Борис Грачевский: от токаря до отца «Ералаша», как выглядит его подросший сын, чем закончилась борьба за наследство

Борис Грачевский – главный «папа» знаменитого «Ералаша», прошедший путь от токаря на заводе до создателя самого любимого зрителями детского киножурнала. Советский сценарист и режиссер, заслуженный деятель искусств России.

Обладатель многих кинематографических и государственных наград, в числе которых два «Золотых Остапа», «Золотой овен», премия Правительства РФ, ордена Дружбы и Почета.

Детство, юность, семья

Борис родился весной 1949 года в подмосковных Раменках, в семье Юрия и Ольги Грачевских. Из роддома Юрий Максимович повез молодую жену и наследника прямо в дом отдыха «Полушкино», где работал культмассовиком. Мама Бори, Ольга Лазаревна, заведовала в том же доме отдыха библиотекой.

Оба родителя имели еврейские корни, а дедушка Бориса, Мендель (Максим) Наумович, служил старостой в синагоге, хоть и не имел никакого образования. Кинорежиссер вспоминал, что его дед, не зная ни одной ноты, руководил городским оркестром, а окладистой бородой и шевелюрой напоминал Владимира Вернадского.

Отец брал маленького Борю на концерты, мальчик наблюдал за его работой и восхищался, какой у него веселый, остроумный папа. Юрий Максимович знал множество анекдотов и однажды, когда Боре было пять лет, создал вместе с ним номер. Мальчик был счастлив выходить на сцену и получать свою заслуженную долю аплодисментов отдыхающих.

Грачевский пошел в школу, увлекся спортом, с удовольствием участвовал в дворовых играх, имел второй разряд по лыжам и баскетболу. О детских годах кинорежиссер однажды рассказал:

После восьмого класса родители Грачевского решили, что их сыну нужна профессия, которая будет его кормить по жизни. Боря отправился в механический техникум при заводе имени Сергея Королева в Подлипках.

Получив среднетехническое образование и специальность токаря, стал работать на том же заводе. Вскоре способного рабочего перевели на должность техника-конструктора.

В 1968 году был призван на срочную службу в армии. Там с Борисом произошел несчастный случай, в результате которого в его анамнезе оказалась черепно-мозговая травма и клиническая смерть. Домой он вернулся со второй группой инвалидности.

На завод Грачевский возвращаться не хотел, попросил отца помочь ему устроиться на работу в кино или на телевидение. На киностудию имени Максима Горького как раз требовался грузчик, и Борис стал носить реквизит, разгружать машины.

Засмотревшись на «кухню» кинематографа, Грачевский решил получить театральное образование и поступил на заочное отделение ВГИКа, которое, впрочем, окончил лишь через двадцать с лишним лет – по специальности «Организация производства».

Тем временем его взяли разнорабочим на съемки фильма «Преступление и наказание», где он с жадным любопытством наблюдал за тонкостями всего процесса создания кино. Особенно Грачевскому запомнились съемки сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», где он был администратором.

По его признанию, там ему досталась первая и самая главная его роль в кино: грозящая рука чудища, высовывающаяся из воды. За кадром звучал голос Георгия Милляра с угрожающими интонациями «Должооок!», а в это время Борис лежал у корыта с водой и двигал страшной рукой. Работал он также с Марком Донским и Василием Шукшиным, озвучивал мультфильмы.

Творческий путь

Поворотным в жизни Грачевского стал 1974 год. Он давно вынашивал идею создания детских короткометражных фильмов, но полностью оформиться в проект ей помог писатель и заместитель главного редактора киностудии Александр Хмелик.

К тому моменту ему было поручено наладить производство детского кино. Он вспомнил о Борисе и его таланте организатора и пригласил его на должность директора новой студии.

Было решено создать юмористический киножурнал наподобие «Фитиля», но для детей. Долго думали над его названием, решили было уже назвать «Фитильком», но все точки над i расставила дочка Хмелика, Маша, предложив назвать новое детище «Ералашем».

Уже по первым выпускам стало понятно, что проект будет успешным, каждый выпуск «мальчишки и девчонки, а также их родители» ждали с большим нетерпением. За более чем 45 лет существования «Ералаша» было снято более 1200 сюжетов, ко многим из которых Грачевский написал сценарии и даже снялся в некоторых из них.

Актеры воплотили на экранах целую плеяду детских образов: отличники и двоечники, хулиганы и пай-мальчики, изворотливые хитрецы и благородные рыцари.

Тысячам ребят киножурнал помог осуществить детскую мечту сняться в настоящем кино. Не все из них после становились актерами, но те, кто решил посвятить себя этой профессии, сейчас широко известны зрителям. В их числе Александр Лойе, Велимир Русаков, Александр Головин, Анна Цуканова, Наталья Ионова и много других состоявшихся актеров.

Грачевский наладил работу многочисленного коллектива, реализовал в киножурнале множество идей, в числе которых – съемки в «Ералаше» самых известных и популярных актеров, публичных персон, звезд шоу-бизнеса. Геннадий Хазанов и Максим Галкин, Сергей Гармаш и Филипп Киркоров с удовольствием снимались в выпусках – по доброй традиции абсолютно бесплатно.

Поначалу «Ералаш» снимался в столице и ее окрестностях, но вскоре ареал съемок расширился, появились тематические миниатюры, к примеру, несколько серий были сделаны по заказу ГАИ и в легком юмористическом жанре рассказывали школьникам о важности соблюдения правил дорожного движения.

Грачевский считал, что, несмотря на перемены в обществе и неумолимый прогресс, дети остались такими же, как и когда он снимал первые серии «Ералаша»:

2009 год стал для Грачевского годом съемок первого полнометражного фильма «Крыша», в котором он выступил автором сценария совместно с Ириной Бурденковой и режиссером. В социальной драме о взаимоотношениях взрослых и детей главные роли сыграли Софья Ардова и Маша Белова.

Их партнерами по съемкам стали Валерий Гаркалин, Евдокия Германова, Георгий Мартиросян и другие замечательные актеры. Продюсером, сценаристом и режиссером выступил Борис Юрьевич и в картине «Между нот или Тантрическая симфония».

В 2020 году в программе «Всемирные игры разума» Борис Грачевский вступил в состязание с известным эрудитом Юрием Хашимовым на тему «Дети кино», а вскоре принимал у себя дома Тимура Кизякова с программой «Когда все дома» и показал свою коллекцию фигурок слонов и галстуков.

Личная жизнь Бориса Грачевского

За своей первой женой, Галиной, Борис стал ухаживать во времена, когда работал грузчиком киностудии. Студентка московского Института путей сообщения вскоре ответила ему взаимностью, и в 1970 году они сыграли скромную свадьбу.

Бытовые условия в бараке, где жила молодая семья, были, мягко говоря, неудовлетворительными, поэтому когда Галина Яковлевна забеременела, пара переехала к ее родителям в коммунальную квартиру. Там в 1972 году родился их первенец Максим, сейчас он предприниматель.

Через семь лет, когда Грачевские переехали в собственное жилье, в семье родилась дочка Ксения.

35 лет супруги, как казалось со стороны, жили душа в душу. Громом среди ясного неба стал уход Бориса из семьи. Особенно тяжело перенесла эту новость Ксения, которая прекратила всяческое общение с отцом и даже уволилась из «Ералаша» и открыла свое дело – туристическое агентство.

«Мама терпела все его выходки, а он взял и ушел, а теперь тошно смотреть на его фотографии с молодыми девицами в журналах», – признавалась она журналистам.

Причиной ухода Грачевского из семьи стала актриса Анна Панасенко, с которой Борис расписался, а в 2012 году у них родилась дочь Василиса. Прожив вместе три года, пара рассталась с громким скандалом.

Анна говорила, что муж настроен против ее актерской карьеры, Борис же рассказал, что его избранница с головой погрузилась в ночную жизнь, не обращая внимания ни на него, ни на дочурку. Актриса оставила себе громкую фамилию и весьма солидное состояние, включая квартиру в Москве.

Грачевскому исполнилось 65, когда он встретил 30-летнюю актрису Екатерину Белоцерковскую. Третья свадьба была негромкой, состоялась в 2017 году. Папа «Ералаша» не раз признавался, что счастлив в этом браке, а весной 2020 года жена подтвердила его слова рождением их сына Филиппа.

Четырежды отец сообщил радостную новость на своей странице в социальных сетях и хвастливо заметил, что «мальчика они родили сами», намекая на свою мужскую состоятельность.

В 2018 году худрук «Ералаша» признался, что победил рак кожи.

Последние годы жизни и смерть

Конец 2020 года кинорежиссер и сценарист проводил на «удаленке» вместе со всем коллективом. «Авторы пишут, я читаю, редактирую, посылаю режиссерам», – поделился он в одном из интервью. Грачевский заканчивал работу над двумя документальными фильмами: «Дети глазами кукол» и «Дети пишут Богу» – пронзительной ленте о людских желаниях.

В планах Грачевского были съемки новых выпусков «Ералаша», причем сразу по два сюжета в неделю, несмотря на карантинные условия. Проекты Бориса Юрьевича на Youtube набирали обороты, киножурнал выходил на канале «Карусель». Но, к сожалению, судьба внесла свои коррективы.

В конце декабря 2020 года Бориса Грачевского госпитализировали – он заболел коронавирусом. Врачи оценили его состояние как стабильное, мужчина вышел на связь с прессой: «Я в больнице №52. Новый год проведу здесь, лечусь».

Однако позже состояние ухудшилось настолько, что Грачевского пришлось вводить в медикаментозную кому. 14 января 2021 года Бориса Грачевского не стало. Ему был 71 год.

Грачевского похоронили на Троекуровском кладбище. На церемонию прощания в Дом кино пришли сотни коллег и друзей покойного режиссера, похороны же состоялись для узкого круга самых близких людей.

Позже вдова Грачевского призналась, что в тот момент была в положении. Срок был совсем небольшой. Из-за стресса она потеряла ребёнка.

Память

После смерти Бориса Грачевского его вдова Екатерина вступила в битву за наследство с другом и партнёром Бориса Аркадием Григоряном, совладельцем продюсерского центра «Ералаш» с контрольной долей акций (51%).

Имущественный спор продлился более трёх лет, но в марте 2024 года наконец подошёл к концу. Все имущество Бориса Грачевского, включая права на интеллектуальную собственность, было разделено между дочками от первого и второго браков (Ксенией и Василисой), Екатериной и её сыном и Аркадием Григоряном.

Однако был нюанс: в 2011 году Грачевский занял у своей же компании 10 миллионов рублей на 10 лет под 8,5% в год, но так и не вернул эти деньги. Суд постановил, что наследники – Екатерина Белоцерковская и Ксения Грачевская – должны заплатить компании 15 миллионов рублей.

У Белоцерковской таких денег не было не было денег, поэтому Ксения заплатила за обеих. В обмен на это Екатерина пообещала передать Ксении свою долю в компании «Ералаш» после того, как закончатся все суды.

Екатерина Белоцерковская живёт скромно, официально не работает, пишет книгу о Грачевском.

Оцените статью
Борис Грачевский: от токаря до отца «Ералаша», как выглядит его подросший сын, чем закончилась борьба за наследство
«У меня всего шесть детей! Ещё двоих мне только в интернете приписывают»: заявил актёр. История жизни Сергея Горобченко, его жена и дети