Барбра Стрейзанд: как выглядит главная певица XX века в свои 82, что такое эффект Стрейзанд и почему ее последний альбом посвящен Трампу

Современная массовая культура незаслуженно жестко прошлась по имени певицы и актрисы Барбары Стрейзанд, вспомнить хотя бы серию мультсериала «Южный парк», где суперзвезда 60-х появляется в образе железной Годзиллы.

Мы собрали доказательства того, что Барбара (сценический псевдоним Барбра) Стрейзанд – великая женщина, чей вклад в культуру не заканчивается появлением такого понятия, как «эффект Стрейзанд», и названным в ее честь треком группы Duck Sauce, в 2010 году покорившим мировые танцполы.

В копилке наград Стрейзанд – 2 «Оскара»: за роль в мюзикле «Смешная девочка» и за песню из фильма «Звезда родилась». Еще три раза она была номинирована на главный приз Американской киноакадемии: за роль в фильме «Какими мы были», за фильм «Повелитель приливов» (как режиссер) и за песню из мюзикла «У зеркала два лица».

К 80-м Стрейзанд, по признанию авторитетных критиков, стала самым влиятельным исполнителем Америки, затмив даже Фрэнка Синатру, а также одной из самых богатых певиц в мире.

К началу XXI века общее количество проданных альбомов Стрейзанд достигло четверти миллиарда копий. В дискографии певицы 34 «золотых», 27 «платиновых» и 13 «мультиплатиновых» альбомов.

Sony Records по-прежнему считает заключенный в 1992 году контракт со Стрейзанд коммерчески более выгодным, чем аналогичные договоренности с Майклом Джексоном и Мадонной.

Детство. Из гадкого утенка в суперзвезды

«Я приехала в Голливуд без виниров на зубах, без перекроенного пластическими хирургами носа и без звучного псевдонима. Это делает мне честь», – заявила Стрейзанд в одном из интервью. Но путь Барбары к славе был сложным не только потому, что ее внешность не соответствовала глянцевым стандартам.

Малышка появилась на свет в семье школьного секретаря Дайаны и учителя грамматики Эммануэля. Отец Барбары умер, когда ей едва исполнился год. После его смерти семья оказалась на грани нищеты. Положение поправилось, когда Дайана вновь вышла замуж. Но отношения Барбары с новым возлюбленным мамы, мягко говоря, не сложились – отчим избивал девочку за малейшую провинность.

Накаленная атмосфера в семье сказалась на отношениях Барбары со сверстниками. Одноклассники сторонились эту необщительную, нескладную, угловатую большеносую девочку в мешковатой одежде. Никто не подозревал, что в душе она всегда твердо знала, что станет звездой.

После занятий она пропадала в кинотеатре, завороженно глядя на экран, а дома запиралась в ванной комнате, наряжалась и танцевала перед зеркалом, представляя себя звездой реклaмных роликов. Над ее мечтой о славе смеялся не только отчим, который прямо называл падчерицу уродиной, но и мама, которая ни разу не поддержала дочь в ее начинаниях.

В 12 лет тихоня взбунтовалась против домашнего террора, плюнув родителям в лицо фразу: «Вы еще обо мне узнаете. Я сломаю ваши представления о красоте». Она намазала лицо и волосы зеленкой и отправилась в таком виде в школу.

Учителя отправили ее обратно, и мать, разъярившись, побрила Барбару налысо. Пока волосы не отрасли обратно, девочка каждый день рисовала на голове забавные карикатуры и надписи.

Трудности не сломили юную звездочку со своим представлением о прекрасном, и ее дальнейшая биография – лучшее тому доказательство. Впоследствии ироничная фраза «Привет, красотка!» из мюзикла Смешная девчонка», за который Барбра Стрейзанд получила своей первый «Оскар», стала визитной карточкой актрисы и символом ее победы над обстоятельствами.

Талантлива от природы

Стрейзанд никогда не училась ни пению, ни актерскому искусству. И то, и другое получалось у нее само собой.

Петь она начала в раннем детстве. Первыми слушателями Барбары стали соседи по их многоэтажному дому, уже тогда восхищавшиеся не по годам сильным голосом малышки. Затем маленькая Стрейзанд поразила родителей своих одноклассников на школьном собрании. В тот вечер с каменным лицом сидела только ее мать, уже тогда критиковавшая любое начинание дочери.

Она же жестоко высмеяла Барбару, и когда та поздравила ее с днем рождения песенкой («Страшила с огромным шнобелем, что ты пытаешься тут доказать?»), и когда провалилась на своем первом студийном прослушивании в 9 лет, и когда ее первая демо-запись, записанная после 13-го дня рождения, не нашла отклика у музыкальных агентов.

Тем не менее, к средней школе Барбара приобрела внушительный опыт: она выступала на свадьбах, пела в летнем лагере, а после присоединилась к школьному хору, где завела первого друга – Нила Даймонда, который, наравне с Барбарой и Элтоном Джоном, сегодня считается одним из самых успешных исполнителей в истории.

В 14 лет Барбара побывала на бродвейском мюзикле и заболела театром. С тех пор она начала смотреть на пение как на хобби и тщетно искала малейшую возможность выйти на сцену. Она подрабатывала в театре на летних каникулах… уборщицей, и лишь один раз ей доверили сыграть бессловесную роль лысого японца.

Окончив школу в 16 лет, она съехала из дома и поселилась у друзей – денег не хватало даже на съем комнаты. Но с театральной карьерой никак не складывалось, поэтому она решила вернуться к пению.

По наводке приятеля она приняла участие в конкурсе талантов, которых проходил на сцене известного манхэттенского гей-клуба, и выиграла первый приз – постоянный контракт с заведением и 125 долларов в неделю.

В итоге пение открыло ей дверь на Бродвей. На одном из выступлений Барбару заметил режиссер музыкальной комедии «Я достану тебе это оптом» и предложил ей небольшую комическую роль дурнушки-секретарши. Так состоялся дебют Стрейзанд на большой сцене.

Роль была крошечной, но Барбара сделала ее заметной. Неожиданно для главных звезд мюзикла, она перетянула внимание зрителей на свою героиню и получила номинацию на престижную театральную премию «Тони».

Затем последовало выступление на «Шоу Эдди Салливана» и контракт с Columbia Records (дочерним лейблом Sony Entertainment), под эгидой которого в 1963 году вышел дебютный Альбом Барбары Стрейзанд – «The Barbra Streisand Album», получивший в Штатах статус «платинового». Пластинка была отмечена двумя премиями «Грэмми»: «Лучший женский вокал» и «Альбом года».

За два года Барбара Стрейзанд представила публике еще 5 альбомов, каждый из которых также удостоился статуса «платинового». Ее пластинки надолго прописались на первых строчках национального хит-парада Billboard 200. За последующие годы она стала единственной певицей, чьи альбомы занимали первые строчки в Billboard 200 на протяжении 50-ти лет.

Кинокарьера

Не менее продуктивной была ее карьера в кино. Друг за другом вышли два киномюзикла с Барбарой Стрейзанд в главной роли: «Смешная девочка» и «Хеллоу, Долли!». Первая, во многом автобиографичная лента рассказывала путь становления Фанни Брайс от дурнушки до звезды мирового масштаба. Второй представлял ироничную историю о гениальной свахе Долли Левай.

Прослушивание молодой Стрейзанд на роль «Смешной девчонке» не обошлось без конфуза. Показать нужно было сцену первого поцелуя Фанни и ее экранного возлюбленного, на роль которого уже был утвержден Омар Шариф.

Выйдя на сцену, она споткнулась и уронила занавес, вызвав смех съемочной группы. Режиссер Уильям Уайлер, до этого посмотревший уже несколько сотен претенденток, хотел было попросить ее уйти восвояси, как вдруг Омар Шариф закричал: «Эта идиотка укусила меня!».

Неопытная, действительно никогда не целовавшая мужчину Барбара прокусила ему губу и этим убедила Уайлера взять именно ее.

А уже в 1970 году, в фильме «Филин и кошечка», Барбра исполнила роль искушенной женщины легкого поведения по имени Дорис, которая знакомится с высоконравственным Феликсом. Именно из уст ее героини нецензурное слово «fuck» впервые в истории кинематографа прозвучало с экрана.

За роль в фильме «Звезда родилась» Барбара Стрейзанд получила баснословный по меркам 1979 года гонорар – 15 миллионов долларов. Сюжет повествовал об истории любви опустившегося рок-музыканта Джона и начинающей певицы Эстер, для которой знакомство с угасающим идолом открыло путь к вершинам славы.

В 1983 году зрителям был представлен мюзикл «Йентл» о целеустремленной еврейской девушке из Восточной Европы начала XX века, которая переодевается мужчиной, чтобы получить образование.

Стрейзанд выступила одновременно продюсером, режиссером, сценаристом и исполнительницей ключевой роли. Фильм получил 6 номинаций на «Золотой глобус» (2 победы – «Лучший фильм – комедия или мюзикл» и «Лучший режиссер») и 5 номинаций на «Оскар» (1 победа – «Лучшая песня к фильму»).

Королева дуэтов

Стрейзанд известна не только как певица с близким к оперному меццо-сопрано, внесшая огромный вклад в мировую поп-культуру, но и как наиболее часто поющая дуэтом исполнительница. В 60-е годы она успела спеть вместе с Фрэнком Синатрой («I’ve Got A Crush On You»), королем ритм-энд-блюза Рэем Чарльзом («Cryin’ Time») и звездой мюзиклов Джуди Гарленд («Happy Days Are Here).

На рубеже 70-х и 80-х Стрейзанд сотрудничала с Бари Гиббом из группы Bee Gees («Guilty», «What Kind Of Fool») и звездой диско Донной Саммер («No More Tears (Enough Is Enough)». Популярностью пользовался дуэт с ее давним приятелем Нилом Даймондом («You Don’t Bring Me Flowers») и с сериальным красавчиком Доном Джонсоном («Till I Loved You»).

90-е годы ознаменовались сотрудничеством с Селин Дион («Tell Him»), Брайаном Адамсом («I Finally Found Someone») и Джонни Мэтисом («One Hand, One Heart»).

В 2002 году Барбара предложила восходящей звезде поп-музыки Джошу Гробану вместе записать песню. Результатом их усилий стала композиция «All I Know Of Love».

Об опыте совместной работы певец отзывался так: «Мне было всего 21 год. Когда Барбара предложила мне записать песню, я не поверил. Она не должна была этого делать, но сделала, и это было замечательно. Что касается творчества, в этом плане она перфекционистка.

Она сто раз убедится, что это – лучший вариант, прежде чем принимать его. Она постоянно репетирует, поэтому всегда на высоте».

Преодолеть главный страх

Удивительно, но, несмотря на успешную актерскую карьеру и феноменальный успех ее аудиозаписей, почти тридцать лет Стрейзанд цепенела при одной мысли о том, что ей придется выступать перед публикой вживую.

Боязнь сцены появилась у нее в 1966 году. Во время масштабного тура по США ей, еврейке из Бруклина, прислали письма с угрозами исламистские террористы, пообещавшие застрелить певицу во время выступления. Из-за страха она забыла слова песни прямо во время концерта. Она стояла и молчала, а несколько тысяч посетителей наблюдали ее провал.

Снова выйти на сцену Барбара решилась лишь в сентябре 1993 года, через 27 лет после того рокового выступления. Стоимость билетов на первый концерт певицы после столь долгого перерыва доходила до полутора тысяч долларов, и тем не менее все билеты были распроданы за полчаса после старта продаж.

Издание Time назвало выступление Стрейзанд главным музыкальным событием столетия. Почетный титул подтвердили и пять статуэток «Эмми».

Личная жизнь Барбары Стрейзанд

Успех первого альбома вскружил Барбаре голову, и она, не раздумывая, приняла предложение руки и сердца от тогда еще никому не известного актера Эллиота Гулда. На свадьбе ее мать удивленно пробормотала: «И как такая уродина смогла заполучить такого парня!».

В 1966 году супруги стали родителями. Появившегося на свет 29 декабря мальчика назвали Джейсоном. Когда ему исполнилось 5 лет, Барбара и Эллиот развелись – слишком много внимания Стрейзанд уделяла карьере. После развода она отдала сына в специализированный интернат, забыв о нем на следующие 20 лет.

Сын Барбары Стрейзанд и Эллиота Гулда сам стал актером: в 1989 он дебютировал в ленте «Говорите что-нибудь», а в 1991 снялся в картине матери «Повелитель приливов». Он – открытый гей и женат на мужчине, модели нижнего белья.

В 1973 году разведенная Стрейзанд соблазнила стилиста Джона Питерса, заманив его к себе домой под предлогом работы. Вскоре она объявила его своим личным парикмахером и заставила его переехать к ней домой. Мужчина был женат, и певица по 10 раз на день звонила его жене, сообщая, что ждет от Питерса ребенка, хотя у них не было интимных взаимоотношений.

В конце концов Джон позволил Барбаре подвести себя под венец. Их отношениях продлились 8 лет, пока Барбаре не сделал предложение премьер-министр Канады Пьер Тюрдо, который буквально был одержим певицей.

Однако в последний момент Стрейзанд отказалась официально вступать в брак, заявив, что все мужчины обманщики: «Я могла бы составить целую книгу из обещаний, которые мужчины давали мне в постели».

После этого женщина, что называется, пустилась во все тяжкие, и начала потребительски относиться к мужчинам. В ее постели побывали первостатейные красавцы Голливуда: миллиардер Ричард Баскин, звезда телевидения Питер Дженнингсон, актеры Дон Джонсон, Роберт Редфорд, Джон Войт и Ричард Гир, теннисист Андре Агасси, который, к слову, был младше Барбары на 28 лет.

Вчерашняя дурнушка ликовала, чувствуя свою власть над мужчинами, безропотно исполнявшими любую ее прихоть.

Череду любовных увлечений прервал брак с актером Джеймсом Бролином в 1998 году. Именно с ним она впервые позволила почувствовать себя слабой. «Сегодня мужчина считается джентльменом, если перед поцелуем он вынимает сигарету изо рта», – известная цитата Стрейзанд, по всему видимому, не имеющая никакого отношения к импозантному Бролину.

Наверное, Стрейзанд – единственная звезда Голливуда, никогда не прибегавшая к коррекции внешности. У нее даже не проколоты уши (она носит клипсы). Во-первых, певица ужасно боится боли, во-вторых, принимает себя в своем естественном виде. При этом даже разменяв восьмой десяток, она выглядит сногсшибательно.

Эффект Стрейзанд

Уже упоминавшийся выше термин «эффект Стрейзанд» (повышенный интерес к какой-либо информации, последовавший после попытки ее ограничения) в 2003 году. Барбара Стрейзанд подала иск против фотографа Кеннета Адельмана, который разместил на фотохостинге фотографию ее дома на побережье Калифорнии наряду с 12 тысячами фотографий округи.

До того как пресса узнала об иске Стрейзанд, фотографией заинтересовались 6 человек, двое из них – адвокаты самой Барбары. После того как суд отказал знаменитости в иске, фотографию в короткий срок просмотрели более 420 тысяч интернет-пользователей. Ну а со временем её имя стало нарицательным.

Барбара Стрейзанд сейчас

Сейчас Барбара Стрейзанд почти не снимается в кино. В 2010 году она появилась в черной комедии «Знакомство с Факерами 2», где она исполнила роль матери скандального семейства Роуз Факер. На съемочной площадке ей предстояло играть с Робертом де Ниро, Беном Стиллером и Оуэном Уилсоном.

В 2012 году женщину можно было видеть в комедии «Проклятие моей матери» – о молодом изобретателе, который пытается помочь маме найти старую любовь, пока она пытается выяснить причину неудач сына на личном фронте. Сына ее героини играл комедийный актер Сет Роген.

Что касается музыки, в 2016 году Стрейзанд выпустила пластинку «Encore: Movie Partners Sing Broadway» – сборник ее песен, когда-либо входивших в саундтреки к фильмам.

Сюда вошли дуэты со многими знаменитостями, включая Хью Джекмана («Any Moment Now» из мюзикла «Улыбка»), Алека Болдуина («The Best Thing That Has Ever Happened» из мюзикла «Дорожное шоу»), Крисом Пайном («I’ll Be Seeing You» из мюзикла «Моя прекрасная леди»).

В 2018 году, в разгар президентства Дональда Трампа, Стрейзанд выпустила 36 и последний на данный момент в ее карьере студийный альбом «Walls».

Уже название альбома отсылало к сложившейся в стране политической ситуации, в частности, к стене, которую Трамп пообещал поставить на границе США и Мексики, чтобы пресечь нелегальную миграцию. Критики высказались о новом творчестве Стрейзанд исключительно положительно.

Первым синглом альбома стала песня Don’t Lie to Me («Не лги мне»), в котором певица критикует Трампа. Изначально Барбра предполагала, что это будет лёгкая сатира с парой намёков на президента, но сдержаться не смогла – от любых новостей, связанных с Трампом, она приходила в бешенство.

Когда я узнала, что Трампа избрали президентом, я поначалу рассмеялась. Но сейчас мне уже не до смеха. Когда видишь ту реальность, в которую мы все попали, это очень и очень сильно беспокоит, – вспоминала певица.

В апреле 2022 года Барбара Стрейзанд отметила 80-летие, однако о завершении карьеры великой певицы говорить пока что рано. Она по праву гордится своим сыном Джейсоном, который строит успешную музыкальную карьеру. Барбра занимается благотворительностью и помогает животным.

Оцените статью
Барбра Стрейзанд: как выглядит главная певица XX века в свои 82, что такое эффект Стрейзанд и почему ее последний альбом посвящен Трампу
Ирина Скобцева: «Красота только мешала моей карьере в кино»