Мало кто на вопрос «Помните ли вы актера Алексея Консовского?» сможет ответить утвердительно. А вот Принца из старой советской сказки «Золушка» вспомнит любой, кто смотрел этот фильм.
Многие считают, что Алексей Анатольевич стал заложником одной роли. Между тем его вклад в актерское искусство совсем не мал. В свое время он был очень известен и любим театралами и кинозрителями.
28 января 1912 года в семье московского юриста и домохозяйки родился второй сын Алексей. Первый — Дмитрий, был на 5 лет старше, и это он оказал влияние на судьбу своего брата. Удивительно, что у родителей, далеких от театрального искусства, оба мальчика стали довольно успешными артистами.
Алеша продолжал учиться в гимназии, когда старший брат, потрясенный новым спектаклем В.Э.Мейерхольда, поступил в Вахтанговский театр и стал получать ведущие роли.
В 1930 году младший Консовский стал учеником студии экспериментального государственного театра Мейерхольда и в 1933 году окончил его отличником.
Оба брата блистали на сцене, а Дмитрий активно снимался еще и в кино. Благодаря фактурной внешности был востребован у советских режиссеров и получал роли активных комсомольцев, борцов за светлое будущее.
В те годы кинематограф только-только начал «обретать голос» и стремительно развиваться. Возможно, имя Дмитрия Консовского могло бы встать в один ряд с Николаем Черкасовым, Борисом Чирковым, Николаем Крючковым, но случилась страшная беда.
Неосторожное высказывание на одной дружеской вечеринке обернулось кошмаром для семьи Консовских. В декабре 1934 года Дмитрия по доносу коллеги арестовали в Одессе прямо на съемках фильма «Строгий юноша» и сослали на 5 лет в лагерь в республику Коми.
Там по другому доносу он получил второй приговор – расстрел. До исполнения Дмитрий не дожил две недели, умер от сердечной недостаточности. Родные ничего не знали о его судьбе до 1955 года.
Удивительно, что в те времена арест брата никак не отразился на карьере Алексея, но на всю жизнь оставил на нем печать грусти и замкнутости. Тяжело переживая за судьбу родного человека, он все же не оставил работу в театре Мейерхольда.
Жизнь продолжалась. Консовский развивал свой актерский талант в разных сферах. Начал озвучивать анимационные фильмы и дублировать зарубежные. В 1936 году получил первую роль в художественном фильме «Отец и сын». А в 38-м ему доверили главную роль в картине «Болотные солдаты».
При этом артист не оставил работу в Московском академическом театре драмы, куда перешел работать после Мейерхольда. И которому отдал 33 года своей жизни.
Карьера артиста шла в гору. В театре Алексею доставались главные роли. В кино он сыграл Гоголя, а в 1943г. в фильме «Лермонтов» великолепно исполнил роль великого поэта. Однако фильм не дождался одобрительных оценок критиков и до массового зрителя не дошел. С формулировкой «Жалко Лермонтова» его отложили на полку.
После войны было решено снимать сказку «Золушка». Вопрос о главном герое решился быстро. Миловидный и моложавый 34-летний Консовский со своим бархатным голосом как нельзя более кстати подходил на роль доброго и по-детски наивного принца.
В фильме участвовала целая плеяда самых известных и любимых актеров того времени: Фаина Раневская, Эраст Гарин, Василий Меркурьев, Янина Жеймо, Сергей Филиппов. «Золушка» мгновенно стала любимейшей сказкой всех советских зрителей.
К слову, Консовский и Жеймо после съемок остались большими друзьями. Когда Янина переживала предательство мужа, Алексей всячески старался поддерживать подругу.
Несмотря на оглушительную популярность, для Консовского роль Принца стала неким стопором в кинокарьере. Режиссеры упорно не замечали в нем других героев. Значимых киноролей после этого у него не было долго. И только в 1964г. артист получил главную роль Волшебника в сказке «Обыкновенное чудо».
Алексей Анатольевич не унывал и не страдал от нереализованности. Он нашел себя в качестве чтеца и декламатора, с удовольствием озвучивал детские мультфильмы и дублировал зарубежные киноленты. Снимался в кино вплоть до 1990 года. Роли были небольшие, но ему хватало и этого.
В тандеме с Марией Бабановой они создали аудиоспектакль «Маленький принц»». Эта запись считается единственным настоящим образцом звукового слова. Работу до сих пор демонстрируют в театральных вузах студентам как наглядное пособие высшего искусства.
Личную жизнь актера нельзя назвать бурной, но и безоблачной она не была. Еще до войны он женился на актрисе Вере Алтайской, которую полюбил с первого взгляда. В 1941г. у них родилась дочь Светлана.
Несмотря на известность и любовь зрителей, Алтайская всегда считала себя недооцененной. Видимо, ее персонажи (Асырк из «Королевства кривых зеркал», Тетушка-непогодушка из «Марьи-искустницы», Мачеха из «Морозко») наложили отпечаток на характер актрисы. Вера начала выпивать. И после десяти лет совместной жизни семья распалась.
О втором браке Консовского почти ничего не известно. Антонина Елисеева, вторая супруга, служила в центральном Театре юного зрителя. Прожили вместе они не долго. Особых воспоминаний об этой странице жизни Алексей Анатольевич не оставил.
Третьей и самой счастливой любовью артиста стала его давняя знакомая – Марина Колумбова. Они познакомились, когда ей еще было только десять лет, а ему двадцать. Отец девушки был директором Дома отдыха Малого театра, куда частенько наведывался Алексей.
Марина, с детства привыкшая к актерской среде, и сама стала актрисой. В юном возрасте вышла замуж, родила сына, но брак не был счастливым.
Дороги Алексея и Марины часто пересекались, но говорить о любви между ними не приходилось. Они стали общаться в 1960 году после одной случайной встречи. Консовский все чаще забегал в гости к подруге и через какое-то время стало понятно: они нужны друг другу.
На момент создания семьи Алексею было уже 58. Но это была счастливая семья, построенная на понимании и уважении. То, чего артист искал всю жизнь. Судьба уготовила им прожить вместе всего 20 лет.
В конце 80-х актер все чаще стал плохо себя чувствовать. Сын Марины от первого брака Владимир относился к отчиму с уважением. И это он первым обратил внимание на его состояние.
Врачи долгое время не находили ничего странного, отговаривались возрастом и напряженной работой. А летом 1991 года Алексей Анатольевич тихо скончался.
Народный артист оставил после себя большое творческое наследие. Его герои были добрыми, милыми, слегка чудаковатыми. Он и сам был таким же, неся в мир свет и теплоту своей души.