«— А кто звонит? — Люда, жена Коли. — Ну, у Коли может быть много жен». Почему мать Николая Караченцова не любила невестку

— Люда, чья музыка сейчас звучит по радио? — свекровь выжидающе посмотрела на невестку.

— Шопен! — назвала Людмила первого пришедшего на ум композитора.

— Бетховен! Знать надо! — отчеканила недовольная Янина Евгеньевна.

— Мам, я же не с Бетховеном буду спать в постели, а с Людочкой, с моей девонькой любимой. Она у меня все будет знать, не волнуйся, — Коля тут же пришел на помощь девушке.

Неужели Караченцов так и отвечал матери? Но именно такой диалог пересказывала Людмила Поргина, вспоминая свою свекровь, которая к невестке относилась более, чем прохладно.

«Был бы девушкой — отдала бы в хореографическое. А так — нет!»

Николая Караченцова в основном воспитывала мать, Янина Брунак. Отец, Петр Караченцов, заслуженный художник РСФСР, много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком. Родители расстались, когда Николай был маленьким, и маму актер всю жизнь считал самым близким человеком.

— Родители как-то очень интеллигентно развелись. Без выяснений отношений. Папа к нам приходил, мама легко меня отпускала к нему, — писал Николай в своих мемуарах.

Брунак была известным балетмейстером, ставила спектакли в лучших театрах Советского Союза, организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии и Великобритании. В детстве Караченцов серьёзно занимался плаванием и к 13 годам стал чемпионом центральной спортшколы СССР по прыжкам в воду. Он оставил занятия плаванием, когда вместе с мамой уехал на два года в Улан-Батор.

Караченцов очень хотел стать танцовщиком, окончив хореографическое училище, но мать резко возражала против этого.

— Мама, но ведь танцовщик — это самое лучшее, чем должен заниматься мужчина! — спорил с ней сын.

— Был бы девушкой — отдала бы в хореографическое. А так — нет! Что будет, если ты не попадешь на сцену Большого театра? Если не станешь солистом? Если травма ноги? И в сорок лет ты будешь пенсионером?! — ответила мама.

И Николай увлекся театром, с упоением играя в постановках студии самодеятельности для школьников при Центральном детском театре, там же он прослушал курс лекций от известных режиссеров и актеров.

— В студии детского театра поставили спектакль «Плутни Скопена», где я играл Скопена. А в студии Дома кино — спектакль «Два цвета». Такой же спектакль шел в «Современнике», я изображал бандита по кличке Глухарь. Ту же роль в «Современнике» играл Евгений Евстигнеев, чем я очень гордился, — писал Караченцов в своей книге «Корабль плывет».

А вот против профессии актера Янина не возражала, и Николай окончил Школу-студию МХАТ. Матери он был безумно благодарен за знания об искусстве, за любовь к танцу и унаследованную пластичность.

«Несмотря на ее статус, Караченцов сразу влюбился в Савелову»

Так как Караченцов получил красный диплом, перед ним были открыты двери лучших театров. Он принял приглашение «Ленкома».

Ну а дальше — успешная карьера в театре, признание в кино, огромная востребованность и любовь зрителей. Но как складывалась у известного актера личная жизнь?

Еще во время учебы в Школе-студии МХАТ он влюбился… в невесту приятеля-чеха, учившегося в Москве! Девушка своего жениха бросила, и молодые люди встречались около года. Наконец, Николай повел ее знакомиться с мамой, но Янина настолько холодно и резко с ней общалась, что та убежала в слезах, и с Колей отношения порвала.

Она, как и ее предыдущий жених, приехала из Чехословакии, и мать сочла связь с иностранкой неприемлемой для успешного будущего своего единственного сына.

В «Ленкоме» Караченцов буквально потерял голову от Светланы Савеловой, пришедшей в театр на два года раньше. Она уже сыграла в фильмах «Прощайте, голуби», «Зелёный огонёк», «Последний жулик», «День солнца и дождя», а через год блеснет в картинах «По Руси» и «Семь стариков и одна девушка».

— Мы с Колей были почти как братья. Неразлучные. 60 лет вместе. Я был свидетелем его отношений со Светой, — рассказывал актер Борис Чунаев. — Она пришла в «Ленком» уже звездой. Ее назначали на главные роли. А Коля был начинающим и никому неизвестным. Вот Света и давала ему советы, правда, в основном относительно кино.

Коля, Света и я не только вместе гастролировали, но ездили вместе отдыхать,  продолжал Чунаев.  На выезде с труппой Савелову, в отличие от нас, всегда селили в номера люкс. Театр сразу дал ей квартиру на улице Горького. Но, несмотря на ее статус, Караченцов тут же влюбился в Савелову. И она, на мой взгляд, любила его по-настоящему. Николай так и остался ее главным мужчиной.

Поргина утверждала, что в разрыве Караченцова и Савеловой виновата Брунак.

— Янина Евгеньевна была категорически против его женитьбы на Свете. Он их познакомил, привел Савелову в родительский дом, но мама холодно встретила невесту Коли и отрезала: «Она тебе не пара!», — объясняла причину расставания Людмила.

Но Борис Чунаев, как и другие актеры «Ленкома», были уверены, что Поргина отбила Николая у Светланы.

— Люда выбрала Колю и добилась его любви. Такая женщина свернет горы, чтобы получить свое. А Света была не такой, — вздыхал актер. — В ней не чувствовалось напора. Видел, как сильно она переживает разрыв с Колей…

— Ну у Коли и кроме Савеловой было много романов, — пожимала плечами Людмила. — Он заводной, на всех тусовках был первым парнем на селе: гитара, песни Окуджавы и танцы до утра. Но меня это не пугало — я умирала от любви к Коле и готова была бежать за ним хоть на край света.

Выбрала путь служения мужу и его таланту

25-летняя актриса Поргина только-только пришла в «Ленком» и вводилась в свой первый спектакль «Музыка на одиннадцатом этаже». Труппа была на гастролях в Ленинграде, шла репетиция, Людмила сидела в зале. На сцену, как вспоминала потом актриса, ввалилось что-то лохматое и зубастое, а ее обдало жаркой волной.

— Если не он будет моим мужем —  умру! — подумала Людмила.

Поргина была второй раз замужем, но брак свой считала неудачным. Актеры, как и всегда на гастролях, собирались у кого-нибудь на посиделки, приударяли за актрисами…

— Сидел Александр Збруев, Олег Янковский — они ухаживали за мной, — вспоминала Поргина. — И тут вошел Коля. Посидели, выпили. Все уходят. Я говорю: «А ты останься, ты должен знать, что я тебя безумно люблю!» И он остался. Так и начался наш роман.

Людмила развелась с мужем через полгода тайного романа с Караченцовым, получив от супруга фингал напоследок в результате бурного объяснения. Но жениться на ней Николай не спешил.

Они встречались около двух лет в холостяцкой комнате актера в коммуналке, пока актриса не надумала подтолкнуть любовника к решительному шагу. Караченцов уехал на гастроли в Соединенные Штаты, а Поргина завела поклонника-иностранца.

Вернувшемуся с гастролей Николаю она рассказала, что этот иностранный ухажер страстно в нее влюблен и зовет замуж. Намекнула, что он не один такой, есть и другие претенденты, а ей надо устраивать свою жизнь.

— Может, согласиться? — как бы задумалась Людмила, искоса поглядывая на встревожившегося Колю.

— Девонька моя, перед репетицией нам надо бы успеть в ЗАГС! — ответил актер, и в 1975 году они поженились.

Брунак невестку невзлюбила. Она считала, что у «вертихвостки», менявшей мужей, ничего хорошего и с ее сыном не получится.

— Она могла просто так обидеть. Я ей позвоню: «Поздравляю вас, Янина Евгеньевна, с 8 Марта! Такой чудный день, я сейчас вам занесу подарки». Она говорит: «А кто звонит?» — «Люда, жена Коли»«Ну, у Коли может быть много жен». У меня сразу рука немеет, я иду по Тверской и плачу: я так старалась, купила цветы, подарок приготовила, упаковала, — вздыхала Поргина.

Укоряла она ее и необразованностью, поверхностными знаниями, как с Бетховеном, но… была бы глубокая неприязнь, а повод найдется!

С годами сердце матери немного смягчилось, хотя невестку она недолюбливала до конца дней своих. В 1978 году Людмила родила сына Андрея, занималась семьей, практически не уделяя внимания собственной карьере. У Николая пошел резкий взлет что в театре, что в кинематографе, и Поргина, как она сама говорила, выбрала путь служения мужу и его таланту.

Ну а Караченцову такая сильная целеустремленная женщина как Людмила, очень подходила, так как была похожа волевыми чертами характера на обожаемую им мать. Конечно, в жизни Караченцова случались романы, о которых говорила вся Москва, обсуждая известных женщин. Но сам актер никогда не откровенничал.

«Я, конечно, знала, что у Кабо к Коле чувство»

А как расспрашивали журналисты Ольгу Кабо о предполагаемом романе с Николаем! Но она всегда отвечала, что восхищалась им за его талант и человеческие качества и только.

— Мы были очень дружны. В нескольких фильмах мы снимались вместе, у Аллы Суриковой в том числе. Этот человек стоял у истоков моего становления как актрисы. Он был очень мудр, талантлив, его обожали все на съемочной площадке. Очень благодарна, что такой человек был в моей жизни. Могу считать его близким другом. Невозможно было не влюбиться в него, — вспоминала Кабо.

А вот Людмила Поргина, после смерти знаменитого мужа не раз появлявшаяся в ТВ-шоу, говорила, что знала о романе.

— Я, конечно, знала, что у Кабо к Коле чувство. Но сам он ответную любовь отрицал. Я тогда сказала ему: «Не держись за меня, если по-настоящему полюбишь — уходи… Но он остался в семье», — утверждала Людмила.

Известно, что у Караченцова были многолетние отношения с балериной Еленой Дмитриевой из Петербурга. По ее словам, актер собирался уйти от Поргиной, но так и не решился, ну а потом произошла страшная авария.

«А вы маму мою не видели?»

Последние годы актер был очень плох после ДТП в феврале 2005 года и месяца в коме. Мчался по гололеду к жене, сообщившей о смерти своей матери, тещи актера, и врезался в столб. О продолжении полноценной творческой деятельности не могло идти и речи.

Николай очень тяжело восстанавливался, он практически не мог говорить и едва ходил. Актеру продолжали выплачивать зарплату вплоть до его ухода из жизни. Многие осуждали Поргину за то, что она выводит тяжелобольного супруга в свет, а также появляется с ним на ток-шоу. Но она считала, что Николаю нужно общение и внимание.

Тяжело было смотреть на любимца публики в таком состоянии, и мы не будем демонстрировать его фотографии в полу-беспомощном состоянии. Сам он не сдавался: учился ходить, говорить, радовался внукам.

Старший внук Петр, родившийся в 2002-м, назван в честь отца Николая. Средняя Янина, появившаяся на свет в роковой для Караченцова 2005 год, — в честь матери актера. Увидел он и младшую внучку Олю, родившуюся в 2015 году.

После долгих лет реабилитации — в 2017 году — Караченцов снова попал в аварию (за рулем была его жена, которую лишили потом на полтора года водительских прав за алкоголь в крови). Вскоре семью потрясло тяжелое известие: у актера обнаружили неоперабельный рак легких.

— Я к нему приезжала домой, меня встречала Людмила Поргина, мы вместе плакали на кухне, — делилась Ольга Кабо. — Мы общались с ним практически до его последнего дня. Как-то мне позвонил сын и сказал, что я могу попрощаться с Николаем Петровичем. Я приехала к нему в больницу, он уже не вставал. Долго не могла прийти в себя от этой встречи.

26 октября 2018 года актер ушел из жизни. Уже на следующий день после его смерти Людмила Поргина пришла на шоу «Эксклюзив». Это был 74-й день рождения Караченцова, до которого он чуть-чуть не дожил. Неужели это было так необходимо? Шоу, интервью с родными, когда тело усопшего еще не погребено?

Его невестка Ирина говорила, что в последние дни перед смертью актер все время спрашивал: «А вы маму мою не видели?», говорил, что она приходила за ним. Янина Евгеньевна скончалась в 1991 году в 78 лет, и до того злополучного ДТП в 2005 году Николай Караченцов часто навещал ее могилу и разговаривал с ней о чем-то тихонько, делясь всем происходящим в его жизни. Наконец она забрала сына к себе…

Оцените статью
«— А кто звонит? — Люда, жена Коли. — Ну, у Коли может быть много жен». Почему мать Николая Караченцова не любила невестку
Как смерть известной балерины заставила Алексея Учителя снимать кино, почему режиссер отказал Пугачевой и жил на две семьи