Елизавета Никищихина — советская актриса театра и кино. Талантливая артистка была известна как исполнительница ролей второго плана, однако даже этот факт не мешал ей выделяться и на фоне актёров главных ролей. В особенности актриса запомнилась благодаря коронной фразе ее героини о высоких отношениях в киноленте «Покровские ворота».
Как же складывалась жизнь?
Будущая артистка появилась на свет в 1941 году в Москве. Родители девочки практически не принимали участие в ее воспитании, так как по окончании войны отца отправили восстанавливать разрушенную Германию, супруга вместе с сыновьями поехала вслед за супругом, а дочку же они оставили вместе с бабушкой. Лиза расценила такой поступок, как самое настоящее предательство.
Окончательно связь с родителями у девушки разорвалась, когда та решила посвятить свою жизнь актерскому мастерству. Отец Елизаветы считал, что профессия актрисы — это синонимом распущенности и вседозволенности. Так, гордая девушка ушла из дома и жила на одну стипендию в общежитии, а наладить отношения с родителями ей удалось лишь после того, как она уже сама познала счастье родительства.
На подмостках театра Елизавета Никищихина начинала свою творческую деятельность вместе с такими актерами, как Майя Менглет, Евгений Урбанский и Владимир Коренев. В театр артистке обычно доставались небольшие второстепенные роли.
В кино наша героиня оказалась после того, как она исполнила роль в знаменитом спектакле «Антигона», где она сыграла вместе с Евгением Леоновым.
Первые роли в кино были проходными. В 1966 году Елизавета роль в экранизации сатирического рассказа Федора Достоевского «Скверный анекдот», однако лента увидела свет лишь в 1987 году, возможно если бы картина вышла раньше, то судьба артистки сложилась бы совсем иначе.
В основном Елизавета Никищихина исполняла образы самых простых и ничем не выделяющихся героинь, однако актрисе удавалось не теряться в кадре среди коллег. На ее счету роли в таких лентах, как «Пеппи Длинныйчулок», «Расмус-бродяга», «Там, на неведомых дорожках», «Приключения Электроника», «И это все о нем», «Вчера, сегодня и всегда», «Чародеи» и другие.
Конечно же, талантливая артистка в особенности прославилась по образу жительницы коммуналки времен 50-х годов в ленте «Покровские ворота», а фраза ее героини «Высокие, высокие отношения!» запомнилась каждому советскому зрителю.
Когда настали непростые 90-е годы, артистке продолжали предлагать новые роли в кино, однако Елизавета отвергала приглашения и говорила, что даже если ей нечего будет есть, она ни за что не согласится воплощать в кадре уродство и деградацию.
Личная жизнь
Первым избранником Елизаветы Никищихиной стал музыкант Алексей Познанский. К сожалению, отслужив в армии, молодой человек остался инвалидом, так, актриса посвятила себя заботе о возлюбленом, а вскоре она узнала о том, что находится в положении. В это же время Елизавете предложили роль в «Антигоне», и режиссер постановки поставил артистке ультиматум – спектакль или ребенок.
Никищихина сделала выбор в пользу работы и вскоре прервала беременность. Поступок Елизаветы Алексей расценил как предательство и затаил на неё большую обиду. Таким образом, вскоре они приняли решение расстаться.
Впервые актриса вышла замуж за музыкального критика Анатолия Агамирова. Однако брак оказался очень коротким.
Во второй раз артистка попробовала попытать семейное счастье с мужчиной по имени Эрнест Лейбов, врачом-психиатром по образованию. Он влюбился в актрису, наблюдая за ее игрой в спектакле.
В этих отношениях вновь наступила беременность и вновь встал выбор: либо роль Катерины в постановке «Гроза», либо рождение ребёнка. В этот раз Елизавета сделала выбор в пользу семьи и вскоре родила дочку Екатерину. Девочке дали имя несостоявшейся героини.
В 1975 году Эрнест Лейбов эмигрировал в Соединенные Штаты. Мужчина звал супруг с собой, однако актриса отказалась, сказав, что русской актрисе на чужбине делать нечего. Таким образом, и этот брак оказался обречён.
Настоящее счастье Елизавета Никищихина познала в союзе с писателем Евгением Козловским. Супруги жили в любви и согласии, понимая друг друга с полуслова. Однако их гармонию нарушило тюремное заключение Евгения. Мужчину посадили на полгода за диссидентство, а актрису стали буквально затаскивать по КГБ, в результате чего у Елизаветы возникла мания преследования.
Вскоре начались проблемы и с работой в театре. Актрисе совершенно не давали новые роли в постановках, а выяснять отношения с руководителем она совсем не хотела. Тогда артистка пристрастилась к спиртному. Супруг не мог терпеть срывов жены и вскоре ушёл от неё. Дочь какое-то время жила у отца в Америке, а потом отношения с ней уже наладить не удалось.
В 1995 году артистка едва не погибла: в ее квартиру ворвались грабители, и, не обнаружив ценных вещей, преступники сильно ее придушили. После этого Елизавета с трудом могла глотать.
На закате жизни артистка по просьбе дочери разменяла квартиру,
свои последние дни она провела в небольшой коммуналке.
Елизаветы Никищихиной не стало в 1997 году. Актриса ушла из жизни по нелепой случайности — женщина подавилась яблоком. Ей было всего 56 лет.