Несмотря на имидж созданный сериалом «Моя прекрасная няня» и украинскую по происхождению фамилию, актриса родилась и выросла в России, а характерному украинскому акценту ей пришлось обучаться перед съемками.
Анастасия Заворотнюк появилась на свет 3 апреля 1971 года в Астрахани, в творческой семье. Ее мама, между прочим, Народная артистка России, легенда Астраханского театра Валентина Борисовна Заворотнюк (1943 г.р.). Несчастная женщина в 2018 году похоронила старшего сына, и вот теперь, пережила и дочь.
Отец будущей звезды — известный телевизионный режиссер Юрий Заворотнюк (1945-2014).
Ничего удивительного, что Настя пошла по стопам своей мамы и после окончания школы уехала покорять столицу. Поступила на актерский факультет Школы-студии МХАТ на курс к Авангарду Леонтьеву.
Вместе с Анастасией дипломы в 1993 году получили Максим Дрозд, Инга Ильм, Егор Пазенко, Дарья Фекленко, Сергей Шнырев, Дмитрий Щербина и другие узнаваемые лица из современных сериалов.
Как и многие однокурсники, Анастасия Заворотнюк пришла в Театр-студию под руководством Олега Табакова, но всенародную славу ей принесла не сцена, а кино и телевидение.
Но вернемся в СССР накануне его развала. В 1991 году режиссер Тамара Павлюченко поставила для телевидения картину «Машенька» по одноименному дебютному роману Владимира Набокова, опубликованному в 1926 году.
Это была первая экранизация русского и американского писателя в нашей стране.
В плане декораций и костюмов, все очень бедно, но нужно понимать какое время на дворе. По иронии судьбы съемки «антисоветчика» Набокова проходили в усадьбе музея-заповедника Ленинские Горки, где когда-то доживал свои последние дни Владимир Ильич Ленин.
Роман повествует о группе русских эмигрантов, волей судьбы ставших соседями в дешевом пансионе в Берлине в 1925 году. Пансион этот больше похож на коммуналку, где у каждого своя крохотная комнатка и общая для всех гостиная. Все постояльцы познакомились именно здесь на чужбине, и по-разному ладят друг с другом.
Единственное, что их объединяет, это нелюбовь, порой даже ненависть к «проклятой России», именно так они называют Советский Союз.
Вот, например, пожилой, довольно известный когда-то поэт, после Революции потерявший вдохновение, мечтает перебраться в Париж, чтобы обрести второе дыхание (Юрий Яковлев).
Странноватый математик, безостановочно напевающий оперные партии (Борис Плотников).
Страдающая от одиночества и неразделенной любви девушка, с ужасом ожидающая приближения очередного, двадцать шестого, дня рождения (Янина Лисовская).
Одну комнату занимают два балетных танцовщика, кажется, являющиеся больше чем просто друзья.
И наконец, главный герой, бывший офицер белой армии, еще достаточно молодой человек с необычным именем-отчеством – Лев Глебович Ганин. Его сыграл младший сын Юрия Яковлева от третьего брака – Антон, который в то время заканчивал актерский факультет Школы-студии МХАТ, учился на два курса старше своей партнерши по фильму.
Антон Яковлев сыграет в кино всего несколько ролей и сменит профессию – станет режиссером. Сегодня он художественный руководитель Театра имени Гоголя (в недавнем прошлом Гоголь-Центр).
Персонажи отца и сына в «Машеньке» поведут один презанятный диалог о своих первых любовных опытах и о доступных женщинах, которых юный Лёва Ганин, в бытность прыщавым гимназистом, называл ошибочно «принститутками» (неправильно расслышал) и думал, что это сокращение от волшебных слов «принцесса» и «институтка».
А еще герой Юрия Яковлева, тот самый поэт, разучившийся из-за социальных потрясений писать стихи, произнесет фразу, которую, очевидно, должен был сказать сам Набоков:
— Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России крышка! Там (т.е. в Советском Союзе) ее никто не любит!
Но вернемся к сюжету. Однажды чудак-математик хвалится соседям, что из Советской России отпущена и скоро приедет к нему в Берлин его молодая супруга. Он показывает фотокарточку жены, и Лев Глебыч узнает на пожелтевшем снимке свою первую подростковую любовь – Машеньку.
Главную героиню как раз и сыграла дебютантка Анастасия Заворотнюк.
Она появляется в кадрах воспоминаний главного героя о своей молодости накануне Первой мировой войны. Случайная встреча с прекрасной девушкой, обоюдные чувства, нежные ухаживание и готовность юной романтичной барышни отдаться еще недавно незнакомому молодому человеку.
Почти как у Бунина в «Темных аллеях».
Вот только в хаосе войн и революций влюбленные расстанутся. А спустя 10 с лишним лет они должны встретиться вновь. Она – замужняя дама, неизвестно, что пережившая за это время (муж сбежал за границу еще в 1919-м), он – так и не нашедший своего места в жизни циник.
Какой будет их встреча?
Скажу сразу роман «Машенька» я не читал, а вот фильм в целом мне понравился. Но ровно до странной финальной сцены. Не знаю как у Набокова, может там, мотивы главного героя объяснены, но от просмотра киноверсии остается немой вопрос.
Создать такую интригу и оставить зрителя в недоумении. К чему все это?
Студентка Анастасия Заворотнюк в целом справилась. Ее задача показать милую, наивную барышню, ослепленную внезапно нахлынувшими чувствами. И эта героиня вообще не похожа на тех персонажей, которых повзрослевшая актриса будет играть в XX веке.
Да и внешне, 20-летняя Настя, как мне кажется, не сильно узнаваема. Без подсказки определить на этом и предыдущих кадрах будущую звезду, нереально.
Анастасия Заворотнюк ушла из жизни 30 мая 2024 года. Меньше двух месяцев назад ей исполнилось 53 года.