«Разбилось зеркало на сцене, я сказала: «Это не стало нашего папы!» Александр Соловьев: ранний уход и поиски себя

Саша с самого утра не знал, куда себя деть. Не хотелось совсем ничего – ни есть, ни пить, ни, тем более, спать. Хотелось только, чтобы поскорее закончилось это муторное лечение в клинике.

«Не знаешь, что делать – иди к морю. Оно лечит», – вспомнил слова доктора Александр.

Он быстро оделся и отправился к берегу.

…А по берегу ходила она – женщина небывалой красоты, такой, что Саша даже подумал: «Опять стали приходить видения»

Александра Соловьёва многие запомнили по его знаменитой роли конокрада в фильме «Зелёный фургон». На самом деле ролей у Александра было гораздо больше, хотя вся его жизнь и карьера оказались чередой фатальных ошибок, промахов, взлётов и падений.

Судьба этого яркого и безмерно талантливого актёра во многом зависела от востребованности на сцене театра и в кино. Соловьёв всю жизнь боролся с «демонами» внутри себя, но так и не смог их одолеть…

Непосредственный Саша

Александр Соловьёв родился в дагестанском посёлке Сулак, где его родители, «попавшие под каток» сталинских послевоенных репрессий, занимались преподавательской деятельностью.

Жизнь заставляла супругов Соловьевых часто перемещаться по стране, поэтому вскоре после рождения сына они оказались в Норильске. Этот город стал первым «приютом» будущего актёра, и именно там – в обычной школе далёкого северного города и сформировался характер Саши.

Он рос добрым и отзывчивым мальчиком, но главными чертами красавчика из «Зелёного фургона» стали его потрясающая детская непосредственность, оставшаяся с ним на всю жизнь и умение доставлять людям радость.

Саша сразу же понял, что смех – это очень сильное оружие, которое при этом не является опасным, а скорее несёт людям радость и избавление от насущных бед и забот.

Он мечтал стать артистом цирка, а лучше – клоуном, поэтому с детства стал тренировать в себе способность смешить людей. Мальчик даже специально для этого записался в школьный драмкружок. Вообще хотел в цирковой, но такого не нашлось.

Саша рос и видел жизнь такой, какая она есть. Серьёзным стало его отношение к окружающей действительности, и менять мир вокруг Александр собирался просто – он решил стать актёром. После окончания школы отправился в Москву и подал документы сразу в два вуза – в знаменитую «Щуку» и ГИТИС.

В итоге поступил Соловьёв в ГИТИС, причём сделал это на удивление легко. Именно та самая непосредственность Саши и обезоружила членов приёмной комиссии. Рубаха-парень явился на экзамен в ботинках на босу ногу и, не обращая внимания на удивлённые и настороженные взгляды экзаменаторов, принялся читать подготовленный текст.

Если внешний вид абитуриента Соловьёва вызывали какие-то вопросы, то сомнений в его природном артистизме не было ни у кого, а Саша к тому же ещё и приглянулся знаменитому театральному режиссёру Андрею Гончарову, который «видел актёра и человека» за версту.

Любимчики мэтра

Гончаров создал на курсе троицу любимчиков, в которую помимо Александра Соловьёва входили Игорь Костолевский и Александр Фатюшин. Молодые люди блистали талантом и вечным оптимизмом, что режиссёр также очень ценил в людях.

Соловьёв жил на полную катушку, этим он всегда и отличался от остальных: для него не существовало полумер, и каждому делу он отдавался полностью. Он с легкостью мог организовать всех на спонтанную поездку в Ленинград, чтобы сходить в Эрмитаж, если возникало желание шумно погулять – гулял на полную.

Так случилось и с его первой любовью, которой стала новоявленная студентка ГИТИСа – Людмила Радченко. Соловьёв к тому моменту уже учился на третьем курсе и даже снялся в паре фильмов, правда, в роли актёра массовки. Александр влюбился моментально и сразу же бросил все силы на штурм крепости.

На будущую семейную пару однокашники Соловьёва смотрели не без зависти – их любовь словно заразилась непосредственностью Александра и буквально светилась счастьем. Семья обещала быть крепкой, тем более что скоро у молодожёнов появился сын, которого назвали Сашей, в честь отца.

Окончание ГИТИСа привело всю неразлучную троицу Соловьёв – Костолевский – Фатюшин в стены Театра им. Маяковского, где режиссером служил Гончаров. Вопреки ожиданиям у Александра сразу же начались проблемы с получением ролей.

Да и где тут получить главные роли, если в театре служили такие мэтры, как Александр Лазарев и Армен Джигарханян. Такой конкуренции Соловьёв выдержать не мог.

Многие советовали Саше сменить театр, уж было слишком очевидным, что на этом месте работы он не скоро сможет реализоваться. Соловьев упорно не хотел смириться со своей невостребованностью. Через год он отступил и перешёл в Центральный детский театр.

Главные роли и новая любовь

В новом театре как-будто только и ждали Александра. Главные роли посыпались на него как из рога изобилия. Там же он познакомился с Людочкой Гниловой.

Актриса стала партнершей актера по нескольким спектаклям и, что нередко случается в актерской среде, Саша увлекся партнершей. Вот только Людмила не спешила отвечать взаимностью, знала, Соловьев женат, да и растит маленького сына. Да и сама девушка несвободна и воспитывала шестилетнюю дочь.

Друзья не верили, что ради случайного увлечения Саша готов отказаться от семьи. И все же он это сделал.

Саша разу понял, что влюбился, пришел домой и честно во всем признался жене. Та не знала что и делать, но Саша как-будто слетел с катушек. Утром он встречал любимую перед подъездом, что бы вместе идти на работу. Вечером провожал домой.

И все же Людмила не собиралась разводиться, ее вполне устраивали платонические отношения с коллегой. Лишь после того, как соседка с верхнего этажа сказала, что Саша ночует у них в подъезде (поднимается на этаж выше Людиного и спит на подоконнике, а сердобольная соседка выносит ему матрасик и одеяло), актриса поняла, нужно что-то делать.

Она пригласила Сашу вместе с женой в гости. Две Людмилы о чем-то тихонько переговаривались на кухне, мужчины курили на балконе. Самое интересное, что и после того, как все всё узнали, никто не отправился разводиться.

Через три года Люда совершенно случайно узнала, что у мужа есть любовница. Больше того, женщина в положении. Только после этого актриса почувствовала, что руки у нее развязаны, и со спокойной совестью подала на развод.

Влюбленные не могли налюбоваться друг на друга, и казалось, это будет длиться вечно. Они поженились и даже тайно обвенчались. Вскоре родился и общий сынишка – Миша.

Карьерные мучения…

Соловьёв стремился в мир «большого кино», хотел главных ролей, но так и прозябал в мире эпизодов и массовки. Друзья и родственники до сих пор не могут понять, когда началась та точка невозврата. Саша мог выпить, как и все, но никогда по утрам не похмелялся и совершенно спокойно шел на работу.

С приходом алкоголя в жизнь актера начались проблемы в театре. Актёр стал превращать гулянки в длительные запои с самокопанием и презрением ко всему миру.

Всплеск…

Со второй половины 70-х актёр снимался регулярно, но «своей» роли так и не мог найти. Наибольший успех ему принёс фильм «Адам женится на Еве», который и стал предтечей съёмок в знаменитом «Зелёном фургоне».

Первоначально роль конокрада должен был играть Николай Караченцев, но актёр неожиданно отказался от участия в фильме в пользу другого проекта.

«Красавчик» сделал Александра знаменитым. Что и говорить, но практически каждая представительница слабого пола тайно или явно вздыхала по синеглазому Соловьеву. Вскоре последовало приглашение в историческую драму «Борис Годунов», где актёр великолепно справился с ролью Григория Отрепьева (Лжедмитрия).

Казалось, жизнь налаживается. Вот только после роли Гришки – как отрезало. Соловьёв предпринял отчаянную попытку попробовать себя в режиссуре и ему это удалось: картина «По Таганке ходят танки» критики оценили как многообещающую. Были премии, планы на будущее, но внезапно грянул переворот и по улицам Москвы в самом деле пошли танки.

Про картину Саши все забыли, как и про все другие. Соловьев остался один на один со своим кредитом, который брал для съемок. Он пытался зарабатывать извозом, но плохо выходило, так как актера узнавали и подшучивали над неустроенностью. Что приводили лишь к новым депрессиям.

Ролей в кино снова не было, снимать Александр больше не хотел, а с театром давно завязал. На дворе была страшная картина начала 90-х годов с вечным пейзажем безысходности и обречённости. Коллеги кто потихоньку спивался, кто пытался выкарабкаться, подавшись в бизнес, кто хватался за все подряд предложения, снимаясь в рекламах и второсортных сериалах.

Соловьёв остро ощущал эту обречённость и вновь, с гораздо большей силой увлёкся алкоголем. Саша понимал, так продолжаться не может. Он просил жену найти ему хорошую клинику, и она нашла.

Лечение в наркологической клинике в Феодосии подарило Александру неожиданную встречу: в похожей ситуации оказалась актриса Ирина Печерникова.

Ирина стала для Соловьёва каким-то наваждением. Александр разрывался между двумя любившими его женщинами: с Людмилой Гниловой он находил покой, а с Ириной Печерниковой впадал в состояние эйфории. Людмила рассказывала, что от своей «другой женщины» Александр «приходил каким-то одурманенным»…

Люда еще какое-то время посражалась за мужа и отпустила. Александр и Ирина попытались построить счастье только для двоих. Продали московскую квартиру актрисы, построили домик в Ярославской области. Саша собирался заниматься издательством книг.

Все оборвалось внезапно. В конце декабря 1999 года Александра нашли с пробитой головой, увезли в больницу. 1 января он умер. Так как документов при нем не было, то еще месяц тело Соловьева было неопознанным.

Лишь в конце месяца один из врачей позвонил Дмитрию Харатьяну и попросил опознать тело – кто-то из врачей случайно обратил внимание, что мужчина похож на Красавчика из «Зеленого фургона»…

Тело опознали и сообщили Печерниковой.

По официальной версии актер упал и разбил голову. Но Ира уверяла, что не все в этой истории чисто. Она еще в начале месяца была в этом морге, и Саши там не было. 

Предположила, что кто-то намеренно хотел скрыть факт смерти актера, а милицейский, который был свидетелем того, как нашли актера, рассказывал, что его сильно ударили по голове дубинкой, что, видимо, в дальнейшем и привело к фатальному исходу.

Позже Людмила Гнилова расскажет, в день смерти Саши их сын играл в дипломном спектакле. «Разбилось зеркало на сцене, я сказала: «Это не стало нашего папы!» Позже она узнает, что была права.

Увы, но Александр так и не смог стать счастливым, хотя всю жизнь хотел этого больше всего на свете…

Оцените статью
«Разбилось зеркало на сцене, я сказала: «Это не стало нашего папы!» Александр Соловьев: ранний уход и поиски себя
«Он бил меня, а я его любила»: почему успешная модель Эмилия Вишневская годами терпела побои от телеведущего Владимира Тишко