«Мы возвращались с кинопроб, Вера была нашей попутчицей», — вспоминал в одном из интервью Игорь Золотовицкий о первом знакомстве со своей женой.
С тех пор прошло много лет, выросли и обзавелись своими семьями их дети, а актер все еще не верит в то, что его, уже на тот момент опытного лицедея, обманула какая-то девчонка.
А все дело в том, что при первом знакомстве Вера представилась начинающей художницей.
Уже потом он узнал, что она была уже довольно знаменитой актрисой, и очевидно, всю дорогу смеялась над незадачливыми попутчиками, вздумавшими восхвалять перед ней свои таланты. Кто же знал, что у них будет такое яркое совместное будущее.
О любви и переездах, а также о славе
Игорь Золотовицкий юность провел в Ташкенте. Там он окончил школу и там же воспылал любовью к актерскому мастерству. Была у него там и девушка. Они даже строили вполне себе серьезные планы на жизнь.
Перед глазами был пример матери и отца.
Мама была очень красива, похожа на актрису Нону Мордюкову, молодой отец же был вылитый Вячеслав Тихонов. Когда эта парочка появлялась на танцах все страшно им завидовали. Говорили, что они похожи на двух звезд, сошедших с экрана.
Любили друг друга безумно. Когда мамы не стало, к счастью, это случилось много лет спустя, отец никак не мог приспособиться жить один. Так и говорил, что жить ему больше незачем и не для кого.
Именно о такой любви мечтал его сын. Увы, девушка оказалась ветреной.
Да и он не был совсем уж похож на отца. Когда уехал в Москву поступать, послушался своих новых друзей и позабыл возлюбленную. Товарищи уверяли его, что любви на расстоянии не бывает, он им и поверил. Как оказалось, девушке подруги нашептали почти то же самое. Вот они и расстались.
И все же то время в Ташкенте было самым невероятным, оставило после себя приятное воспоминание. Жили они в маленькой комнатушке – отец, мать, двое детей, бабушка и дедушка. Правда, в эту комнатушку, как вспоминал актер, приходили только переночевать. Все остальное время проводили на улице.
Благо, там постоянно стояла отличная погода. Можно было обходиться без одежды, готовить во дворе на огне, на обед ложились спать там же под каким-то деревом.
А еще там были старьевщики. Чтобы получить что-то интересное у старьевщика, нужно было всего-то притащить ему какую-то железку. Взамен давал шарик на веревочке или свисток.
По улицам ходили торговцы простоквашей. Мама часто покупала ее, мыла ей волосы, готовила вкуснейшие супы. Город, кажется, был переполнен запахами простокваши и арбузов. Последних ели по три-четыре в день. Недостатка в них никогда не было, дядя работал на грузовике и в конце недели привозил с рынка целый кузов.
Мама и сама любила ходить на рынок. Там она, не зря же у ее сына обнаружился актерский талант, разыгрывала целое представление. Местные продавцы всегда продавали ей товар в три раза дешевле обычной цены.
А все потому, что она не только хорошо торговалась, но и говорила на узбекском. У нее вообще была способность к языкам. Едва слышала что-то, сразу запоминала.
Папа был знатным кулинаром. Все любили его баклажанную икру. Из Ташкента в Москву после поступления Игоря потянулись настоящие обозы с этой икрой, благо отец работал на железной дороге, и доставить посылку даже в такую даль никогда не составляло трудностей.
Эта икра очень полюбилась вечно голодным студентам. А еще варенье с орехами, корейская капуста, дыни и арбузы.
Любопытный случай произошел с Золотовицким, когда мама узнала, что на МХАТе, куда она поступил, работает Олег Ефремов. В то время – это звезда первой величины. Все его любили. Мама в том числе. Вот она настоятельно и рекомендовала сыночку передать Ефремову домашнюю дыню.
И напрасны были уверения Игоря в том, что он даже не знаком с Ефремовым. Ну как можно подойти к незнакомому человеку, да еще и такому известному, и подарить дыню. Мама была непреклонна. Правда, кажется, Игорь так и не решился.
О МХАТ, педагогах и первых ролях
Поступить на МХАТ удалось не с первого раза. Первая поездка окончилась неудачей. Пришлось вернуться домой и стать учеником слесаря. Работалось хорошо, но мысли о поступлении на актерский факультет не оставлял. Спустя год все же поступил. И ни разу о выборе профессии не пожалел, хоть часто и приходилось туго.
Наставником Золотовицкого стал Евгений Евстигнеев, оказавшийся не только отличным актером, но и замечательным педагогом. Он, не жалея сил, показывал, как и что нужно играть, раскрывал какие-то секреты, которыми другие актеры не спешили делиться.
Убеждал молодых студентов, что на сцене им следует учиться не только держать лицо, но и правильно ходить. Причем, правильная в его понимании походка, это хождение по дуге. Не по прямой, а именно дугами. Зачем и почему так и не объяснил, но работало.
Другой наставник Вячеслав Невинный был вообще божеством для студентов. Таких только в учебниках встретишь. Он говорил, что готовиться нужно к любой роли, будь она маленькой или большой. К маленьким ролям еще труднее подготовиться, поскольку задача актера состоит в том, чтобы быть замеченным зрителем.
Сделать это, если у тебя на сцене всего пять минут максимум, очень сложно. Он советовал максимально задерживаться на сцене. Золотовицкий так и делал.
Если ему нечего было сказать, он делал вид, что нужно завязать шнурок, стоял у кулис, прежде чем скрыться за ними, оборачивался, уходил и возвращался так, будто испытывал некую нерешительность. Это работало.
Золотоцикому в начале его карьеры крупно повезло. Дали маленькую роль в спектакле «Старый Новый год». Вместе с ним играли Евстигнеев, невинный, Калягин, Сергачев и другие. Он страшно обрадовался, хоть и понимал свою в тот момент незначительность.
И все же, ведь это был уникальный шанс поучиться у тех, кому рукоплескали залы, кем восхищались его родители. Каждый знаменитый актер имел свою манеру подготовки к спектаклю. Калягин любил сыграть в шахматы. Никогда не выходил на сцену, не сыграв хотя бы одну партию, и все равно было, кто там с ним играл и что им всем от него было нужно.
Любшин, тоже знаменитый актер, всегда приходил за несколько часов до начала и слонялся по театру, словно бы привыкал к месту. Актер Бурков приходил в фойе и рассказывал всякие смешные анекдоты. Он славился тем, что любую ситуацию превращал в анекдот и повод посмеяться. Кроме того, он еще и невероятно владел собой.
На одном из спектаклей присутствовал Леонид Ильич Брежнев, и так получилось, что генсек не расслышал, что Бурков сказал. Естественно, Брежнев не стал скрывать своего неудовольствия по этому поводу, сказал окружению, причем, довольно громко, что ничего не понимает.
Любой другой актер стушевался бы, но не Бурков. Он повернулся к ложе, где сидел Брежнев и все реплики весь спектакль говорил специально для него.
Не отставали и другие актеры. Вообще, смысла стесняться, кажется, не было. Золотовицкий вспоминал, как поразили его шуточки актеров друг над другом. Невинный, Кашпур и Калягин как-то играли в постановке о смерти Свердлова.
Согласно сценария Невинный и Кашпур должны были сыграть врачей, которые должны были сообщить Ленину о смерти Свердлова. Ленина играл Калягин. И вот в разгар этой трагической сцены, когда врачам нужно сказать, что Свердлов умирает от испанки, они вместо этой фразы изобразили танцующую испанку. Калягин-Ленин чуть т смеха не умер.
Вот такими были актеры, проложившие Золотовицкому путь к сцене. Любопытно, что Игорь Яковлевич мог бы и не стать в будущем ректором школы-студии МХАТ, ведь у него не было московской прописки. А в советское время без прописки в Москве остаться было непросто.
Жена по прописке и жена по любви
С пропиской помогла подруга. Звали ее Лена Мясникова. Узнав о трудностях Игоря, повела его в ЗАГС. Они даже колец не прихватили, брак-то был фиктивным. Из-за этого работница этого заведения смотрела на них крайне неодобрительно.
Негативное отношение усилилось, когда на фразе, предполагавшей поцелуй между женихом и невестой, «жених» и «невеста» рассмеялись.
Случается, что такой фиктивный брак перерастает в нечто больше. Но тут любви не возникло. Лена жила отдельно, ее «муж» отдельно. Потом, когда необходимости в прописке больше не было, развелись.
Произошло это незадолго до того, как он встретил Веру. С будущей женой познакомились в поезде. Интересно, что ни о какой любви с первого взгляда речи не шло. Ей понравился его товарищ, они даже целовались с ним. А вот на Игоря она обратила внимание много позже.
Точнее, это он сам решил ее завоевывать, пригласил сначала на свидание, а потом на свой День Рождения. На свидание она не явилась, на праздник опоздала, но видно это была судьба. После праздника, она, правда, успела выскочить замуж за какого-то канадца. Но все равно им было суждено быть вместе. Вот и это и случилось.
Золотовицкий, как и его отец оказался однолюбом. Вырастив двоих детей, эта пара, кажется, все еще счастлива в браке. Остается им только позавидовать.