27 марта Алексею Дмитриевичу Жаркову исполнилось бы 75 лет. Его уже нет в живых, но он увековечил память о себе благодаря харизматичным и запоминающимся персонажам, которых воплотил в кино и театре.
Простота и естественность в подаче образа, незаурядный талант позволяли кинорежиссёрам использовать актёра в любых жанрах – от комедий до политических детективов. Алексей Жарков создал более ста кинематографических образов, среди них наиболее запоминающиеся: «Мой друг Иван Лапшин», «Десять негритят», «Узник замка Иф», «Торпедоносцы» ,«Жизнь Клима Самгина», «Криминальный талант» и другие.
Алексей Жарков родился в Москве 27 марта 1948 года в большой семье. Родители, дедушка с бабушкой и еще трое детей ютились в одной комнате коммунальной квартиры на окраине Москвы. Мать — бухгалтер, отец — плотник, но родители старались, чтобы дети развивались всесторонне.
В доме была гитара, дети много рисовали и читали. «Маленьким я очень любил цирк: с замиранием сердца смотрел на гимнастов, но клоуны производили самое грандиозное впечатление. Дома перед зеркалом я строил рожи, фантазировал, мазался помадой — рисовал себе большой рот», — делился позже в интервью Алексей Дмитриевич.
Когда отец заметил, что Леша вырезал из фанеры аккордеон и нарисовал на нем клавиши, то сумел найти средства и купить сыну настоящий инструмент. Старший брат Алексея привёл его во Дворец пионеров и тот записался в кружок художественного слова.
У будущего актера довольно скоро стало получаться выразительно декламировать стихи и его стали приглашать выступать на школьных праздниках и на мероприятиях. В 1960-м году Алексей выступал в Колонном зале Дома союзов — читал отрывок из поэмы «Василий Тёркин» под аккомпанемент собственного аккордеона.
Тогда-то на юного артиста обратил внимание кинематографист Марк Донской и через год пригласил подростка в картину «Здравствуйте, дети!» на роль пионера Пети, подружившегося с японской девочкой из Хиросимы.
После того, как фильм вышел на экраны, Ролан Быков пригласил Алексея в фильм «Пропало лето». И хотя сцены с его участием потом почему-то вырезали, Алексей приобрел актерский опыт и окончательно определился с выбором профессии. После окончания школы он поступил в Школу-студию МХАТ. От природы спортивный Алексей во время учёбы еще и увлёкся теннисом и даже выступал на первенстве Москвы.
После окончания студии Жарков, имея лучшие рекомендации, был принят в труппу Театра им. М. Н. Ермоловой, в котором проработал тридцать лет с двенадцатилетним перерывом на работу во МХАТе имени А. П. Чехова (1988 – 2000 год).
Несмотря на успешную карьеру в театре, Жарков мечтал сниматься в кино. Однажды, находясь на гастролях в Ленинграде, он оставил свою анкету и фотографию в базе данных «Ленфильма». Со студии ему позвони спустя два года. Кира Муратова готовилась к съёмкам своего фильма «Познавая белый свет» (1978 год) и на роль водителя Николая ей нужен был актёр с заурядной внешностью, этакий парень из нашего двора.
Алексей Жарков не только подошёл на эту роль чисто внешне, но ещё и азартно её сыграл. В финальном эпизоде, когда Николай разбивает вдребезги зеркало, в котором отражаются его возлюбленная — Нина Русланова и её избранник -Сергей Попов, Алексей был очень убедителен. Удачно сыгранная роль обеспечила актеру успех и целый ряд предложений от разных кинорежиссёров.
Жарков стал сниматься в четырёх — пяти картинах в год. Несомненно лучшими работами актера считаются персонажи из фильмов: «Торпедоносцы» (1983 год), за исполнение роли Федора Черепца актер получил Серебряную медаль имени А.П. Довженко; «Мой друг Иван Лапшин» (1984 год) — Окошкин, «Десять негритят» (1987 год) — Уильям Генри Блор, «Криминальный талант» (1988 год) — Сергей Рябинин.
Другой яркой работой актера стала комедийная мелодрама «Дама с попугаем» (1988), где актер сыграл главную роль — авиатехника Зверева. Этот фильм в 2014-м году журнал «Сноб» поставил на первое место в списке лучших курортных фильмов из СССР.
Но актёр великолепно играл и роли второго плана в фильмах и сериалах: «Прохиндиада, или Бег на месте»;«Граф Монте-Кристо» «Узник замка Иф», (1989 год); «Затерянный в Сибири», «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», «Штрафбат» и другие. Последней работой Алексея Дмитриевича была роль старого врача в экранизации по А. Чехову «Палата №6» (2009 год) режиссера Карена Шахназарова.
Всего в фильмографии Алексея Жаркова 130 картин, и при этом всегда его персонажи запоминающиеся. Сам актёр говорил, что «у него нет любимой роли, н в равной степени во все вложил свою душу«, и «Я не стесняюсь говорить о своем участие в фильмах, где появился в небольшом эпизоде«.
Режиссер Владимир Златоустовский, с которым актер дружил, так о нем отзывался: «Жарков — небанальная и своеобразная творческая личность, тонко чувствующий актер, экранные персонажи которого всегда самобытны и неповторимы». В реальной жизни актер любил ходить, как «простой рубаха-парень», в своей неизменной кепке, которая делала его поистине героем из народа.
Личная жизнь
Его будущая жена — бортпроводница Любовь, посмотрела спектакль, где Алексей, еще только начинающий актер, играл не слишком значительную роль, но после окончания представления ей захотелось подарить цветы именно ему. Она пошла за кулисы засвидетельствовать свое восхищение его игрой. Актер по-джентельменски проводил девушку до дома и влюбился.
Они встречались всего месяц и поженились. День свадьбы совпал со спектаклем «Ваше мнение, доктор», и сразу после бракосочетания «Жаркову пришлось ехать в театр вместе с женой в белом платье и всеми свадебными гостями.
Ему разрешили не переодеваться в сценический костюм абитуриента и выйти на сцену в смокинге и с бабочкой. Таких оваций, какими его тогда встретил зал, он больше в жизни никогда не получал».
Они прожили вместе более сорока лет, до самой смерти актера. У пары родилось двое детей, сын Максим выбрал профессию следователя, дочь Анастасия стала актрисой, занимается в основном дубляжом зарубежных картин.
На долю Любови Жарковой выпала нелегкая доля. Актер любил выпить, бывали случаи, когда Алексей находился на съемочной площадке «подшофе», утверждали коллеги. Но еще он постоянно курил крепкие сигареты. Самому Алексею Дмитриевичу казалось, что от двух-трех сигарет в час ничего с ним не случится. Супруга, как могла, пыталась удерживать мужа от вредных привычек.
Позже у актера начали болеть легкие. «Да, во мне есть все мужские пороки«, — признавался актер. А еще он очень много работал, буквально на износ.
Все это вместе не могло не сказаться на здоровье актера. В 2012 году у Жаркова случился тяжелый инсульт, он был частично парализован. Как рассказывал старший брат актера: «…семья сильно переживала за Лешу, которому приходилось снова учиться разговаривать, ходить, даже держать ложку...».
Жаркова перевезли за город, где у семьи была дача в виде двухэтажного кирпичного дома. Жена каждую минуту находилась рядом с супругом. Благодаря лечению, ее поддержке и свежему воздуху артист, казалось, пошел на поправку. Он восстанавливал речь и движение, мечтал вернуться к любимой работе, однако режиссеры вычеркнули больного Жаркова из своих списков, он их больше не интересовал.
«Знаю, что предлагали организовать сбор средств на его лечение. Но семья отказалась, мол, сами справятся. Возможно, если бы у него была работа, то и был бы стимул жить, – рассказывал позже в интервью актер Алексей Булдаков.
После четырех лет забвения, когда он перестал сниматься в фильмах и выходить на театральную сцену, об актере ходили слухи, что он спился, ведет отшельнический образ жизни, нищенствует.
Алексей Дмитриевич сильно обижался, говоря: «Зритель ценит только тех актеров, которых видит. А забвение для нашего брата хуже Господнего наказания«. Супруга Жаркова говорила, что новые роли в спектаклях и фильмах могли бы отложить его уход из жизни.
В 2016 году ранней весной Алексей Дмитриевич перенес второй инсульт, у него нарушились когнитивные функции. 5 июня на 69-мгоду жизни он скончался. Сообщения о смерти Алексея Жаркова в прессе появились 6 июня, а в полдень следующего дня его похоронили в Наро-Фоминске.
Ранее у актера о месте своего последнего упокоения были другие планы: «Звание получил, меня похоронят на Новодевичьем или Ваганьковском кладбище, как Народного. Сколько времени и сил я отдал этой профессии…«. Но накануне ухода из жизни артист попросил, чтобы его могила находилась недалеко от дачи на которой он прожил последние четыре года своей жизни. И семья выполнила его просьбу.