Людмила Чурсина: «Всякий раз при просмотре фильма со своим участием испытываю страх»

— Чтобы понять свою героиню, приблизиться к ней, я должна поставить себя на ее место, — говорит Людмила Чурсина.

Всегда интересно наблюдать за творческим человеком в моменте. Сентябрь 1982 года. Талантливая актриса снимается в сериале «Демидовы». Только что на экраны с ее участием вышли фильмы «Шапка Мономаха» и «Бой на перекрестке».

Людмила Алексеевна той осенью, 42 года назад, рассказала о своих ролях и об актерской профессии журналу «Советский экран».

— Сохраняет ли актер всегда искренность своих чувств при исполнении ролей или со временем она подменяется профессиональной опытностью?

— Это зависит от того, насколько богата и щедра душа актера. Если она подобна неиссякаемому роднику, то какой смысл подменять искренность чувств профессионализмом? Ведь чем щедрее актер отдает себя творчеству, тем богаче становится его душа.

— Вы играет женщин гордых, независимых, с сильным характером. Это роль или ваша натура?

— Наверное, это сплав и взаимообмен моих усилий и заданных характеров.

— Как вы стали актрисой?

— В этом немалую роль сыграл случай. Мой отец был военным, и мы много ездили по стране: от жаркого юга до Крайнего Севера. Смена обычаев, природы, людей разных национальностей.

Детство мое было богато разными впечатлениями. Это мне потом пригодилось в актерской практике. После окончания школы я приехала в Москву поступать в МАИ. Очень увлекалась я точными науками. Приехали вдвоем с подружкой, которая мечтала стать актрисой.

У меня оставалось время до вступительных экзаменов, и я решила за компанию поступать пока с подругой, чтобы ей не было скучно. И поступила в Щукинское училище. Сейчас спустя много лет, я благодарна судьбе за столь щедрый подарок.

— Ваш дебют в кино? Вы были удовлетворены своей первой ролью?

— Дарья в фильме «Донская повесть». Я сразу поняла, как мне повезло. Проза Шолохова, прекрасный режиссер Владимир Фетин и великолепный партнер Евгений Леонов.

Удовлетворения же поначалу я не испытала, роль рождалась мучительно, в поисках, надеждах, отчаянии. В преодолении своего неумения, беспомощности, в обретении своего актерского «я». Лишь намного позже, когда фильм нашел дорогу к зрителю, пришла радость за общую удачу.

— Что испытывает актер при просмотре фильма, где он сам снимался?

— Всякий раз я испытываю страх. Хочется раствориться в темноте зала и одной пережить все то, что не состоялось. Очень редко посещают минуты удовлетворения собой, когда, глядя на экран, думаешь: «Я сделала все, что могла».

— Как вы относитесь к Анфисе, героине фильма «Угрюм-река», чем близка вам эта роль?

— Анфиса — личность незаурядна. Мне дорога самобытность этой женщины. Природа наделила ее богатейшим внутренним миром, любовно и талантливо воссозданным писателем Вячеславом Шишковым.

Работа над этим интересным для меня образом проходила, конечно же, под знаком талантливого литературного первоисточника.

— Хотели ли бы сняться в комедии?

— Очень хотела бы. Ведь я закончила Щукинское училище, где играла героинь Гоголя, Мольера. А потом в Театре Вахтангова мне посчастливилось работать у Рубена Николаевича Симонова. С первых шагов актерской профессии я имела возможность учиться у таких замечательных вахтанговцев, как Астагонов, Гриценко, Ульянов, Борисова.

— Длительное время вы не снимались в кино. С чем связан этот перерыв?

— Сценарии предлагали неинтересные. У меня возникло ощущение, что актерские средства для создания образов изжили себя. Попытка обрести себя в новом качестве привела меня в Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина.

— Тяготит ли вас известность?

— В зависимости от того, какое внимание ко мне проявляют. Если это благодарная улыбка, деликатный поклон, то я рада. Если это назойливое любопытство, я страдаю. Но чаще всего мне говорят, что я похожа на артистку Чурсину.

— Часто ли вы ходите в кино?

— На всесоюзных кинофестивалях, где мне довелось быть в составе жюри, с лихвой компенсировала некогда упущенное, встретилась с десятками фильмов.

— Довольны ли вы своей творческой судьбой?

— Жаловаться было бы грешно, а быть довольной — значит остановиться.

— Если вы недовольны партнером, что предпринимаете?

— А где гарантия, что партнер доволен мной? Нужно, прежде всего, совершенствовать себя.

С того момента Людмила Чурсина сыграла еще в 70 кинолентах и продолжает сниматься до сих пор. Ее героини оригинальны, узнаваемы, интересны зрителю.

Оцените статью
Людмила Чурсина: «Всякий раз при просмотре фильма со своим участием испытываю страх»
Роман Мадянов: из Гекльберри Финна в главного «чиновника» нашего кино