Сергей Юрский стал легендой ещё при жизни. Объём его таланта не помещался в срок, отмеренный такими временными рамками, как существование человека. Его роли в театре дышали, а его игра в кино цитировалась в бесконечном круге людских разговоров.
Зрителям Сергей Юрьевич запомнился бессметными ролями в «Золотом телёнке», «Место встречи изменить нельзя» и «Любовь и голуби», а для своей семьи актёров он стал путеводителем, примером для подражания и образцом человечности…
Дворянские корни
Сергей родился в Ленинграде, в семье потомственного дворянина Юрия Жихарева, который всю жизнь занимался творчеством и стал в итоге театральным, эстрадным и цирковым режиссёром. Мама – Евгения Романова, работала музыкальным педагогом.
Фамилию Юрский отец семейства взял вынужденно. Советская власть активно преследовала людей дворянского сословия, а род Жихаревых слишком у многих был на слуху…
Свою настоящую фамилию Сергей узнал, когда ему исполнилось пятнадцать лет. По понятным причинам этой информацией юноша ни с кем не делился и многие годы скрывал эту информацию.
Блокадные годы семья провела в Узбекистане, а после окончания Великой Отечественной войны переехала в Москву, где Юрий Юрский возглавил руководство знаменитым цирком на Цветном бульваре.
Здесь и лежали корни выдающейся артистичности и даже некоторой эпатажности сына актёра в будущем. Изучив цирк изнутри, он научился расставлять акценты: ничто так не ставит точку как цирковое «Але! Ап!».
В Москве Юрские провели всего несколько лет, и хотя Сергей с детства ощущал тягу к искусству, учиться пошёл в юридический. Побоялся, что его поймут, если он со своим «золотым аттестатом» отправится поступать в артисты.
Уже на первом курсе Сергей стал активным участником студенческого театра, а к концу третьего года обучения понял, что абсолютно «сухой» язык юриспруденции не для него. Он забрал документы и поступил в Ленинградский театральный институт.
Провал и тут же взлет
Талант Сергея лежал на поверхности, и не надо было надевать очки, чтобы его разглядеть. Учился Юрский блестяще и после окончания института получил приглашение в Большой драматический театр.
Это был период безумного молодого счастья, когда Сергею казалось, что перед ним открыты все двери. Так оно и было: Юрский скоро получил главную роль в спектакле «Горе от ума». Чацкий в его исполнении вызвал огромный резонанс.
Какой бы не видели роль многочисленные критики, зритель был в восторге, а режиссёр Товстоногов прекрасно понимал, что актёру нужна определённая свобода – в том и состояла его ценность.
Юрский, получая свободу, доводил импровизацию до совершенства так, что она никак не контрастировала с основной актёрской линией. Это и сделало Сергея Юрского звездой и любимцем публики.
В тоже время пошли и первые роли в кино. Успех принесли картины «Человек ниоткуда» и «Республика ШКИД». С первой, кстати, приключилась припечальная история. Товарищ Суслов, увидев афишу к фильму, совершенно не оценил образ Юрского с взлохмаченными волосами и дурацкой улыбкой.
По его мнению, советский человек не мог так по-дурацки улыбаться. Посмотрев картину он лишь утвердился в свое мнении. Картину запретили к показу почти на двадцать лет.
Зато роль директора школы для беспризорников в «Республике ШКИД» стала откровенной удачей.
«В поисках радости»
В БДТ Юрский нашёл и свою первую любовь, а заодно и гражданскую жену. Избранницей Сергея стала актриса Зинаида Шарко, которая к тому моменту уже была достаточно известной и популярной.
Зинаида была замужем за режиссёром Игорем Владимировым, который отличался страстью ко всем лицам женского пола. Актриса долго терпела измены мужа, но ровно до тех пор, пока роман с Сергеем не перешагнул черту дозволенности. Она ушла от мужа.
Роман с Шарко вспыхнул во время совместного спектакля «В поисках радости» и как будто бы отвечал чаяниям и надеждам обоих. Не влюбиться в Юрского было невозможно и лёгкий флирт закончился бурной страстью.
Встреча с Натальей Теняковой…
Сергей не думал и не гадал, что уже скоро вынужден будет скрывать от Шарко тайную любовь. Молодая актриса Наталья Тенякова влюбилась в Юрского с первого взгляда, а он ответил ей взаимным чувством.
Сергей пытался до последнего избегать скандала, надеясь, что влюблённость пройдёт. Вот только так и не смог с собой совладать.
Узнав об измене мужа Зинаида устроила настоящий скандал. Даже пригрозила покончить жизнь самоубийством. Думала, таким образом остудит пыл мужа, но вышло только хуже.
Сергей ненавидел ограничений и условий, не любил, когда театр привносят в личную жизнь, ненавидел позёрство. Он мгновенно собрал самые необходимые вещи и отправился жить на дачу к своему другу Олегу Басилашвили. Коллеги по БДТ заранее подстраховались на случай таких обстоятельств.
Любовь к Наталье Теняковой стала для актера в последующие годы единственной и взаимной. Союз двух любящих сердец стал и творческим союзом: Наталья ценила мужа не только как человека, но и как режиссёра, и как творческого наставника, а он сделал жену и музой и своим самым верным другом.
Остап Бендер… Разгорающаяся травля
Юрский всегда основательно подходил к своим ролям. Он готовился долго, по крупицам собирая образ. Так своего знаменитого дядю Митю из «Любовь и голуби» Юрскому удалось воссоздать настолько реалистично, что однажды вышел курьез.
Во время перерыва актеры и члены съемочной отправились в местное кафе, Юрский, не снимая грима, отправился туда же. Вот только в само кафе актера не пустили, приняв за местного забулдыгу.
Актеры старательно делали вид, что впервые видят странного субъекта. И лишь когда сотрудники пригрозили вызвать милицию, признались, что это актер Юрский.
Кстати, кто забыл или не знал, напомню, на момент съемок фильма было всего 49 лет, а Наталье Теняковой, сыгравшей экранную супругу дяди Мити, и вовсе не было сорока, в то время как актрисе, исполнившей главную героиню Надежду, уже исполнилось пятьдесят.
Роль в «Золотом телёнке» сделала Сергея Юрского любимцем не только завсегдатаев театра, но и любителей кино. Теперь абсолютно все узнавали его на улицах и не давали проходу, массово цитируя бессмертные изречения Остапа Бендера.
Карьера в БДТ продолжала развиваться, но в начале 70-х у Юрского возникло недопонимание с руководством театра.
Постепенно в дело подключались какие-то моменты частной жизни. Юрскому, вдруг, стали намекать на то, что не стоило общаться с поэтом Иосифом Бродским. Затем приплели никогда не существовавшие высказывания, осуждающие ввод советских войск в Прагу.
Вменяли в вину дружбу с Солженицыным, то есть постоянно намекали на то, что он чуть ли не диссидент и занимается чуть ли не антисоветской деятельностью.
Травля разгоралась постепенно, набирая обороты в течение нескольких лет, а закончилась снятием Юрского с ролей и удалением из афиш театра.
Сергей Юрский и Наталья Тенякова покинули родной Ленинград и отправились навстречу своей судьбе в Москву.
Актёр и верный муж
Театр им. Моссовета стал для Юрского вторым домом, а пришёл он в него не только как актёр, но и как режиссёр. Сразу «взял быка за рога» и поставил спектакль «Правда – хорошо, а счастье – лучше», ставшим творческим бенефисом знаменитой «Старухи» Фаины Раневской.
В Театре им. Моссовета Сергей проработал до конца своих дней, став в нём ещё и драматургом. Очень комфортным оказался и тот факт, что он постоянно работал вместе с любимой женой, хотя их совместное существование в одном театре многие считали неестественным.
Юрскому было наплевать на мнение окружающих. У него за плечами была и совместная работа с женой в кино, а их общая дочь Дарья тоже связала свою судьбу с театром.
Актёр не слишком погружался в обывательскую жизнь. Это стало их общей с Натальей Теняковой бедой: они прекрасно видели все пороки современного общества и не желали быть такими как все. Даже не смогли при переезде разменять ленинградскую квартиру, понадобилась помощь дочери Даши.
Сергею Юрскому претило людское равнодушие. Это было единственной вещью, перед которой актёр и человек оказывался бессильным…
Юрский искренне считал, что посторонним людям не нужно ничего знать о его семейной жизни, кроме того, что они с женой счастливы. Наталья мужа поддерживала.
Актер признавался, некоторых своих коллег, которые слишком откровенно рассказывают о своей частной жизни, он перестал уважать из-за их тяги к вниманию прессы.
Елена Яковлева вспоминала, однажды Юрский дал ей свой дневник, в нем она прочла фразу, относящуюся к Наташе: «Милая моя, я проснулся, собираюсь на работу, смотрю на тебя. Какая же ты красивая!»
Да, Юрский не сломался под ударами судьбы, но и не очерствел. Его жизненным кредо была вера в любовь всех людей друг к другу, а из жизни он уходил, произнося имя любимой женщины – Натальи Теняковой… Вместе они прожили полвека.