтийского пароходства и юрисконсульт Дома моделей в Ленинграде) не мешали увлечению сына. Даже достали магнитофон МП-2 и отдали Борису. Счастью ученика престижной школы №421 не было предела.

Помимо записей музыки с «Голоса Америки» он слушал популярного в СССР Раджа Капура, музыку сороковых годов (записи сохранились у родителей).

В субботние вечера подросток закрывался в зале и записывал с зарубежных музыкальных программ рок-н-рольные композиции. Музыка западала ему в сознание очень хорошо, с Биллом Хейли, к примеру, Боря познакомился благодаря фигуристам Олегу Протопопову и Людмиле Белоусовой, которые танцевали под его композицию.

Мальчишка смотрел фигурное катание и одновременно записывал зарубежную музыку на магнитофон. Однажды он даже умудрился записать по телефону примерно десять песен The Beatles.

Несколько раз в доме на Алтайской улице, где жила семья Гребенщиковых, появлялся знаменитый Евгений Клячкин, которого Боря вместе с гостями родителей слушал затаив дыхание. А коллекцию песен Владимира Высоцкого он собирал со второго класса школы и в пятом исполнял со сцены его песню «На нейтральной полосе». Это было первое публичное выступление будущей звезды рока.

Однажды, гуляя летом с бабушкой по Сестрорецку, Боря шел мимо пионерского лагеря ВТО и увидел возле ворот чернокожего паренька, исполняющего на гитаре знаменитую композицию «битлов» Ticket to Ride. Так мальчик понял, что The Beatles можно петь и в СССР.

И решил обязательно попасть в лагерь, чтобы познакомиться ближе с необычным исполнителем. Доступ на территорию он получил благодаря ухищрениям и шантажу: под натиском внука бабушка устроилась туда на работу.

Боря всего за день освоил гитару нового друга, перестроил ее на шестиструнку и спел заветную песню. Так с июля 1968 года началось настоящее, как считает Гребенщиков, его музыкальное образование. Под конец каникул он уже играл и пел пятнадцать зарубежных хитов, о которых в стране мало кто слышал.

На следующий год у Бориса был уже магнитофон «Нота», с которым он приходил в лагерь. Директор делал попытки прогнать «певца загнивающего капитализма», но пионеры устраивали забастовки, им нравился необычный исполнитель их возраста, начинающий проповедовать свободу:

В детском возрасте в своем дворе Боря встретил однажды мальчика из соседней парадной, с которым разговорился, а потом и подружился. Звали мальчика Толя. Отчество у него было необычное для советского времени – Августович. Фамилия – Гуницкий.

Друзья вместе учились в школе, сочиняли пьесу, с которой намеревались прославиться. Но Борю родители перевели в школу №239, поскольку она была физико-математической, а он собирался поступать на факультет прикладной математики. Но связи друзья не теряли, музыка была главным мотивом в их жизни.

«Аквариум» и первое «Искушение»

Будучи студентом Ленинградского университета и обучаясь на весьма престижном факультете, Борис, тем не менее, больше всего хотел «нести рок-музыку в массы». Вместе с Джорджем (прозвище Гуницкого, очень похожего внешне на одного из солистов ливерпульской четверки) они стали репетировать в актовом зале факультета.

Талантливые и одаренные, Борис и Анатолий сами писали стихи, хотя поначалу исполняли композиции на английском, так как их кумирами были Боб Дилан, Игги Поп, Боб Марли, Марк Болан и, конечно, The Beatles.

Но потом друзья решили, что должны петь исключительно на русском языке. Хорошо владеющий английским языком Гребенщиков стал переводить некоторые тексты, писать свои. Через некоторое время их обвинят в постоянном плагиате, на что БГ ответит, что в рок-н-ролле, как в фольклоре, каждый свободен исполнять то, чего душа просит.

И уточнит, что у «Аквариума» не было таких случаев, чтобы, например, прослушав Брайана Ино, решили перепеть. Скорее, наоборот. Сначала что-то напишут, потом уже думают, на что это похоже. Борис уверен, что плагиата в рок-н-роле просто не может быть, и сам он за его безымянность.

Первый самиздатовский диск «Искушение Святого Аквариума» тогда еще немногочисленные поклонники коллектива увидели в 1973 году. Песни называли «концептуальной музыкой», критики сообщали о «первой попытке создания» подобной музыки в СССР. А БГ и Джордж пригласили в группу Михаила Файнштейна-Васильева («Фан») и Андрея Романова («Дюша»).

Ребята, фонтанировавшие творческими идеями, создали театральную труппу с постановками абсурда. Пьесы писали Джордж и Фан, а Боб (раннее прозвище Гребенщикова) и Дюша воплощали на сцене их затеи. Для троицы музыка отошла на некоторое время на второй план, чего Борис не стерпел и остался в «Аквариуме» один.

Угроза отчисления из института его не испугала, но репетировать в здании вуза ему запретили окончательно, после чего несколько лет с новым составом «Аквариум» он числился в подпольщиках. Коллективу был также закрыт путь на звукозаписывающие студии. Репетиции проходили на квартире Всеволода Гаккеля, который перешел в группу из фолк-рок-компании «Акварели».

Записи новых композиций делались подпольно. Так были записаны пластинки «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сестры». Уникальность последней состояла в том, что она была записана на свежем воздухе совместно с Майком Науменко и вышла самиздатом в количестве десяти штук.

Квартирники и фестивали от БГ

Запрещенные цензурой «аквариумисты» не могли выступать перед большой аудиторией, поэтому в семидесятых годах ограничивались акустическим форматом выступлений, каковым на то время был квартирник. В основном звучали песни самиздатовского альбома «Акустика», который разошелся к тому времени по всему СССР.

Пару лет Гребенщиков занимался выпуском журнала о рок-музыке «Рокси», а затем «Аквариум» в 1980 году выехал на свой первый официальный рок-фестиваль «Весенние ритмы» проходивший в Тбилиси. И сразу скандал. Гребенщикова и группу обвинили в пропаганде инцеста.

А все дело было в плохих динамиках, из которых вместо слов «выйти замуж за финна» зрителям послышалось «выйти замуж за сына». К тому же вместо заявленных песен группа исполнила «Героев», «Кусок жизни», «Минус 30».

Жюри покинуло зал сразу же и в полном составе, группе снова было отказано в помещении для репетиций, а Бориса, как только он приехал в Ленинград, исключили из комсомола. Позже он скажет:

В целом же 80-е годы стали для группы знаковыми. Благодаря знакомство с Андреем Тропилло в 1981 году был записан «Синий альбом», первый студийный альбом «Аквариума».

В том же году группа становится членом первого Ленинградского рок-клуба, получает возможность постоянно концертировать и даже приглашается к участию в первом Ленинградском рок-фестивале с жутко серьезным названием «Первый городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда на лучшее исполнение песен антивоенной тематики под девизом „За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!“».

Вскоре группа начала сотрудничать с ярким представителем андеграунда Сергеем Курехиным. Гребенщиков появился с «Двумя трактористами» в телевизионном эфире «Веселых ребят», на «Музыкальном ринге» и в других проектах.

В 1982 году БГ стал продюсером первого альбома Виктора Цоя и группы «Кино». Через несколько лет записал два англоязычных диска: «Radio Silence» и «Radio London». В Америке он увлеченно общался с Дэвидом Боуи, Лу Ридом, Игги Попом.

Перестройка и гласность дали возможность собирать концертные залы и стадионы, выпускать новые, необычные по звучанию и стилю альбомы, писать музыку для кинофильмов. На экраны вышел ставший впоследствии культовым фильм «Асса» Сергея Соловьева и в нем прозвучал «Город золотой» в исполнении БГ, песня, ставшая визитной карточкой Гребенщикова.

Творчество девяностых и последующих годов

В 1990 году Гребенщиков официально объявил о прекращении творческой деятельности «Аквариума» и о создании нового коллектива «БГ-Бэнд». Но через три года «Аквариум» снова вышел на сцену. В 1998 году БГ становится первым рок-музыкантом, которому была вручена государственная премия «Триумф» за достижения в области литературы и искусства.

Новый виток всплеска популярности пришелся на конец девяностых – начало двухтысячных годов, когда были выпущены почти один за другим альбомы «?» и «Сестра Хаос». Жесткие и разноплановые, они отличаются от привычного стиля «Аквариума».

В двухтысячных Гребенщиков – ведущий программы на Радио России под названием «Аэростат». Шри Чинмой, гуру-неоиндуист, нарекает его именем Пурушоттама. При его содействии БГ выступил со своей программой в лондонском Альберт-холле, дал сольный концерт в Организации Объединенных Наций.

В 2013 году с «Аквариумом» происходят метаморфозы – в коллективе появляется флейтист-ирландец Браян Финниган, а название группы звучит как Aquarium International. 2014 год отмечен мюзиклом по композициям БГ под названием «Музыка серебряных спиц».

В течение двух последних десятилетий Гребенщиков проявил себя как писатель и переводчик. В его интерпретации можно увидеть «Бхагаватгиту», буддистские и индуистские трактаты. Одна из недавних его книг – «Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова».

Поговаривают, что БГ ее не писал сам, но мэтр рока, как обычно, находит слова, которые делают смешными все «поговаривания» в его адрес.

Летом 2020 года Гребенщиков выпустил альбом «Знак Огня», куда вошло 13 композиций, включая «Вон Вавилон» и «Баста Раста», которые понравились слушателям больше всего.

Личная жизнь Бориса Гребенщикова

Факт удивительный, но три женщины, которым Гребенщиков предлагал выйти за него замуж, сначала были женами его друзей-приятелей. Каким образом он умудрялся сохранять с экс-мужьями хорошие отношения – загадка.

Наталья Козловская, первая жена Гребенщикова, с которой они поженились в 1976 году, сначала встречалась с Михаилом Файнштейном, Фаном. Свадьбу сыграли пышную, приглашенных гостей было множество.

Отношения разладились быстро, а окончательно сошли на нет после рождения дочери Алисы. Наталья вскоре вышла замуж за психотерапевта Дмитрия Овечкина, который принял ее дочь как родную и много внимания уделял ее образованию.

Когда БГ из-за проблем в своей семье начал ночевать у Севы Гаккеля, он вдруг обратил внимание на его жену Людмилу Шурыгину. Связь вначале была тайной, встречи на крыше по ночам, пока муж Люды мирно спал, страстными. Когда Всеволод узнал про адюльтер, он попросту отошел в сторону, продолжая заниматься музыкой в «Аквариуме».

«Бо» и «Лю», как они себя называли, поженились. Девять лет счастливого супружества закончились разводом, поскольку Людмила узнала, что ее ветреный муж заводил романы направо и налево, даже не смотря на то, что она родила ему сына Глеба.

«Я очень любила мужа тогда, да и сейчас тепло к нему отношусь, но кобель Гребенщиков первосортный. Ни одну бабу более-менее мимо себя не пропустит. Говорят, какая-то даже бородатая была! Короче, все что движется, то и нравится. И это натура.

Может он так идеи для творчества черпает? Не знаю», – делилась мнением о бывшем супруге Шурыгина, которая долгое время находилась в депрессии после расставания, пытаясь заливать тоску алкоголем.

Третья жена Бориса, Ирина Титова (экс-супруга басиста «Аквариума» Александра Титова), предпочитала не замечать интрижек Гребенщикова на стороне. Даже когда одна из предполагаемых пассий БГ, Линда Йонненберг, выпустила скандальную книгу о своих отношениях с Гребенщиковым, это не разрушило семью, в которой родилась дочь Василиса, и рос сын Марк (от брака с Титовым).

Борис называет Ирину «учителем высшего калибра» для себя:

Равновесие, по его собственным словам, он сохраняет, опираясь на «пять точек»: Питер, Москва, Нью-Йорк, Лондон и Париж. Сакральными для него стали также некоторые места в Непале, Индии. Музыканту снова хочется сделать что-то такое, чего от него не ждут.

Борис Гребенщиков сейчас

В последние годы Борис Гребенщиков обосновался в Лондоне. Он продолжает работать как над сольным проектом, так и под эгидой «Аквариума». Так, в 2022 году он выпустил альбом «песни бардов», в котором собрал малоизвестные песни очень известных бардов – Булата Окуджавы, Евгения Клячкина, Александра Городницкого и других.

Одновременно вышел студийный альбом «Аквариума» «Дом Всех Святых». В 2023 году музыкант представил мини-альбом «БОГРУКИНОГ» с участием петербургского хора и мастера шаманского горлового пения.

Между тем, на родине музыкант пополнил список иностранных агентов, каждый неделю пополняемый Минюстом РФ. Причинами стала «концертная деятельность в зарубежных странах с целью оказания финансовой помощи Украине» и критика российской СВО. «Ах, я всегда в списке!

В 70-е годы я был в списке запрещенных людей. В 80-х я был там. Все в порядке», – сыронизировал над решением Минюста Гребенщиков.

В ноябре 2023 года Гребенщиков отпраздновал юбилей – ему исполнилось 70.

Оцените статью
Борису Гребенщикову – 70! Где и как он живет сейчас, как выглядели три его жены, которых он отбил у собственных друзей
«Мы, аккордеонисты – завидные женихи!». Почему Пётр Дранга в 39 лет остаётся холостяком