«Делил чайники и фен»: чем развод Вениамина Смехова возмутил его коллег, и что стало с его женой и матерью его детей

«Как же ты, мама, даже с двумя детьми не смогла удержать отца?» — упрекнула однажды Алика мать.

Но разве можно удержать мужчину, да еще и какого – артиста, режиссера, столичного франта, любимца дам?…

Вениамин Смехов был женат дважды. Первой его женой (и впоследствии матерью 2-х дочерей) стала студентка пищевого института и радио-редактор Алла Александровна (род. 4 мая 1940 года).

Как это часто бывает, после прихода всесоюзной популярности и «залюбленности» зрителем и коллегами, Смехов загордился и перестал воспринимать жену как ровню.

«С худеньким студентом Щукинского училища Веней Смеховым мы встретились в подмосковном доме отдыха. Меня заворожили его руки. Заметив это, Веня сказал: «Видишь мои большие пальцы? Один короче другого на целый сантиметр». Мы расхохотались, было такое чувство, что знакомы сто лет» (с)

В отличие от Аллы Веня воспитывался в полной семье: его мама работала терапевтом, а отец был профессором экономики в Плехановском институте.

Когда Веня привел Аллу знакомиться с родителями, стол был накрыт красной бархатной скатертью. Обед из трех блюд подавала домработница. В этой семье весь быт был свален на персонал. Веня, к примеру, узнал, что обувь можно починить, только когда стал жить вместе с Аллой.

Несмотря на большую разницу в социальном положении, родители Вени тепло и радушно приняли Аллу.

Сам Вениамин был и правда искренне влюблен в Аллу. Он ежедневно приходил к ней, поджидал ее после занятий в институте, всегда находил для нее время, старался радовать и удивлять ее.

Мы видим первую – искреннюю и страстную – любовь, которая не знает корысти, мелочности, сомнений.

«Смехов познакомил меня с однокурсниками: Людой Максаковой, Ирой Буниной, Сашей Белявским, Ваней Бортником, Сашей Збруевым, Зиновием Высоковским… У одного из друзей имелась огромная коллекция пластинок, ребята могли целый вечер слушать Скрябина, потом взахлеб спорили об искусстве. Я все больше отмалчивалась — для меня актерская компания была тогда чем-то инопланетным.»

Уже на 4-м курсе Вениамин стал участвовать в спектаклях, за каждое выступление он получал по рублю и на эти деньги водил Аллу в ресторан Дома актера.

Именно Вениамин сделал Алле предложение (причем настойчиво, несколько раз). Для торжества она раздобыла дефицитные белые туфли, на платье сэкономила, ну а о фате не могло быть и речи — этот символ невинности казался тогда мещанским пережитком.

Алла получила диплом и отправилась работать на Куйбышевскую кондитерскую фабрику. За зарплату в 60 рублей ее определили в карамельный цех лаборантом, и ее это оскорбило, ведь на фабрике кроме нее только директор и зав­производством имели высшее специальное образование.

Такая жизнь ей была не по нраву, да и начальство часто бывало грубым и несправедливым. Веня не мог видеть слезы Аллы, и при первой же выдавшейся возможности забрал ее в Москву. Молодым уступил свою комнатку в бараке двоюродный брат Вени. Зимой замерзали, а некрашеные полы приходилось отскребать песком. Но они были счастливы!

В общем, Алла была неизменно рядом на пути становления актера Вениамина Смехова. В 1963-м на свет появилась дочь Елена, в 1968-м – дочь Алика.

Кстати, рекомендую Вам почитать воспоминания или хотя бы интервью из «Каравана истории» Аллы Смеховой. Она хотя и не была сама актрисой, но благодаря мужу была вхожа в этот мир советского творческого бомонда, и вспоминает много интересных историй (в том числе и про Абрамову, на которой тогда еще был женат Высоцкий).

«Еще мы дружили с Валерием Золотухиным, который был тогда женат на красавице Нине Шацкой. Он ее очень любил. Как-то Валера позвал нас в гости и по этому поводу раздобыл дефицитную индейку. Нина засунула ее в духовку и потом торжественно водрузила на стол.

Стали резать, а мясо внутри сырое. Тогда Золотухин сказал: Ничего, у нас в деревне ее варят. И срочно поставил на плиту огромную кастрюлю с водой. Пока ждали, Высоцкий пел нам свои новые песни, мы долгое время были их первыми слушателями»

Смехов был прекрасным отцом: много и часто возился с девочками, читал им сказки, пел песенки. Позже купили машину-копейку, выезжали на ней за город. Ехали и хором пели любимые песни авторства Окуджавы, Визбора, Никитина и Берковского…

Когда закончилась эта семейная идиллия? Зазнался ли Смехов, поразил ли его банальнейший для артиста грех гордыни? Пожалуй, да.

«Эти зеленые Жигули и болгарская дубленка, которую мы купили мужу на гонорар от «Трех мушкетеров», как я потом горько шутила, разрушили мой брак. Обновку хотели купить мне, но я подумала, что моя старая еще сгодится, а вот Веню можно и приодеть.

Звоночки, что называется, звенели. Но я была слишком уверена в себе, в том, что муж предан семье, и искренне ничего не замечала».

Старшая дочь, внезапно, начала плохо учиться и прогуливать уроки. Алла забила в колокол, а муж лишь смеялся, и нашептывал дочери на ушко, мол, правильно делаешь, прогуливай и дальше, толка нет от этих уроков.

«Это было предательством. За мой счет муж стремился набрать очки у дочери, а ведь знал, что у нас с Леной непростые отношения. Но я ничего не сказала: мир в семье дороже… Смехов стал раздражительным, заводился из-за каждой мелочи. Я тоже не молчала, в доме начались скандалы. Но мне все еще не приходило на ум, что в его жизни появилась другая женщина».

Потом все пошло совсем банально…

Смехов стал придираться к внешности жены и матери своих детей. Мол, толстая она. И Алла похудела на 16 кг… Но это ничего не изменило. На тот момент ее муж уже плотно встречался с 19-летней Галиной Аксеновой, хваткой студенткой ЛГИТМиК.

Смехову было под 40 – вполне возможно, роман со студенткой был лишь частью кризиса среднего возраста. В домашней жизни он стал невыносим. Ему не нравилось все: интерьер, котлеты, сервировка стола, выражение лица жены.

В общем, последние пару лет брака стали адом. Смехов больше не был тем надежным семьянином, он больше походил на избалованного подростка, который трепет нервы всем окружающим.

Надо отдать должное супруге: она устояла на ногах при разводе, страдать и унижаться не стала. Она уже была «своей» в мире светской Москвы тех лет. 15-летняя Лена и 11-летняя Алика не задавали вопросов, почему папа больше не ночует дома.

Смехов наделал много глупостей и вел себя низко: пытался инициировать против Аллы уголовное дело (мол, машину его она угнала); потом заявил, что хочет провести опись имущества вместе с посудой и одеждой:

«Наш старый скарб был перечислен в двадцати двух пунктах: шесть заварных чайников по три рубля шестьдесят копеек, три электрофена «Волна» по пятнадцать рублей, мясорубка, кофемолка, катушечный магнитофон «Яуза-6», который мне на тридцатилетие подарили родители мужа, сильно не новая стенка из ДСП…

Кто-то в театре вывесил этот документ на доску объявлений. Коллеги смеялись. Смехов по сей день уверен, что я вывесила, но видит бог — в этом не участвовала. Просто в Таганке ко мне хорошо относились, ведь он сам меня постоянно возвышал и расхваливал. Я не подавала встречный иск о взыскании алиментов на детей. Он сам назначил сумму в 120 рублей в месяц».

Алла Смехова после развода так и не устроила свою личную жизнь.

Вениамин Смехов женился на Галине Аксеновой. Общих детей не завели, в 2021 году отметили 40 лет совместной жизни.

Оцените статью
«Делил чайники и фен»: чем развод Вениамина Смехова возмутил его коллег, и что стало с его женой и матерью его детей
Богемная жизнь и тихий преждевременный уход: стилист из 90-х Лев Новиков